Жан II, правитель Монако: история процветания с печальным концом
В 1454 году, незадолго до смерти, сеньор Монако Жан I издал закон о правилах престолонаследия, которым должны были подчиняться будущие члены династии. Отныне правителем государства мог стать только наследник-мужчина из рода Гримальди. Однако Жан не мог предвидеть того, что уже его собственный единственный сын Каталан не оставит прямого наследника мужского пола…
Дочь Каталана, Клодин Гримальди, была еще ребенком, когда умер ее отец. Фактически страной на правах регента руководила бабушка наследницы Помелина Фрегозо. Согласно «Правилам наследования», после замужества Клодин передала бразды правления государством своему супругу — Ламберту из рода Гримальди, которого в мужья ей выбрал сам Каталан. После смерти Ламберта в 1494 году титул правителя Монако унаследовал его старший сын Жан, которому в ту пору было 26 лет.
Выгодный альянс
В этот период в Средиземноморье происходил настоящий коммерческий бум. Отец Жана оставил государство с полной казной, независимым, но под протекторатом Франции. Сын продолжил развивать добрые отношения с французским королем Карлом VIII, что было весьма полезно для страны. Жан также оказывал военную поддержку Карлу в приводимых им военных кампаниях — например, отправлял монегасские отряды воевать на стороне короля Франции против Италии (эта война, кстати, завершилась взятием французами Неаполя). Со своей стороны Карл VIII предоставлял союзнику немало привилегий, которые способствовали развитию торговых отношений и привели к расцвету порта Монако. Например, у властей было право патрулировать проходящие мимо порта корабли в целях борьбы с пиратством. На деле это означало, что с каждого судна взималась определенная плата. Монако также было предоставлено право беспошлинного ввоза зерна и вина из портов французского Прованса.
Страна процветала, а ее правитель Жан II был удостоен таких почетных званий, как капитан-генерал Ривьеры-ди-Поненте и правитель Вентимильи.
Небывалые успехи вдохновляли Жана, а также давали ему финансовую возможность для строительства и укрепления замков. Сила и богатство Монако как государства в период правления Жана II становились все очевиднее. Семья Гримальди владела роскошными замками не только в Монако, но также в соседних Рокбрюне и Ментоне. Процветающий альянс с Францией, которая успешно завоевывала Италию путем вторжения в Геную и Милан, делал Монако угрозой в глазах местных молодых аристократов, которые сами жаждали власти.
Расцвет Монако, богатство и пышные титулы вызывали зависть соседей, включая давних партнеров из Марселя. Жану приходилось принимать во внимание это растущее негодование. Он даже пережил попытку покушения на его жизнь, которую организовал миланский герцог Лодовико Сфорца. Даже когда в Италии поднялась волна недовольства французами, Жан остался верен Карлу VIII, а затем и его наследнику Людовику XII. Эта преданность приносила Монако выгоду в виде поддержки со стороны правящего режима Франции.
Загадочная трагедия
Расцвет и триумф — так в двух словах можно описать Монако в период десятилетнего правления молодого, умного и амбициозного Жана Гримальди. Казалось бы, ничто не предвещало беды. Однако род Гримальди ожидали новые испытания. И одним из камней преткновения снова стал порядок наследования трона.
Жан II женился на Антонии Савойской, дочери герцога Филиппа Савойского, в 1486 году. В этом браке не было наследников мужского пола, и согласно «Правилам наследования» 1454 года, следующим правителем Монако должен был стать брат Жана II, Люсьен. Однако отношения между Жаном и Люсьеном были сложными: братья то жили душа в душу, то страшно ссорились. Во многом виной тому были вспыльчивость и несдержанность Жана. Результатом напряженности в отношениях братьев стала одна из самых загадочных детективных историй, когда-либо происходивших в Монако. И поскольку случилось это задолго до рождения Шерлока Холмса, скорее всего, эта загадка так и останется неразгаданной… Так что же там произошло?
Самооборона или злой умысел?
Перенесемся в замок в Ментоне в ночь с 10 на 11 октября 1505 года. Между братьями разгорелся скандал. В спорах Жан легко выходил из себя, и даже союзники Жана, французы, с которыми он ладил, прекрасно знали о его тяжелом характере. Случилось так, что в ту ночь именно вздорный нрав сыграл роковую роль в жизни Жана. Завязалась настоящая драка, и Клодин, которая оказалась ее свидетелем, попыталась успокоить и разнять сыновей. Однако братья лишь распалялись все больше и больше, и в пылу драки Люсьен выхватил кинжал. Поняв, что одной совладать с сыновьями ей не удастся, Клодин бросилась звать на помощь слуг. Вернувшись, она увидела своего старшего сына Жана бездыханным в луже крови…
Нам никогда не узнать, из-за чего так неожиданно и трагично оборвалось успешное десятилетнее правление Жана II. Люсьен утверждал, что спор возник из-за того, что Жан угрожал продать Монако Венеции, а когда Люсьен возразил, по обыкновению яростно набросился на него.
По словам Люсьена, он был просто-напросто вынужден защищаться. Некоторые историки сомневаются в том, что Жан мог помышлять о продаже Монако, которое при нем настолько процветало. Есть мнение, что Люсьен был вынужден придумать какой-то веский аргумент, чтобы оправдать свой чудовищный поступок. Да и к чему было Венеции, находящейся на Адриатике и имеющей собственный выход к восточному Средиземноморью, интересоваться покупкой маленького государства, расположенного очень далеко от ее сфер влияния?
Но поскольку Люсьен в любом случае должен был бы наследовать трон после Жана, большинство специалистов склоняются к тому, что смерть Жана не была политическим убийством или заранее спланированным преступлением. Да и Клодин в дальнейшем никогда не испытывала неприязни к Люсьену, и их отношения остались теплыми.
Так в 1505 году в результате трагического стечения обстоятельств Люсьен становится следующим правителем Монако, сменив на троне убитого собственноручно брата Жана II. Через почти 18 лет, по иронии судьбы, Люсьен сам погибнет от руки близкого родственника…