ИнтервьюКультураНовости

Наши люди в Монако: продюсер Григорий Подземельный

Имя Григория Подземельного больше известно в профессиональных кругах. Не каждый знает, что за ним скрывается один из создателей комедийной трилогии «Любовь-Морковь», так полюбившейся российскому зрителю, а также нашумевшего российского триллера «Юленька». Вместе с другими участниками Недели российского кино в Монако Григорий посетил открытие фестиваля. Monaco-ru не упустил возможность пообщаться с одним из создателей современного российского кино.
Ольга Таран: Григорий, как вы пришли в кинематограф?
Григорий Подземельный: У меня отец – кинооператор. Сам я закончил Институт кинематографии. Работаю в кино с окончания учебы, что довольно часто происходит в кинобизнесе. Так получилось, что, когда я только начинал работать, индустрия кино переживала упадок – туда мало кто шел. Я начал работать с Сергеем Соловьевым на Московском Международном Кинофестивале в компании «Интерфест», которую сейчас и возглавляю. Вместе с Сергеем я принимал участие в организации ММКФ, а также в продюсировании Недели российского кино в Нью-Йорке, Париже, Берлине. Наша компания занималась организацией международных фестивалей «Tomorrow» и «2 in 1».
Кроме этого, «Интерфест» занимается продюсированием художественного кино. При нашем участии было произведено более 20 фильмов. Кинематографом мы заинтересовались в 2004 году. До этого наша компания занималась исключительно проведением международных кинофестивалей.
Ольга Таран: Кто стал инициатором проведения Кинонедели в Монако?
Григорий Подземельный: Инициатива была из Монако. В самом начале, когда мы впервые занялись проведением Недель российского кино, инициатором выступила нью-йоркская газета «Новое русское слово». В принципе, у нас не было идеи проводить такого рода мероприятия, хотя на тот момент недель российского кино как таковых не было. Министерство культуры нас поддержало, и мы провели первую Кинонеделю в Нью-Йорке. Затем инициатива пришла непосредственно от Пьера Кардена, и похожий фестиваль состоялся в его центре. Цель данного фестиваля – продвижение языка, культуры. Это никак не связано с финансовой прибылью. У нас есть спонсоры, которые берут на себя все расходы. Например, «Газпром Германия».
Ольга Таран: Как определялся репертуар Кинонедели в Монако? Почему в него вошли именно эти картины?
Григорий Подземельный: Есть куратор фестивалей, который и отбирает фильмы. Сотрудники Интерфеста смотрят то российское кино, которое производится в течение года. За счет того, что мы проводим кинонедели уже давно, наши работники примерно представляют, что вызывает интерес у зрителей. Однако мы стараемся открыть зарубежному зрителю и другую сторону российского кинематографа: менее массовое кино, с претензией на авторское. В последнее время в России снимается все больше и больше картин. Раньше сложно было найти, из чего формировать программу. Сейчас сложность заключается в трудности заполучить фильмы, так как они уже имеют зарубежных дистрибьюторов. Если дистрибьютор международный, то не всегда удается получить права на картину. У компании свои планы, которые могут расходиться с нашими.
Ольга Таран: Верно, что на Кинонеделе в Монако представлены два ваших фильма?
Григорий Подземельный: Это два фильма компании «Интерфест». В «Зеленой карете» я выступил в качестве продюсера, а в «Однажды» – исполнительным продюсером, на ступень ниже, так сказать. Если говорить о «Зеленой карете», мне посчастливилось выступить инициатором данного проекта. В фильме «Однажды» все лавры принадлежат режиссеру Ренату Давлетьярову, который является художественным руководителем нашей компании.

фильм Зеленая карета
кадр из фильма «Зеленая карета»
Ольга Таран: Вы производите кино совершенно разных жанров. Не проще ли придерживаться ?
Григорий Подземельный: Мы сначала хорошо начали делать комедии. Потом заметили, что на нашу компанию уже повесили ярлык. Этакие «мастера комедии». После этого мы судорожно начали работать с другими жанрами. Фестивальное современного кино – это обычно серьезные картины. Они получили высокую оценку со стороны киноведов и просто любителей. В России все были в недоумении, что мы от комедии перешли к такому непростому кино. Кстати, когда мы начинали делать комедию «От 180 и выше», рынка такого кино еще не было. Без ложной скромности я могу назвать нас в каком-то смысле первооткрывателями этого жанра. Сейчас все кинулись снимать комедии, и, как мне кажется, ценность этого жанра немного девальвировалась.
Ольга Таран: Чем же в итоге определяется репертуарная политика?
Григорий Подземельный: Возвращаясь к вопросу о выборе жанра, надо сказать, что во многом он определяется теми сценариями, которые нам предлагают. Возможно одна из больших проблем в кино – не только в нашем, но и в мировом – битва за хороший сценарий. Действительно, интересных историй не хватает. Можно считать удачей, если попадется хороший сценарий, благодаря которому твои вложения в фильм не только окупятся, но ты сможешь еще и заработать на этом. Не существует фабрики сценариев. На моей памяти не было такого, что перед тобой 10 историй, одна другой краше. Обычно есть 10 средних сценариев, и необходимо выбрать из них хотя бы два для доработки, чтобы они стали хорошими. Взять, например, проект «Однажды». Это была замечательная киноповесть мэтра нашего цеха Юрия Короткова, которую он написал лет двадцать назад, если не больше. Ренат всегда мечтал ее экранизировать. Она сама по себе уже самодостаточна. Стоило лишь немного ее доработать, чтобы получилось, на мой взгляд, очень удачное кино.
Ольга Таран: Можно ли говорить о каких-либо трендах в российском кино?
Григорий Подземельный: Сейчас я ожидаю новый тренд – хоррор, ужасы. В 2009 году мы попытались поднять интерес к этому жанру и сняли психологический триллер «Юленька». Для своего времени он собрал довольно приличную кассу. Недавно вышла «Пиковая дама» Георгия Малкова. Вот это самый настоящий хоррор. Он собрал больше 100 млн рублей, окупился сам по себе, значит зрители восприняли его хорошо. Я ожидаю, что после такого финансового успеха, все кинутся снимать фильмы именно в этом жанре, что в итоге делает его трендом. Хотя в российском прокате, как и пять лет назад, если фильм не стал событием, практически нет шансов на то, что он соберет приличную кассу.
Ольга Таран: Что значит «стал событием»?
Григорий Подземельный: Если разговоры о фильме выходят за рамки маркетингового хода, призванного повысить внимание зрителя через СМИ, – это событие. То есть о фильме говорят больше, чем предполагалось. Например, фильм «Горько» — это событие. Скажем, это точное попадание в ожидания зрителей. Многие узнали в этом фильме себя, своих знакомых. Оказалось, что на тот момент именно то, что было интересно публике – они сами.
Ольга Таран: Сложно сравнивать российское кино с американским?
Григорий Подземельный: Почему же, нет. Однако, я считаю, что мы можем конкурировать с Америкой только в малобюджетных формах. Сами понимаете: если выходит фильм «Интерстеллар», бюджет которого больше, чем годовой бюджет российского кино в целом, то о какой конкуренции может идти речь? Помимо всего прочего, на маркетинговые ходы тратятся суммы, которые сложно оценить. Об этом начинают говорить во всех СМИ, даже в тех, которым не заплатили. К тому же, индустрию звезд никто не отменял. Понятное дело, что Бред Питт – это уже не просто актер, а торговая марка, которую узнают в Индии, Италии, России. Это то, что продается само по себе. Лицо российского актера не продаст кино. У нас не настолько сложилась индустрия звезд.
Кадр из фильма "Однажды"
Кадр из фильма «Однажды»
Ольга Таран: Что необходимо для успеха фильма?
Григорий Подземельный: Говорят, что успешный фильм стоит на трех подпорках. Чем их больше, тем лучше, но три основных кита киноиндустрии – потрясающая история, актерский ансамбль, музыка. Самое главное – должно получиться хорошее кино. При интересном сценарии не всегда получится удачный фильм. Есть картины, которые не дотянули до проката. И после первого удачного уикенда, второй оказывается провальным, потому что люди начинают рассказывать, какая это ерунда. В этом случае «сарафанное радио» работает против фильма. Не последнюю роль играет удача. И здесь я не шучу. Можно создать отличный фильм, который по каким-либо независящим от него причинам, плохо пойдет в прокате.
Ольга Таран: Что за причины, например?
Григорий Подземельный: Это может быть конкурентное окружение. Выходит какой-нибудь американский блокбастер, и кинотеатры резко уменьшают количество сеансов других фильмов, так как ждут наплыв молодежи, которой хочется посмотреть именно этот блокбастер. Это может быть прямой конкурент – фильм в одном жанре с твоим. Также сильное влияние оказывает экономическая ситуация. Во время первого витка кризиса, я имею в виду прошлую весну, посещение российских ресторанов и кинотеатров резко увеличилось, потому что народ решил свой стресс не только заедать, но и «засматривать». Прошел год, денег нет. Кинотеатры повысили цены на билеты. Наблюдается спад интереса не только на российское кино, но и на американское. Хотя Россия находится в большем проигрыше. Есть такой неожиданный фактор, как погода, который очень сильно влияет на прокат. Представьте, весна, пятница. Вдруг днем засияло солнце, и все пошли в парк, поехали на дачу. Но как только выдаются дождливые выходные, посещаемость кинотеатров взлетает на 15-20%.
Ольга Таран: Санкции нанесли серьезный ущерб индустрии?
Григорий Подземельный: Я бы сказал, что народ ощущает определенную нагрузку на свой кошелек. Страдает все, в том числе и кино. Люди стали меньше посещать кинотеатры.
Ольга Таран: Какой из фильмов, представленных на Кинонеделе, можно назвать вашим фаворитом?
Григорий Подземельный: Я буду патриотичен – мне очень нравится картина «Однажды». «Училку» я пока не видел, но фильм меня заинтересовал. Судя по описанию, сюжет нетривиальный. И надо сказать, я соскучился по хорошей игре актеров, а игра Ирины Петровны Купченко мне показалась очень сильной. Тот факт, что его сравнивают с «Последним уроком» никак не должен повлиять на его успех. В принципе, сюжетных линий довольно мало. Я считаю, если какая-то старая шутка в новом фильме приобрела иной смысл, это нормально. Преимущества клише в том, что это проверено, это работает. Не факт, что какая-то новая идея придется по вкусу зрителям. Они просто могут не понять, что хотел сказать автор своим нетривиальным ходом.
Ольга Таран: Что планируете делать в ближайшее время?
Григорий Подземельный: В следующем месяце «Интерфест» организует Кинонедели в Берлине, потом в Париже. Также мы заканчиваем съемки семейной фантастической комедии «Маленькие люди» с Петром Федоровым в главной роли. Вынужден констатировать, что у нас немного разучились снимать детское кино. Его нельзя делать несерьезным. К нему нужно подходить так же как ко взрослому. Это такое же серьезное коммерческое кино. Вопрос даже не в детях, а в их родителях, которые принимают решение, какой фильм посмотреть. Естественно, в большинстве случаев они склонны выбирать фильмы, которые интересны им самим. «Призрак» с Федором Бондарчуком в главной роли – отличный пример детского кино. У меня ребенок, которому не особо интересны фильмы, но он даже диск попросил купить, чтобы иметь возможность увидеть этот фильм еще раз. Сейчас мы готовим проект «Шел по городу волшебник» по книге Юрия Томина. Он уже экранизировался в советское время, это история про возможность исполнения любых желаний и о последствиях этих желаний.
Ольга Таран: А какой ваш любимый фильм детства?
Григорий Подземельный: «Гостья из будущего». Его снимали рядом с моей школой, и мы с друзьями окольными путями пробирались на территорию киностудии им. Горького. Тогда все фанатели от этого фильма. Вот было целое событие.

Показать больше

Добавить комментарий

Back to top button