Век спустя: в Монако впервые за сто лет приземлился гидросамолёт
9 сентября 2021 года, раннее солнечное утро и всего два часа лёта от итальянского озера Комо до Княжества Монако… Совсем скоро особенный гость, которого в тот день ожидали у Яхт-клуба княжества среди винтажных яхт 50-х годов, сменит спокойную пресноводную озёрную гладь на солёное Средиземное море. На Monaco Classic Week прилетел гидросамолёт Cessna C305. Этого визита в княжестве ждали 100 лет!
Спустя целый век этому событию суждено было состояться! Так Клуб гидроавиации Монако (Hydravion Club de Monaco) громко заявил о своём открытии, распахнув двери для всех любителей этого необычного средства передвижения. Вечером того же дня, после успешного приземления на воду, церемонию торжественного открытия Клуба посетил князь Альбер II.
Экскурс в историю
Самолёты-амфибии и гидросамолёты были изобретены почти одновременно со своими наземными «собратьями». Первые прототипы в начале XX века появились сразу в нескольких странах. В 1911 году экспериментальные машины, взлетающие с воды, представил советский инженер Я.М. Гаккель, француз А. Фабр и американский пионер авиации Г.Х. Кертисс.
Модели представляли собой корпус от сухопутного самолёта, совмещённый со специальными поплавками. Такие машины планировалось применять во флоте, в хозяйственной деятельности и оборонной сфере. Они также стали незаменимыми морскими разведчиками. Так межвоенный период стал настоящей эрой гидроавиации.
Покорителям сразу двух стихий долгое время принадлежал рекорд скорости. В 1934 году гидросамолёт Macchi M.C.72 поставил рекорд скорости, разогнавшись до 709 км/ч. Для наземных самолётов тех лет такие цифры были просто недостижимы. На протяжении пяти лет он удерживал это рекорд, пока в 1939 году два немецких самолёта не разогнались до 746 км/ч и 756 км/ч. Нынешний мировой рекорд скорости для поршневого самолёта составляет 850,26 км/ч, он был установлен в 1989 году значительно модифицированным американским Grumman F8F Bearcat, известным под именем Rare Bear.
С одной стороны, гидросамолёты позволяли приземляться на труднодоступные участки, с другой, широко применять их в гражданской авиации не представлялось возможным. Поэтому вскоре они потеряли былую популярность, оставшись верными исполнителями особых заданий и раритетами в частных коллекциях.
В Европе клубы любителей гидроавиации — не редкость. Один из самых крупных расположен на озере Комо. Именно благодаря его содействию в водах княжества приземлился Cessna C305.
Век назад в Монако уже проходили испытания гидросамолётов, ставших напоминанием о промышленной революции XIX и XX веков. Повторить опыт прошлых лет взялся Александр Хагерти, (А.Х.) основатель Hydravion Club de Monaco. С ним на торжественном событии пообщались журналисты HelloMonaco.
HM: Сегодня по случаю приземления гидросамолёта в водах Монако и публичного открытия Hydravion Club de Monaco присутствовал князь Альбер II. Вам у далось лично пообщаться и представить членов экипажа?
А.Х.: Пообщаться с князем Альбером II — большая честь. Без него это событие не состоялось бы! Он был очень рад созданию клуба. Ведь именно благодаря князю Альберу I, 109 лет назад первый гидроаэроплан был прислан в Монако, чтобы поднять авиацию княжества на новый уровень. Мы становимся связующей нитью между прошлым и настоящим.
HM: Как родилась идея создания клуба?
А.Х.: Скажу так, мы — энтузиасты, которые любят аэронавтику. Изначально нас было двое. Два года назад мы поняли, каким количеством уникальной информации мы обладаем: винтажные постеры, фотографии, открытки на фоне Монако. Мы не могли допустить исчезновения истории!
HM: Какие ваши основные цели?
А.Х.: У нас много целей! Первая — это собрать владельцев гидросамолётов на Лазурном берегу. Это не только социальный клуб, здесь мы будем помогать с документацией и разрешениями, в том числе на получение пилотами дополнительных прав по гидроавиации. Обычным пилотам нужно 8 дополнительных часов налёта для получения специальных документов.
HM: За свою историю гидроавиация переживала разные периоды: в военные годы она была просто незаменима, после наблюдался спад. Что по вашему мнению её ожидает в будущем?
А.Х.: Моё мнение, что гидросамолёты ждёт большое будущее. Это будет электрический транспорт, который не наносит ущерба окружающей среде.