Сафия Эль Мальки, увлечённый и знающий коллекционер: «Я мечтаю о собственном Фонде»
Сафия Эль Мальки — опытный коллекционер и арт-патрон. Она стала очаровательным амбассадором салона artmonte-carlo благодаря встрече с директором artgenève Томасом Хагом. Обе арт-ярмарки отличаются духом открытости и строгими стандартами качества. Вот как Сафия вспоминает первый арт-салон artmonte-carlo, открывшийся пять лет назад: «Это было настоящее чудо… У меня просто мурашки бежали по коже, и я тут же решила полностью посвятить себя этому всему».
Она элегантна, спортивна и необыкновенно обаятельна. Сафия Эль Мальки была организатором нескольких великолепных и знаковых для княжества художественных выставок в галерее Sem’Art. Сегодня она по-прежнему завсегдатай арт-салонов, регулярно пополняющий собственные коллекции. Нам удалось застать Сафию дома на пути из Милана в Мадрид. Её квартира с панорамным видом на Монако и Княжескую Скалу — это настоящий музей.
HelloMonaco: Сафия, что вы думаете об эволюции арт-салона artmonte—carlo, который в нынешнем году отмечает пятилетие?
Сафия Эль Мальки: Мы рады и растущему успеху выставки, и тому, что нам удалось сохранить главное качество, присущее ей с самого начала, — камерность. Приглашая к участию в своих выставках крупные художественные галереи, мы с уважением относились к особому формату artmonte-carlo. Всё это происходило одновременно с ростом популярности салона artgenève. В своё время директор Нового Национального Музея Монако Мари-Клод Бо любезно представила меня директору artmonte-carlo Томасу Хагу, и с тех пор мы работаем вместе.
HM: Вы опытный коллекционер. Сколько произведений искусства в вашей коллекции и какие из последних приобретений вы любите больше всего?
Сафия Эль Мальки: Моя коллекция насчитывает 780 произведений. Раз в два года я обновляю экспозицию. Одна из стен посвящена моему смешанному происхождению. Мама у меня бельгийка, а отец из Алжира, поэтому коллаж из зеркал и картона работы алжирского художника Кадера Аттиа я разместила рядом с превосходной композицией из поливинила бельгийца Уолтера Леблана. Я регулярно приобретаю работы молодых художников, особенно женщин, которые занимают всё более важное место в современном искусстве. Так, Рэйчел де Жоод, Камий Анро, Татьяна Вольска, Виктория Уилмотт в моей коллекции составляют замечательную компанию Джеффу Кунсу, Виму Дельвуа, Дэмиену Херсту, Жан-Пьеру Рейно.
HM: С чего началась ваша страсть к искусству?
Сафия Эль Мальки: Это случилось, когда мне было 10 лет. Родители любили путешествовать на машине, и однажды мы оказались в Амбуазском замке, по соседству с которым находится Кло-Люсе, последний дом, где жил Леонардо да Винчи. Там я открыла для себя этого гениального человека, великого художника и учёного. В возрасте 19 лет я сделала своё первое приобретение — литографию Гогена, которая украсила стену моей квартирки в Брюгге. Я обожала Гогена, его цвета, формы, мягкие, плавные линии…
Впоследствии мои вкусы изменились. У меня по-прежнему имеются рисунки Пикассо и Матисса, некоторые работы Шагала, однако моя коллекция, в сущности, объединяет произведения, созданные в период с 60-х годов и до наших дней. Затем я заинтересовалась минимализмом и дизайном, в частности творчеством израильского художником Рона Арада.
H.M: Вы выставляли его работы в Sem’Art. Кстати, как у вас обстоят дела с новой галереей или фондом в Монако?
Сафия Эль Мальки: Я рада, что мне удалось организовать несколько необычных и успешных выставок современного искусства в Монако. За последние пять лет мне посчастливилось принимать у себя в галерее известных французских, бельгийских, русских и иранских художников. Важным событием, в частности, стала наша выставка творческого дуэта из России Владимира Дубосарского и Александра Виноградова.
На данный момент я предпочитаю посвящать время арт-салонам. При этом я являюсь владелицей арт-консалтинговой компании Sem’Art. Что касается фонда, для него требуется большое пространство, найти которое в княжестве не так-то легко.
HM: У вас двое детей. Удалось ли вам привить им интерес к искусству?
Сафия Эль Мальки: Сын изучает бизнес-менеджмент в Барселоне. Совсем недавно он прислал мне размеры стен своей комнаты, чтобы я смогла отправить ему некоторые произведения искусства. Что касается дочери, она изучает историю искусств в Лондоне и с некоторых пор регулярно посещает художественные выставки по своей инициативе, независимо от моего присутствия. Так что беспокоиться о преемственности своего дела мне не приходится.