Гримальди и Дориа: от ненависти до любви — один брак
Несмотря на исторически сложившуюся прочную связь между Монако и Дольчеаквой, небольшой коммуной в итальянской провинции Империя, отношения между их правящими династиями на протяжении веков оставались довольно сложными, если не сказать больше. И даже свадьба Франчески Гримальди, родной сестры сеньора Монако Жана II, и Люка Дориа, сеньора Дольчеаквы, не смогла положить конец многолетним распрям.
В 2020 году мэр Монако Жорж Марсан и мэр Дольчеаквы Фульвио Гаццола подготовили письмо о намерении сделать два города побратимами в силу тесных культурных и исторических связей. Письмо было утверждено государственным министром княжества и затем одобрено городскими советами каждой из коммун. Празднование намечено на 3 ноября 2023 года. Выбранную дату можно назвать символической: 3 ноября 1523 года Дольчеаква, а также деревни Априкале, Изолабона и Перинальдо вошли в состав Графства Ницца. Церемония прошла в Апельсиновом саду дворца Гримальди в присутствии епископа Грасса Августина Гримальди, правителя-регента Монако.
В 2015 году князь Альбер II совершил второй официальный визит в Дольчеакву, а в 2019-м побывал на открытии художественной выставки в фамильном замке Дориа.
В истории рода Гримальди этот небольшой итальянский городок в 30 километрах от Монако останется навсегда — примерно так же, как Верона в истории о Монтекки и Капулетти. Ведь речь тоже идёт о любви и ненависти, связавших две влиятельные семьи.
А начиналось все в далёком 1200 году…
«… ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья»
В 1200 году семья Дориа, одна из самых богатых в Республике Генуя, выкупила земли Дольчеаквы, что позволило значительно ускорить развитие городка. Через несколько десятилетий Италию разделит конфликт между гвельфами и гибеллинами, двумя политическими группировками, враждовавшими между собой вплоть до XVI века.
Если первые выступали за усиление власти Папы Римского в стране, то вторые поддерживали императора Священной Римской империи. Но как же это связано с нашей историей?
Разделение населения на два враждующих лагеря сказалось на отношениях двух влиятельных семей родом из Генуи — Дориа и Гримальди. Семья Гримальди, в XIV веке управлявшая Монако, причисляла себя к лагерю гибеллинов, в то время как Дориа по своим политическим взглядам принадлежали к гвельфам.
«Я всё добро сложу к твоим ногам
И за тобой последую повсюду»
Противостояние продолжалось вплоть до 1491 года, когда любовь стала сильнее ненависти. В этом году состоялась свадьба Франчески Гримальди, которая приходилась младшей сестрой сеньору Монако Жану II, и Люка Дориа, сеньора Дольчеаквы. Этот брак должен был положить конец многолетнему соперничеству между семьями.
На некоторое время вражда между Гримальди и Дориа действительно ослабела. В 1513 году Франческа решила ещё больше укрепить связь между семьями, заказав у художника Людовико Бреа полиптих Святой Девоты, покровительницы Монако. Четыре года спустя шедевр живописи был закончен и установлен в местной церкви Святого Антония.
Затишье перед бурей продолжалось до 1523 года…
«Изменники, убийцы тишины,
Грязнящие железо братской кровью»
После смерти Люка и Франчески шаткое перемирие нарушил их старший сын Бартоломео. Человек, которому по рождению был дан шанс объединить две семьи, положить начало новому роду и остановить взаимную ненависть, не только не сделал этого, но и пошёл на убийство, приблизив тем самым и собственную смерть.
22 августа 1523 года 31-летний Бартоломео Дориа прибывает в Монако, которым в те годы правил брат его матери Люсьен Гримальди.
Стоит сказать пару слов о Люсьене, который пришёл к власти в 1505 году, собственными руками убив (по его словам, нечаянно) старшего брата Жана II. Люсьен был бесстрашным и дальновидным правителем, который сумел дважды отстоять независимость своей страны: сначала при осаде крепости генуэзцами, а затем, когда Людовик XII порывался присоединить Монако к Франции. Период правления Люсьена Гримальди оказался весьма успешным для Монако: страна процветала, её международный авторитет заметно укрепился, а в 1512 году французский король Людовик XII признал её независимость.
Люсьен всё время оттягивал момент передачи племяннику наследства, оставшегося от покойной сестры, и Бартоломео, ослеплённый жадностью и ненавистью, задумал его убийство. Заранее отправив в Монако своих людей, Бартоломео устроил засаду на Люсьена в его собственном дворце и хладнокровно избавился от родного дяди.
«Прощать убийцу — значит убивать»
Жители Монако не поддержали дворцовый переворот. Бартоломео Дориа столкнулся с неожиданным сопротивлением монегасков и вынужден был бежать. Бразды правления страной взял на себя ещё один его дядя, епископ Августин Гримальди, ставший регентом при малолетнем сыне Люсьена Оноре. Жестокое убийство правителя Монако привлекло внимание королей Испании и Франции, которые приняли радикальные меры, приговорив Бартоломео к смертной казни. Епископ Августин, давший слово отомстить за смерть брата, использовал всё своё влияние, чтобы это решение было принято.
Датой смерти Бартоломео Дориа принято считать 13 июля 1525 года. По одной из версий, сын Франчески Гримальди и Люка Дориа был доставлен в Монако и повешен на глазах у зевак. Согласно другой, он был сброшен со стены своего же замка. В 1524 году, за год до смерти, Бартоломео Дориа уступил права на владение Дольчеаквой герцогу Савойи Карлу III. Вплоть до 1860 года коммуна оставалась частью графства Ницца.
В память об угаснувшем роде Дориа, помимо замка XI века в Дольчеакве, остались два прекрасных места в Риме — Галерея Дориа-Памфили на виа дель Корсо, где можно увидеть работы Тициана, Веронезе, Беллини, Брейгеля, Рафаэля, и дворцово-парковый ансамбль Вилла Дориа-Памфили в районе Трастевере, ныне принадлежащий государству.