I Love Art: лучшие художественные выставки весны
Звуковые коллажи Бернара Пурьера в галерее Депардье в Ницце
До 23 апреля 2022
Звук уже давно превратился в отдельный язык современного искусства. Бернар Пурьер как раз из тех авторов, кто буквально прикован к компьютеру в поиске научных достижений и новых технологий, и из его сотрудничества с музыкантами и хореографами постоянно рождаются гибридные графические и звуковые произведения, по-своему играющие со временем и пространством.
Работы Бернара Пурьера, представленные на выставке «Collages sonores» в галерее Депардье, мобильны, изменчивы и непредсказуемы. Цифровые рисунки, видео, настенные инсталляции позволяют отследить творческий путь художника-авангардиста, тонко чувствующего реакцию публики на его работы. Пурьер умеет буквально втянуть зрителя в каждое своё произведение, заставить всматриваться, вслушиваться, вдумываться…
Бернар Пурьер также идёт на смелые эксперименты, создавая совместно с Колетт Коломб звуковое сопровождение своих инсталляций. Так, благодаря арт-коллаборации двух творческих личностей с очень богатым воображением рождается новый вид искусства — «архитектура нот и форм», идеально проиллюстрированная графическими музыкальными партитурами.
Galerie Depardieu
6, Rue du Dr Jacques Guidoni, Nice
Женское тело глазами двенадцати художниц в галерее Hauser & Wirth в Монако
До 30 апреля 2022
Деформированное, истерзанное, раздробленное, раненое, сломанное, разорванное на куски… Таким предстает женское тело почти в каждой из пятидесяти работ, объединённых в выставку под названием «Телесные абстракции / Фрагментарная анатомия» в потрясающих залах галереи Hauser & Wirth. Всё это очень личные взгляды на вопросы пола и сегодняшнего видения женского тела, которыми делятся двенадцать представительниц прекрасной половины человечества, работающие в разных жанрах изобразительного искусства.
Перед нами тело, которое больше не вписывается в гендерные стереотипы. Порой слишком нездоровое, слишком тревожное, даже пугающее, не имеющее ничего общего с соблазнением, которым его традиционно наделяют. Телесная хрупкость особо чувствуется в работе скончавшейся от рака груди уроженки Польши Алины Шапошников, которая создала свою «Опухоль» из полиэфирной смолы. Луиз Буржуа помещает женскую грудь из розового мрамора в подобие грубо вырезанного саркофага. А Лорна Симпсон в короткометражном фильме «Walk With Me» приглашает нас полюбоваться на три женских лица, которые накладываются друг на друга и периодически подмигивают. Наконец Пипилотти Рист удивляет своей подвесной инсталляцией: по мнению художницы, вся женская сущность сводится к светящемуся изнутри купальнику…
Приз наших симпатий достаётся самой молодой из двенадцати участниц, которая при этом использует довольно традиционные средства выражения. Кристина Куорлз представляет вниманию публики потрясающую с точки зрения техники картину, для которой куратор выставки Таня Барсон придумала просто гениальную сценографию. Настоящий луч света в тёмном царстве довольно мрачных работ, выбранных организаторами для выставки «Abstractions corporelles / Anatomies fragmentées».
Hauser & Wirth
One Monte—Carlo, Place du Casino, Monaco
Монако — Александрия, два великих космополиса на Вилле Собер в Монако
До 2 мая 2022
Эклектика, сюрреализм и космополитизм… Выставка «Monaco — Alexandrie. Le grand détour. Villes-mondes et surréalisme cosmopolite», проходящая на Вилле Собер, словно перекидывает мост между двумя городами-мирами, которые уже оставили яркий след в истории современного искусства и продолжают идти в его авангарде. Новый национальный музей Монако с одной стороны, объединяет Монако и Александрию, а с другой — противопоставляет их друг другу, разворачивает лицом к лицу, заставляя внимательнее вглядеться в своего визави. Директор Нового национального музея Бьорн Дальстрем называет такой приём диалогом между двумя легендарными портовыми городами Средиземноморья.
Смешение народов, лавина новаторских идей, соприкосновение художников из самых разных географических зон и интеллектуальных слоев — таковы составляющие этой оригинальной выставки. Здесь нам предстоит окунуться в мир танца, ночной жизни, жарких споров и эротических вечеринок с налётом феминизма… Работы таких художников, как Марсель Дюшан, Рауль Дюфи, Леонор Фини, Кес ван Донген, Джорджио де Кирико, Майо, Самир Рафи, Маргарет Нахла, размещены в залах определённой тематики: «Египтомания», «Да здравствует дегенеративное искусство», «Терзания и наслаждения» и т.д. Тем не менее у всех этих мастеров есть нечто общее — творческая изобретательность и мечты о мире, открытом дерзкому авангарду, мире, в котором нет места национализму и цензуре.
NMNM. Villa Sauber
17, Аvenue Princesse Grace, Monaco
Миркины, фотолетописцы кино, в Музее Массена в Ницце
До 15 мая 2022
Иногда за искусством стоят удивительные человеческие истории, жизнь мужественных, достойных восхищения людей. Нет ничего прекраснее, чем встреча таланта и человеческого достоинства. Выставка в Музее Массена как раз об этом.
Ретроспектива рассказывает о жизни русского эмигранта Лео Миркина, семья которого бежала из Киева в Ниццу от большевистской революции. Лео не только прекрасно интегрировался во французское общество и всей душой полюбил новый родной город, но и внёс немалый вклад в антинацистское движение. В частности, в его фотомастерской на улице Rue de France изготавливались фальшивые документы для участников французского Сопротивления. После войны фотографией начал заниматься и сын Лео, и на двоих Миркиным удалось сделать уникальные снимки со съёмочных площадок около 80 кинокартин.
Мишель Морган, Грейс Келли, Роми Шнайдер, Мартин Кароль, Клаудио Кардинале, Брижит Бардо, Жерар Филипп, Жан Кокто, Мишель Пикколи, Жан-Поль Бельмондо — портреты этих мегазвезд мирового кино можно увидеть на выставке «Mirkine par Mirkine: photographes de cinéma». Нам также предстоит заглянуть на съёмочные площадки фильмов Роже Вадима, Анри-Жоржа Клузо, Марселя Карне, Жоржа Лотнера и своими глазами увидеть кинематограф Ниццы в годы его расцвета.
Однако в истории Лео Миркин остался не только как талантливый фотограф кино, но и как активный борец за соблюдение прав человека. Его фотоснимки, сделанные, к примеру, в Африке и в послевоенном Советском Союзе, лучше всяких слов передают людские страдания и унижения и призывают человечество бороться с любыми видами насилия.
Musée Masséna
65, Rue de France, Nice
Игра света и звука от Бернара Монино в Фонде Маг в Сен-Поль-де-Ванс
До 12 июня 2022
«Увеличенный рисунок» — такую концепцию выбрал Бернар Монино для своей выставки, проходящей в Фонде Маг. Однако это не просто концепция одной конкретной выставки, это личный стиль художника, его манера придумывать и демонстрировать свои удивительные инсталляции, игру света, теней, звуковых волн… В мир Бернара Молино, лишённый вычурности и тяготеющий к минимализму, проникнуть весьма непросто, ведь художник создаёт пространство и рисует тишину абсолютно по-своему. Для выставки в Сен-Поле, помимо работ, задуманных специально для обширных музейных пространств, Бернар Молино также создал семь крупных инсталляций.
В основе творчества Бернара Монино лежат три понятия: случайность, бессознательное и интуиция. В своей мастерской, больше похожей на исследовательскую лабораторию, художник занимается наблюдением и анализом элементов внешнего мира, преследуя безумную мечту нарисовать невидимое: ласку ветра или тяжесть тишины. Этакий бесконечный квест, подобный охоте за Святым Граалем…
В этих пятнах и линиях, бесспорно, есть поэзия, некая тайна, разлитая на полотне. Нужно лишь время, чтобы наш непривычный глаз уловил и оценил всю нежность причудливых линий. Фантазия Бернара Монино словно движется по лабиринту Миро, расположенному в садах Фонда Маг, приглашая гостей весенней выставки «Bernard Moninot. Le dessin élargi» отправиться в необычное путешествие.
Fondation Maeght
623, Chemin des Gardettes, Saint-Paul-de-Vence