I Love Art: лучшие выставки лета
Галерея Ferrero открылась в Старой Ницце
Старейшая галерея современного искусства в Ницце, основанная в 1954 году фотографом Жаном Ферреро и приобретённая в 2003 году Гийомом Аралем, недавно переехала в живописный квартал Старой Ниццы. Новое месторасположение можно назвать исключительно удачным для этого легендарного музея. Отныне уникальные произведения современного искусства предстают перед публикой под сводами старинных подвалов.
Знаменитые художники Ницианской школы, безусловно, стали основой коллекции галереи. Однако здесь достаточно места и для многообещающих молодых талантов. Так, работы Сезара, Армана, Бена, Жан-Клода Фархи, Клода Жийи, Жана Маса и Сосно соседствуют с творениями Христо и Жанны-Клод или Миммо Ротеллы. Творчество этих менее известных, но весьма интересных представителей арт-сообщества Французской Ривьеры, определённо не лишено оригинальности. Возьмем, к примеру, Гвидо Палмеро. В качестве рамы для картины художник выбрал двери автомобиля — и удивительным образом эти металлические детали стали частью завораживающего полотна.
Галерея Ferrero расположена на двух этажах. На первом этаже, который носит название «Белый Куб», представлено искусство в самых разных формах: рисунки, скульптуры, ковры и мебель. Новая галерея прекрасно иллюстрирует эволюцию искусства Французской Ривьеры.
The Ferrero Gallery
17 Rue Droite (Vieux-Nice), Nice
+33 (0)4 93 88 34 44
http://www.galerieferrero.com/
Творческая мощь Пьера Сулажа в Галерее Lympia в Ницце
Юбилейная выставка, посвящённая столетию Пьера Сулажа, самого дорогого из ныне живущих французского художника, проходит этим летом в Галерее Lympia в Ницце. Здесь представлено около ста произведений, некоторые из которых являют собой редкие сокровища из частных коллекций. Совсем недавно выставка, посвящённая идеям, эволюции и технике Пьера Сулажа, прошла в Лувре, а теперь прекрасная возможность открыть для себя творчество признанного во всём мире художника-абстракциониста есть и у гостей Лазурного берега.
Рождению знаменитой техники outrenoir («сверхчёрный»), сделавшей Сулажа знаменитым, предшествовал долгий путь. Сначала художник исследовал чистый белый цвет, его насыщенность и переливы, затем пришёл черёд охры и каштана, полученных из ореховой шелухи, далее были бесконечные оттенки глубокого серого, переходящего в цвет гудрона, а в некоторых литографиях Пьера Сулажа господствует лирический синий…
Бывшая каторжная тюрьма Лимпия, преобразованная в галерейное пространство, знакомит посетителей выставки с творчеством Сулажа с разных сторон. Так, здесь представлены инструменты мастера (кисти, лезвия, палки, щётки), благодаря которым буквально из ничего на полотне возникали тончайшие оттенки металлического серого, невообразимого коричневого и изощрённого чёрного. Творческое становление художника отражено в его работах, выполненных в соавторстве с другом, сенегальским поэтом Леопольдом Седаром Сенгором. Здесь также можно увидеть гравюры на медных пластинах. Все это помогает понять, как посредством использования различных техник Пьер Сулаж достиг совершенства в своём ремесле. Его «сверхчёрный» — властный, чарующий, искусный — присутствует в любом другом цвете на полотне и безраздельно царит в каждой работе художника.
Галерея Lympia
2 Quai Entrecasteaux, Nice
+33(0)4 8904 5310
Световые декорации Эжена Фрея на Вилле Палома в Монако
Великолепная зимняя выставка, посвящённая ярким инсталляциям бельгийского художника Эжена Фрея, продолжит свою работу в Новом Национальном Музее Монако и летом. Экспозиция знакомит нас с техникой сценографии, которая использовалась на сцене Оперы Монте-Карло в 1930-х годах и в значительной степени способствовала росту популярности этого театра.
На выставке впервые представлено 300 бумажных работ и более 100 стеклянных пластин, созданных Эженом Фреем. Художник изобрёл сложную систему световых проекций, сочетающую фотографическую, изобразительную и кинематографическую технику. Она позволяла использовать в сценических декорациях множество цветовых вариаций, источников света, форм и даже движущихся изображений. Выставка даёт возможность оценить взаимосвязь этой восхитительной техники с творческими экспериментами художников, хореографов и режиссёров с начала 1920-х годов до наших дней. Наглядным примером тому творчество португальца Жоау Марии Гусмау, который занялся восстановлением некоторых проекционных техник. Его работа «Путешествие без движения», выставленная в NMNM, — это «микрокино в непрерывном свете», движущиеся изображения без плёнки или оператора.
Ещё одна причина посетить залитые солнцем залы Виллы Палома.
NMNM. Villa Paloma
56 Boulevard du Jardin Exotique
+377 9898 4860
Мунира Аль Соль в Музее Пикассо в Валлорисе
Необычная, и даже остроумная, выставка разместилась в стенах часовни «Война и мир», расписанной самим Пикассо, в местечке Валлорис. Ливанская художница Мунира Аль Соль, работающая в разных жанрах, отличается особым умением отображать пересечение человеческих судеб и то, к чему оно приводит. Так, на создание нескольких серий рисунков художницу натолкнул кризис, связанный с сирийскими беженцами.
Мунира Аль Соль приняла предложение Национального музея Пабло Пикассо в Валлорисе и вынесла на суд зрителей свой недавний труд под названием «Mina El Shourouk ila Al Fahmah — Lackadaisical sunset to sunset». Эта работа представляет собой палатку, вышитую двадцатью четырьмя арабскими словами, символизирующими разные часы дня и ночи. Интимное, защищённое от внешнего мира пространство палатки как бы рассказывает зрителям об эмансипации женщин в арабском мире. Инсталляция украшена изысканной вышивкой, которая удивительным образом перекликается с Воином Света, созданным Пикассо, и заставляет вспомнить о протестных движениях в Ливане. Оригинальное, очень личное творение Муниры Аль Соль как нельзя гармонично вписывается в пространство часовни «Война и мир», поскольку представляет собой взгляд на ту же проблематику, только это взгляд современной женщины.
National Pablo Picasso Museum
«War and Peace» chapel
Place de la Liberation, Vallauris
Tel. +33(0)4 9364 7183
Голубой и розовый Жака Монори в Фонде Маг в Сен-Поль-де-Ванс
Эти рисунки словно кадры из кинофильмов. Жак Монори обладал поистине поразительным видением окружающей действительности, людей, предметов, улиц и интерьеров. Проведением новой выставки Фонд Маг отдаёт дань уважения одному из ярких представителей нарративной фигурации, художественного направления во французском искусстве начала 1960-х годов. Используя газетные вырезки и фильмы 1950-х годов, Монори передаёт собственное видение повседневной жизни тех лет. Он фокусирует взгляд зрителей на изображении, стараясь донести символизм текущего мгновения, оживить истории, формирующие реальность.
Неповторимость морозного синего цвета картин Жака Монори, одновременно насыщенного и воздушного, поистине зачаровывает. Монохромный индиго возник из детских воспоминаний художника: ребёнком он смотрел фильмы в кинотеатре под открытым небом, и киномеханик накладывал синий фильтр, когда по сюжету начинались ночные сцены. Этот волшебный цвет напоминает состояние засыпания, в то время как другой, который называют «индийским розовым», способен превратить окружающий мир в сказку или футуристический кошмар.
Путешествие по США, безграничные пространства, револьверы, длинные седаны и роковые женщины… На выставке работ Жака Монори мы то смотрим классический нуар, то дрожим от страха, как на сеансе качественно снятого триллера, то беспокоимся за будущее этого мира. Монори, который был как художником, так и режиссёром короткометражного кино, не столько создаёт художественные полотна, сколько снимает настоящий фильм.
Fondation Maeght
633, Chemin des Gardettes, Saint-Paul-de-Vence
+33 (0)4 9332 8163
info@fondation—maeght.com
Экзотические цвета Зоры Манн и Сол Калеро на Вилле Арсон в Ницце
Две женщины, две далёкие страны, два мировоззрения, два подхода к цвету… В работах Зоры Манн господствуют мотивы, характерные для племенного искусства, причудливое сплетение узоров, яркие, ослепительные оттенки, которые при этом странным образом обладают особой мягкостью. Родители Зоры Манн родом из Восточной Африки, и в детстве будущая художница немало времени проводила на Чёрном континенте. Отсюда её любовь и привязанность к восточноафриканской культуре.
Искусство Зоры Манн необычно, исключительно и неотразимо. Это мечта о далёком, психоделическое вдохновение… Потрясающие работы художницы рождаются в самой глубине её души. «Мои картины обычно изображают внутренний мир … Наши тело и разум служат лишь обрамлением того, что происходит внутри нас. В своих работах я рассуждаю о таком качестве психики человека, как проницаемость. Каждому из нас суждено жить в данном от рождения теле и смотреть на мир со своей точки зрения. Лично я всегда иду изнутри вовне». Своими эмоциями и глубинной внутренней сущностью художник Зора Манн делится на выставке, носящей символическое название «Waganga» — «Целители душ».
Сол Калеро представляет другой континент и другое видение мира. Уроженка Венесуэлы, сегодня художница работает в Берлине. Изобилие экзотических фруктов и цветов в живописных и керамических работах Сол Калеро, выставленных в читальном зале Виллы Арсон, полностью погружает зрителей в атмосферу Южной Америки. Многогранное искусство художницы, сочетающее живопись и скульптуру, проникнуто воспоминаниями о далёкой родине. Здесь и захватывающее путешествие, и непривычные пейзажи, и, конечно, возвращение к истокам.
Villa Arson
20 Avenue Stephen Liégeard, Nice
Tel. + 33(0)4 9207 7373