Words of Wisdom in Monaco: Норман Нато
В сезоне 2021 года пилотом монегасской команды RoKit Venturi стал 29-летний французский гонщик Норман Нато. В начале мая Норман принял участие в четвёртой в истории гонке Monaco E-Prix, которая впервые прошла по полной версии трассы.
Главный редактор Hello Monaco Ольга Таран узнала у Нормана, считает ли он трассу в Монако особенной, чем гонки на электромобилях отличаются от Формулы-1 и что нового в автоспорт привносят женщины.
HelloMonaco: Норман, расскажите нашим читателям о том, как и когда вы сели за руль гоночного автомобиля?
Норман Нато: В шесть лет я впервые попробовал картинг. Мой отец был гонщиком, и меня с детства очень интересовали ралли и автомобили. Участвовать в соревнованиях я начал в возрасте девяти лет, и с того момента гонки стали делом моей жизни.
НМ: Вы выбрали довольно рискованную профессию... Как на это реагирует ваша семья?
Н.Н.: Мне всё время приходилось искать компромисс, поскольку отец поддерживал моё стремление стать гонщиком, а вот мама говорила: «Езжай осторожно и не слишком быстро». Кстати, она смотрела мою последнюю гонку. Обычно мама очень переживает, когда следит за тем, как я на большой скорости соревнуюсь с соперниками. И всё-таки со временем она привыкла и приняла мою профессию. Сейчас это часть моей жизни.
НМ: Помните ли вы свою первую машину?
Н.Н.: Да, это был первый автомобиль моей мамы, и уже через десять дней я его разбил, так что прослужил он мне совсем недолго.
НМ: Расскажите, пожалуйста, о своей карьере до прихода в «Формулу Е».
Н.Н.: Нынешний год для меня первый в Формуле Е. До этого я выступал в Формуле-2, в гонке «24 часа Ле-Мана». В течение двух лет я был резервным гонщиком RoKit Venturi: если бы кто-то из пилотов по каким-то причинам не смог участвовать в соревнованиях, я бы его заменил. В прошлом году Фелипе Масса закончил выступления в Формуле Е, и команда приняла решение сделать меня пилотом RoKit Venturi.
НМ: Чем Формула Е отличается от других чемпионатов?
Н.Н.: Прежде всего, гонки этого чемпионата проводятся на городских трассах. Далее, сама машина отличается от привычных болидов Формулы-1, у неё электрический двигатель. Стиль и принцип вождения тоже разный. Так что я в новом для себя качестве пилота Формулы Е столкнулся со множеством моментов, которые нужно было изучить и освоить.
НМ: Ваш номер в этом сезоне — 71. Почему?
Н.Н.: Мое счастливое число — 17. С юных лет у меня была гоночная машина с этим номером. В 2021 году номер 17 был занят, поэтому я решил выбрать противоположный — 71.
НМ: Сколько человек в команде RoKit Venturi?
Н.Н.: Более 30 человек — и это для всего лишь двух машин! В команду входят механики, инженеры, специалисты, которые работают с симулятором.
НМ: Норман, а с каким чувством вы соревнуетесь на улицах города, в котором живёте?
Н.Н.: Мы как минимум полгода тренируемся на симуляторе, так что все участники гонки находятся в одинаковых условиях. Я выступал в Монако пять раз и могу сказать, что знаю, чего ожидать от трассы и чего следует остерегаться. И всё-таки трассу в Монако совершенно точно можно назвать особенной. Когда ты молод, тебе хочется добиться успеха именно в Монако. А когда ты ещё и живёшь здесь, давление со стороны становится ещё сильнее… Друзья постоянно приглашают тебя в рестораны и на вечеринки, но ты должен оставаться сосредоточенным на гонке. Концентрация для спортсмена очень важна!
НМ: Менеджером RoKit Venturi является Сьюзи Вольфф. Женщина у руля гоночной команды — довольно редкое явление в автоспорте…
Н.Н.: Я уже не первый год сотрудничаю с командой RoKit Venturi, где работает довольно много женщин. Должен сказать, что это здорово, потому что у женщин своё, уникальное видение автоспорта. Для меня наша команда — это настоящая семья.
НМ: Расскажите о том, как вы готовитесь к гонкам.
Н.Н.: Быть гонщиком не значит только уметь управлять болидом. К заезду нужно быть готовым и физически, и психологически. Мой инженер просит меня придерживаться одного веса в течение сезона, иначе команде придётся вносить изменения в конструкцию моего болида. В межсезонье занимаюсь физподготовкой с персональным тренером.
НМ: Как вы относитесь к новому поколению гонщиков?
Н.Н.: Сейчас в Формулу-1 приходят очень молодые гонщики. Максу Ферстаппену было 17 лет, когда он начал выступать в Формуле-1. Это доказывает, что он был готов выиграть мировой титул. Я считаю, что для нового поколения возраст имеет второстепенное значение. Важно лишь то, готов ты или нет, далее всё зависит от тебя.