Братья Люсьен и Августин Гримальди: стратегия и доблесть на службе Монако
Люсьен Гримальди взошел на престол в 1505 году в результате трагического стечения обстоятельств. Навсегда осталось загадкой, убил ли он старшего брата Жана II, на тот момент управлявшего страной, случайно, в ходе перепалки из-за продажи Монако венецианцам, или же, воспользовавшись ситуацией, сделал это намеренно, мечтая как можно скорее стать единоличным правителем Монако…
Как бы то ни было, стоит отдать Люсьену должное: период его правления оказался весьма успешным и был отмечен ростом международного авторитета Монако. Уже в 1506 году город осадили воинственно настроенные генуэзцы, мечтавшие прибрать Монако к рукам. Стены крепости на Скале впервые за всю ее историю подверглись пушечному обстрелу. Однако Люсьен, несмотря на молодость и небольшой опыт руководства страной, не дрогнул и проявил себя храбрым и умелым военачальником. В конце концов не без помощи французских войск вражеская атака была отбита, пятимесячная осада снята, а Франция и Испания другими глазами взглянули на крошечного соседа и начали вести между собой борьбу за право стать главным его защитником.
Для Франции этот вопрос во многом имел первостепенное значение. Французский король Людовик XII понимал, что успешная атака на Монако и его захват несут прямую угрозу границам Франции. Испания, в свою очередь, была заинтересована в союзнике в лице набирающего политический вес Люсьена. Правильно оценив ситуацию и применив все свои дипломатические способности, Люсьен добился больших выгод для Монако, а в 1512 году даже начал чеканить национальную монету с собственным профилем. Три года спустя он расширил территорию государства, купив Ментон, который оставался частью Монако вплоть до правления князя Карла III и вошел в состав Франции только в 1861 году.
Благодаря военным и дипломатическим успехам Люсьена Гримальди могущество Монако и его признание на международном уровне настолько возросли, что в 1522 году страна была удостоена визита Папы Римского Адриана VI. Но, как часто случается в жизни, успехи порождают зависть и вражду… Пока правитель Монако приумножал славу своего маленького государства, могущественный род Дориа из Генуи в лице родного племянника Люсьена (сына сестры Франсуазы) Бартоломео строил коварные планы его свержения. Несмотря на родство с Гримальди и совместные победы на поле брани (Дориа принимали участие в том самом противостоянии генуэзцам на стороне Люсьена), Бартоломео Дориа вынашивал планы возвращения Монако в состав Генуи.
Жестокое убийство Люсьена Гримальди
22 августа 1523 года Бартоломео Дориа прибыл с визитом к Люсьену — как выяснилось впоследствии, затевая недоброе… Они вместе сходили на мессу, а затем Люсьен пригласил племянника в замок на ужин. В мрачных и пустынных коридорах замка правителя Монако уже поджидала засада. 42-летний Люсьен Гримальди пал жертвой заговора и был заколот на месте… Убийцы планировали воспользоваться замешательством, быстро захватить все этажи замка, а затем, показав народу мертвого Люсьена и объявив о поддержке со стороны расположившегося неподалеку от местного порта генуэзского флота, провозгласить Бартоломео Дориа новым правителем Монако. Однако их планы были нарушены неожиданным сопротивлением монегасков, которое возглавил брат Люсьена епископ Грасса Августин Гримальди, в тот день как раз приехавший из Канн. Генуэзцам не удалось захватить замок, и, испугавшись народного волнения, они были вынуждены спасаться бегством. Дориа опять прибегнули к подлости: взяв в заложники жену Люсьена Жанну де Понтеве и их маленького сына Оноре, они потребовали свободу в обмен на их жизни. Августин был вынужден согласиться и скрепя сердце отпустил убийц брата.
Согласно принятым в стране «Правилам престолонаследия», следующим правителем Монако должен был стать сын Люсьена девяти месяцев от роду. В итоге регентом Монако при маленьком Оноре стал его дядя епископ Августин. Такое решение спасало страну и не позволяло прерваться правлению рода Гримальди.
Братская помощь
Епископ Августин и раньше приходил на помощь брату в трудную минуту. Когда в 1506–1507 годах генуэзцы предприняли попытку захватить Монако, Августин Гримальди в качестве епископа отправился во Францию просить поддержки у короля, понимая, что французский суверен не заинтересован в усилении Генуи. Расчеты Августина оказались верными, и король Людовик XII отправил свои войска на помощь монегаскам. Увидев приближение французов, генуэзцы решили не рисковать и отступили.
В 1507 году Люсьен Гримальди оставил на брата управление страной, а сам отправился вместе с королем Франции преследовать сбежавших генуэзцев и принял участие в осаде Генуи, которую возглавил Людовик XII. Альянс французов и Гримальди поначалу был весьма успешен, но впоследствии Люсьен был заключен в тюрьму своим вчерашним союзником за отказ продать Монако Франции или стать вассалом французского короля. Епископ Августин был занят восстановительными работами в Монако, лежавшем в руинах после генуэзского нападения, когда получил сообщение от Людовика XII, требующего немедленной капитуляции страны. Как и брат, епископ ответил отказом, и Людовик немедленно приказал французскому флоту отправиться к берегам Монако. Еще четыре тысячи солдат должны были атаковать монегасков на суше.
Никогда прежде в истории Монако ситуация не была столь опасной. Монегасская армия понесла большие потери в недавних сражениях, фортификационные укрепления были разрушены… Фактически у Августина не было ни солдат, ни продовольствия, ни денег. Епископ Гримальди принял единственно правильное в такой сложный момент решение: стал просто тянуть время. Используя все известные ему дипломатические уловки, он не подпускал французов к Монако, давая бесконечные обещания и сбивая противника с толку туманными, порой противоречащими друг другу посланиями. Свою тактику он продолжал до тех пор, пока итальянцы не возобновили военную кампанию против французов в Италии, из-за чего Людовик XII был вынужден освободить Люсьена. Так благодаря незаурядному уму епископ Августин Гримальди спас жизнь брата и отстоял суверенитет родины.
Епископ Августин на троне страны
Первый приказ, который отдал Августин, взяв бразды правления в свои руки, был поймать и казнить убийц Люсьена. Мысль о мести не давала епископу покоя. Правда, для того чтобы стать новым правителем страны, Августин был обязан получить разрешение Святого престола в Риме. Это не составило для него большого труда: Августина прекрасно знали, уважали и почитали в церковных кругах, а за свой талант дипломата он был на хорошем счету при французском дворе. Однако церковная иерархия предполагала полное подчинение епископа требованиям Папы Римского, поэтому, когда убийцы Люсьена были пойманы, он вынужден был даровать им прощение, на чем настаивала церковь, а также новый французский король Франциск I. Правда, племянник Бартоломео Дориа вскоре все-таки погиб при весьма загадочных обстоятельствах.
Перед Августином Гримальди точно так же, как когда-то и перед его братом Люсьеном, встал вопрос выбора союзника. Несмотря на признание Монако в политических кругах, экономика страны не успела восстановиться после всей череды потрясений последних десятилетий. Августину предстояло решить, союз с каким государством станет более выгодным для Монако — с Францией или же с Испанией. По совету Папы Римского Климента VII епископ отправляет с посольством к испанскому королю и императору Священной Римской империи Карлу V, в те годы самому могущественному человеку в Европе, своего родственника Леонардо Гримальди. Однако Леонардо так «удачно» провел переговоры, что Монако в обмен на союз с Испанией лишилось своего суверенитета. Августину Гримальди в очередной раз пришлось брать на себя ответственность за судьбу страны. Он был столь убедителен в своих увещеваниях и просьбах, что Карл V согласился аннулировать соглашение о лишении Монако независимости, вернув стране статус суверенного государства.
Епископ Августин Гримальди правил Монако около восьми лет и скоропостижно скончался 14 апреля 1532 года в 50-летнем возрасте. Ходили слухи, что он был отравлен (уж слишком неожиданной оказалась эта смерть), однако доказательств тому найдено не было. Августин Гримальди оставил о себе добрую память: это был умелый политик и тонкий дипломат, настоящий патриот, не раз спасавший свою маленькую страну. Во многом благодаря епископу Августину род Гримальди продолжает править в княжестве вот уже более 700 лет.