Архитектор и художник Эммануэль Беллини, певец «Прекрасной эпохи» Монако
Эммануэль Беллини появился на свет в Монако в самом начале прошлого века. Его детство пришлось на период расцвета «Прекрасной эпохи», и позже, на протяжении многих десятилетий он постоянно возвращался к образам того великолепного времени — к роскошным дамам с кружевными зонтиками в сопровождении галантных кавалеров, к изящным конным повозкам на фоне Оперы и Казино Монте-Карло. Архитектор Беллини спроектировал и построил на Лазурном берегу немало интересных зданий, которые буквально преобразили Французскую Ривьеру, и практически каждое из них отсылает к прекрасному образу княжества, каким его знают и любят во всём мире.
Общая страсть
Элегантные коляски и праздно дефилирующие по площади Казино аристократы были одной из главных тем в творчестве Эммануэля Беллини. Но с князем Монако Ренье III художника прочно связало нечто другое. Несмотря на то, что эти два монегаска принадлежали к разным поколениям (Беллини был старше почти на двадцать лет), у них была одна общая страсть — цирк. Музыканты и клоуны, попугаи и цирковые лошади, фейерверки и украшенные пышными цветами повозки, красочные афиши — всё, что имело отношение к цирковому искусству, на рисунках Беллини получалось ярким, дерзким и очень оптимистичным. И когда в 1974 году по инициативе князя Ренье был проведён первый Международный цирковой фестиваль Монте-Карло, было ощущение, что это рисунки Беллини просто дождались своего часа и благодаря князю ожили на радость всем любителям цирка.
С 1989 года на Международном цирковом фестивале Монако вручается специальная премия Эммануэля Беллини. Не будучи артистом цирка, монегасский художник в своём творчестве сумел совместить два главных качества, необходимых цирковым артистам, — высочайшее мастерство и весёлый взгляд на мир. Обладателями премии Беллини в разные годы становились, в частности, конная группа братьев Джиона, акробат Глен Николоди и клоун из Нью-Йорка Grand’Ma.
Монегаск до мозга костей
Эммануэль Беллини родился в 1904 году в доме № 8 по улице Плати. Его мать Луиза зарабатывала на жизнь вышиванием, а отец Антуан был механиком на электротехническом заводе. Интересно, что Антуан также серьёзно занимался гимнастикой и представлял Монако на международных соревнованиях.
В 1919 году, получив среднее образование, Эммануэль поступил в художественную школу в Старом городе (сейчас это Высшая школа изящных искусств Монако). Здесь под руководством профессора Коломбо он освоил разные художественные техники, например, рисование углем и акварель. Позднее Эммануэль Беллини станет одним из основателей Ассоциации выпускников школы изящных искусств Монако.
В 1922 году по окончании художественной школы Беллини пробовал устроиться художником в Казино Монте-Карло, но в силу юного возраста получил отказ. Правда, его талант оценили и рекомендовали продолжить обучение в Париже. Семья не могла поддерживать сына материально, и Беллини пошёл в подмастерья к Шарлю Далмасу, известному на Лазурном берегу архитектору, автору таких знаменитых зданий, как отель Carlton в Каннах и Средиземноморский дворец в Ницце. Спустя несколько лет Эммануэль покинул ателье мэтра с отличными рекомендациями и вернулся в родные пенаты.
Сначала молодой человек попытался найти подобную работу в Монако, однако в те времена рынок княжества был недостаточно обширным, чтобы обеспечить ему достойное существование. Зато на родине Эммануэлю повезло в другом: он познакомился с Мари-Терезой Галло, отец которой торговал на рынке в Ла-Кондамин. После бракосочетания в церкви Святой Девоты в 1928 году молодые уехали из Монако — сначала в местечко Сент-Максим в департаменте Вар, а затем в Канны, где Беллини открыл собственное архитектурное бюро, которое просуществовало до 1977 года.
Но даже работая всю жизнь в Каннах, Беллини всем сердцем оставался привязан к Монако, где жила его семья. Каждое воскресенье он приезжал в фамильный дом в Ля-Тюрби, здесь же проводил каникулы. Монако стало последним пристанищем художника, скончавшегося в 1989 году: он был похоронен на местном кладбище рядом с родителями.
Трудолюбие и творческое разнообразие
Эммануэль Беллини был всесторонне одарённым человеком. Он проектировал великолепные виллы, расписывал городские стены, создавал декорации к театральным постановкам в Ницце и Париже и даже придумывал повозки для традиционных зимних карнавалов на Лазурном берегу. Ещё в 1920-е годы, работая у Шарля Далмаса, Беллини начал рисовать карикатуры для местной прессы, которые подписывал псевдонимом Mène (так его в детстве звали родители). Причём, за свои карикатуры этот весёлый человек и душа компании неизменно получал призы на разных конкурсах.
Что касается художественного стиля, то яркие краски, динамичность и простые формы позволяют отнести Эммануэля Беллини к фовистам (самыми известными представителями этого модернистского течения во французской живописи были Анри Матисс и Альбер Марке), при этом его работы не чужды и импрессионизму. Беллини писал мосты, лодки, поля, букеты цветов, скачки, пейзажи, музыкантов, сборщиков урожая, Венецию и Тунис, трамваи, улицы Ниццы и Канн — и все его красочные, позитивные работы вызывают у зрителей светлые чувства и добрую улыбку.
И всё-таки лошади, коляски и кареты Эммануэля Беллини рождают особую теплоту и даже нежность. Именно эти чувства вложил в них художник, часто вспоминавший, как в детстве по вечерам он ухаживал за лошадьми, которые днём катали элегантных господ.
Часовня-музей в Каннах
В 1953 году Эммануэль Беллини приобрёл красивую часовню, построенную в 1884 году по заказу графа Филиппа Витали. Часовня в стиле итальянского барокко стала его мастерской, а годы спустя превратилась в музей, где хранится значительная часть творческого наследия Беллини. Музеем заведует дочь художника Люсетт Беллини, которая проводит здесь большую часть своего времени и сама встречает посетителей.
По словам Люсетт Беллини, её детство было замечательным. Она росла в сказочной атмосфере «Прекрасной эпохи» в семье одного из самых талантливых монегасков того времени. Люсетт Беллини написала и издала несколько книг, посвящённых её знаменитому отцу. Мемуары Люсетт наполнены тёплыми воспоминаниями об уютном семейном доме, пышных праздниках и концертах в Зале Гарнье в Монте-Карло, встречах с друзьями и домашних посиделках.
Люсетт Беллини бережно хранит фотографию конца 1930-х годов, где она в возрасте двух лет запечатлена… на стройке! Эммануэль Беллини, автор многочисленных вилл на Лазурном берегу, от Марселя до Ментона, действительно частенько брал дочку с собой, когда приезжал с инспекцией на свои объекты. Так что нет ничего удивительного в том, что первыми словами единственной дочери архитектора стали не «папа» и «мама», а «карандаш» и «бумага» и что она тоже связала свою жизнь с изобразительным искусством.
Посетить часовню-музей можно в рабочие дни с 14 до 17 часов. Здесь представлены акварели, рисунки чернилами и картины Эммануэля Беллини, а также брошюры и книги, посвященные его творчеству, и даже строительная каска, которую носил Беллини в бытность архитектором.
Заслуженный успех в Монако
Эммануэль Беллини никогда не терял связи с родиной и с княжеской семьей. В 1972 году в Зимнем Спортинге Монте-Карло по инициативе Его Светлости князя Ренье III была открыта большая персональная выставка Эммануэля Беллини. Было представлено более 150 работ художника, некоторые из которых прибыли из других стран, в частности, из Нью-Йорка. Три года подряд, с 1974-го по 1976-й, персональные выставки Беллини проходили в галерее современного искусства Монте-Карло.
Эммануэль Беллини наряду с другими монегасскими художниками представлял страну на нескольких международных выставках, например, «Monaco à Portopia» в японском городе Кобе и на Международной выставке в Будапеште в 1981 и 1985 году. В 1984 году, к 80-летнему юбилею художника, была организована ещё одна выставка, на этот раз полностью посвящённая одной из самых любимых тем в творчестве Беллини, — цирковому искусству. После смерти художника в 1989 году мэрия Монако дважды провела церемонию, посвящённую его памяти, на Вилле Ламартин.
Эммануэль Беллини является офицером двух орденов Монако — Ордена Святого Карла и Ордена за культурные заслуги.
Редакция Hello Monaco благодарит Люсетт Беллини и ассоциацию Amis de la Chapelle Bellini за предоставленные иллюстрации.