«Она слишком всё»: принцесса Грейс глазами знаменитостей
Очень интересно взглянуть на принцессу Грейс глазами людей, которым посчастливилось с ней работать и общаться. Известные актёры и режиссёры, лучшие стилисты и фотографы, друзья — всех этих людей переполняют эмоции при воспоминании о ней.
Поистине поразительно то, что абсолютного совершенства Грейс достигла благодаря не только природным данным, но и тяжёлому труду. Ведь прежде чем стать недосягаемой дивой голливудских фильмов, она много работала в театре, на телевидении, снималась в рекламе. Актёрскую карьеру Грейс начинала в Нью-Йорке на Бродвее, оттачивая мастерство на театральной сцене. Критики, видевшие её игру впервые, писали: «Эту актрису отличает естественность, которую невозможно изобразить. Никакого притворства, одна только очаровательная свежесть».
Сейчас уже мало кто помнит те десятки телевизионных эпизодов и рекламных роликов, в которых снималась Грейс Келли. Сегодня мир знает её как звезду Голливуда. Однако звёздность точно так же, как и гениальность, складывается из 99 % труда и лишь 1 % вдохновения.
Грейс Келли в мире кино
В фильме «Лебедь» по пьесе Ференца Мольнара Грейс сыграла принцессу, вынужденную делать сложный выбор. На одной чаше весов любовь, на другой — долг, обязательства и будущее, в котором ей суждено «как во сне, скользить по озёрной глади, не имея возможности сойти на берег… Она так и останется на озере навсегда, тихая, белая и величественная». Этот фильм, вышедший в 1956 году, стал предпоследним в кинокарьере Грейс и удивительным образом предсказал её собственную судьбу.
Вот что говорил о Грейс теле- и кинорежиссёр Тед Пост: «Её красота завораживала уже сама по себе. Однако Грейс была ещё и очень решительной и усердной. Она внимательно слушала и выполняла всё, что от неё требовалось».
Актер Кэри Грант, работавший с Грейс на съёмочной площадке фильма «Поймать вора» (1955), восхищался тем хладнокровием, с каким она справлялась с огромным объёмом текста. Чтобы выработать такую уверенность, годами ранее молодая актриса посвящала работе над сценариями сотни и сотни часов.
А режиссёр «Могамбо» Джон Форд, выбравший Грейс для съёмок в своём фильме, бросил со свойственной истинному американцу прямолинейностью: «У этой дамы есть порода, достоинство и класс».
Фотограф Хауэлл Конант восхищался Грейс как прекрасной танцовщицей: «У неё было понимание своего тела, как у балерины; это сквозило в каждом её движении».
Художник по костюмам Эдит Хед отмечала разницу между Келли и другими кинозвёздами тех дней, а также её царственную осанку: «Её коллеги появляются на площадке в джинсах, а у Грейс всегда белые перчатки и носовой платок. Она скользит, она позирует, она крадётся, она движется как кошка».
Руководитель студии MGM Дор Шэри вспоминает: «Джон Форд позволил мне сравнять счёт с Дэррилом Зануком: тот получил Монро, а мы получили Грейс Келли».
Вот как помощник режиссёра фильма «Окно во двор» Герберт Колман описывает впечатление от Грейс Келли: «Это была самая красивая женская съёмка, когда-либо случавшаяся в моей жизни». Колман имеет в виду ту сцену фильма, которую автор книг о Хичкоке Нейл Синьяр называет «пробуждением спящего героя от поцелуя Волшебной Принцессы».
Именно после выхода ленты «Окно во двор» (1954) Грейс Келли окончательно становится культовой актрисой. Известные обозреватели тех дней называли её сказочной музой в белых перчатках, от которой у мужчин захватывало сердце, а женщины лишались чувств. Заворожённый красотой Грейс режиссёр Хичкок своё восхищение вкладывает в реплики главного героя — фотограф Джефф в исполнении Джеймса Стюарта сетует: «Она слишком совершенная… Слишком талантливая, слишком красивая, слишком утончённая. Она слишком всё».
Знаменитые актёры о «Звезде всех Звёзд»
Грейс Келли поражала многих, в том числе очень известных актёров, которым довелось поработать с ней на съёмочных площадках. Один из величайших актёров Голливуда Кэри Грант говорил: «Грейс играла так же легко, как Джонни Вайсмюллер плавал или Фред Астер танцевал. Она заставляла думать, что ей это даётся без труда. Некоторые говорили, что Грейс просто играла саму себя. Но именно это и есть самое трудное для актёра».
После съёмок у Хичкока Грейс Келли превратилась в одну из самых желанных женщин мира. Поэтому выбор Грейс на роль Джорджи Элджин в фильме «Деревенская девушка» (1955) отнюдь не порадовал Бинга Кросби, которому предстояло сыграть её мужа-алкоголика. Сама Келли позже рассказывала по этому поводу: «Бинг чуть не отказался сниматься, узнав о том, что эту роль буду исполнять я. «Она слишком красива, — говорил он продюсерам. — У неё нет опыта… Она слишком гламурна для роли Джорджи».
Муза Хичкока
Для Хичкока уход его музы из кино стал настоящим ударом. «Он намеревался снимать Грейс в следующих десяти картинах, — рассказывал сценарист Джон Майкл Хейс. — Я бы сказал, что все актрисы, которых он выбирал впоследствии, были попытками восстановить тот образ и благоговейное чувство, которое Хич испытывал к Грейс».
Биограф Хичкока Элейн Леннон так отзывается о Грейс Келли: «В лице Грейс Хичкок обрёл свою музу. Он всем говорил, что она была его лучшей главной актрисой со времён Ингрид Бергман».
Сказка начинает сбываться
1955 год стал важнейшим для Грейс. В кинотеатрах шли сразу четыре фильма с её участием. Она стала самой высокооплачиваемой актрисой года и получила премию «Оскар» за лучшую женскую роль. «Следовало бы дать особую награду за храбрость продюсеру, который снял фильм без участия Грейс Келли», — шутил бессменный ведущий церемонии награждения «Оскар» тех лет Боб Хоуп.
В том же году актриса возглавила список самых стильно одетых знаменитостей. «Стильный образ Грейс Келли транслировался повсюду», — пишет Кристина Хогланд, автор нескольких книг об актрисе и её роли в истории моды. 25-летняя Грейс вошла в число легендарных голливудских красавиц.
Историк и биограф Роберт Лейси выразился так: «Софи Лорен, Одри Хепберн, Грейс — это венец «системы звёзд». На мой взгляд, они красивее всех звёзд прошлых лет и красивее всех тех, кто есть сейчас».
Радость жизни
Грейс буквально излучала радость жизни. Вот как восторженно отзывается об актрисе её партнер по фильмам Джеймс Стюарт: «Каждый раз, когда мы виделись, Грейс привносила в мою жизнь мягкий, тёплый свет. И каждая встреча с ней сама по себе была праздником».
«Она частенько собирала цветы в горах и окрестностях Монако. Она была полна сил и энергии и обожала заниматься коллажами из сухих цветов», — рассказывает давний друг принцессы Руперт Аллан.
Добрую память о себе оставила Грейс благодаря своим прекрасным человеческим качествам. Ведь наряду со знаменитой актрисой Грейс Келли существовала и принцесса Монако Грейс — выдающаяся личность и достойная супруга правителя процветающей европейской страны. Природная доброта принцессы нашла идеальное применение в её работе в Красном Кресте Монако. Рассказывает сын, князь Альбер II: «Вскоре после свадьбы, в 1958 году, мама взяла на себя эту миссию [должность президента Красного Креста княжества. — Ред.] и полностью перестроила работу организации». Преданность и энтузиазм, с которым принцесса отдавалась благотворительной деятельности, привлекли к участию в мероприятиях Красного Креста Монако немало новых сторонников.
Так же серьёзно принцесса Грейс относилась к своим обязанностям по поддержанию имиджа страны на мировой арене. Благодаря этому международная репутация Монако достигла невероятных высот: княжеством всерьёз заинтересовались дипломаты, бизнесмены и туристы. Как заметил сам князь Ренье III: «Мой лучший посол — это Грейс».
Один из основателей Ирландской библиотеки принцессы Грейс, известный писатель Энтони Бёрджесс, говорил: «Принцесса Грейс была последней из великих хозяек. Она умела очаровывать французов и держать под контролем Фрэнка Синатру. Её достоинство было подлинным, доброта — ненаигранной, она была ослепительно прекрасна, но дружелюбна и открыта для общения: гуляя по Монако-Вилль в простом плаще с непокрытой головой, Грейс с почтением приветствовала и целовала всех своих подданных более старшего возраста».
Луизетт Аццоальо Леви-Суссан, поработавшая личным помощником принцессы Грейс 19 лет, рассказывает о своём собственном уникальном опыте общения с этой удивительной женщиной: «Она была очень любознательна. В ней было что-то величественное. А ещё она серьёзно относилась к своей роли в княжестве, стремилась принять Монако в качестве новой родины, поэтому хотела знать всё о княжестве и его народе, хотела быть близкой своим подданным. Принцесса Грейс отличалась большим умом и превосходным чувством юмора, что встречается не так уж и часто. Вспоминая наше ежедневное общение, могу отметить, что принцесса обладала талантом превращать самые простые вещи в очень увлекательное занятие. И это было прекрасно. Для меня она стала человеком, который действительно изменил мою жизнь и произвёл на меня сильнейшее впечатление».
И конечно, самой прекрасной ролью Грейс Келли, в которую она вложила всю свою доброту, заботу и любовь, стала роль мамы троих детей.
Весёлый нрав…
Рассказывает подруга детства Джуди Куайн: «Грейс обожала шутки. Приличные и не очень приличные анекдоты, розыгрыши, каламбуры и даже чёрный юмор — неважно, лишь бы было действительно смешно».
Эту черту характера актрисы быстро заметил Хичкок, который принялся с удовольствием подшучивать над ней. «Грейс, в этих горах водится золото!» — воскликнул он, увидев Грейс Келли в весьма откровенном золотом платье, сшитом для сцены бала-маскарада в фильме «Поймать вора».
…и железная воля
Партнёрша Грейс по ленте «Высшее общество» (1956) Селеста Холм говорила о Келли так: «Она знала себе цену… Ведь её дядей был не кто иной, как знаменитый драматург Джордж Келли. Это придавало ей некую силу».
Художник по костюмам Эдит Хед подтверждает слова актрисы: «Выведи Грейс из себя — и она вскипит… У этого безмятежного личика очень даже крепкие челюсти».
Сильная воля Келли проявлялась и в ведении переговоров. Когда компания MGM выступила против участия актрисы в «Деревенской девушке», Грейс пригрозила навсегда расторгнуть контракт с киностудией. Говорит Джуди Куайн: «Руководство MGM было в шоке. Молодая актриса с несколькими фильмами за спиной, некоторые из которых даже ещё не вышли в прокат, задирает нос… В Голливуде это было просто немыслимо». Интересно, что именно эта роль принесла актрисе премию «Оскар».