Герои гонок 13-го Исторического Гран-при Монако, посвящённого легендарным пилотам
Легендарные гонщики снова сразились за первенство на улицах Монако за рулём самых потрясающих автомобилей в рамках Исторического Гран-при. Совершим путешествие во времени, вспомнив величайшие гонки на самых зрелищных автомобилях. В этом году Исторический Гран-при отдал дань самым быстрым гонщикам, когда-либо рассекавшим на легендарной трассе Монако.
13-й Исторический Гран-При Монако немного отличился от своих предшественников. В 2022 году в центре внимания оказались одноместные автомобили Формулы-1, оставившие след на страницах истории автоспорта. С 13 по 15 мая двести автомобилей соревновались в восьми отдельных сериях на легендарной трассе княжества. Каждая серия была названа в честь звёздного гонщика и перенесла зрителей в его эпоху.
«Он водит как Широн»
Первая гоночная серия А была названа в честь одного из величайших пилотов, рассекавших трассу княжества между двумя мировыми войнами. Это не кто иной, как уроженец Монако Луи Широн. Здесь были представлены автомобили Гран-при с передним расположением двигателя, выпущенные до 1960 года.
Луи Широн стал победителем Гран-при Монако в 1931 году. Он и по сей день остаётся единственным монегаском, выигравшим домашний Гран-при. Он был настолько популярен в Чехословакии, где выиграл три Гран-при подряд, что его имя даже увековечили в выражении: «Он водит как Широн». За свою 35-летнюю карьеру, в период с конца 1920-х до 1950-х годов, Луи Широн стал самым возрастным гонщиком Формулы-1. На момент Гран-при Монако 1958 года ему было 58 лет.
Оставив мир гонок, Широн взял на себя роль организатора Гран-при Монако. Сегодня на трассе Формулы-1 установлена его скульптура, в его честь переименован уголок плавательного бассейна. Поскольку наибольшее количество побед гонщик одержал за рулём Bugatti, в его честь названы концепт-кар Bugatti Chiron 1999 года и Bugatti Chiron 2016 года.
Шестидесятые возвращаются к жизни с сериалом «Мистер Монако»
Серия B представила автомобили с задним расположением двигателя, участвовавшие в Гран-при с 1961 по 1965 год. Эти машины названы в честь самого «Мистера Монако». Провалив экзамен по вождению в 24 года, всего год спустя Грэм Хилл уже ворвался в мир Формулы-1, став одним из величайших гонщиков своего поколения. Хилл наиболее известен как единственный обладатель Тройной короны автоспорта. В 1960-х годах гонщик пятикратно выигрывал Гран-при княжества, чем и заслужил прозвище «Мистер Монако». Последней его победой в Формуле-1 стали гонки Гран-при Монако 1969 года.
Серия C была посвящена гоночным автомобилям с передним расположением двигателя, выпущенным с 1952 по 1957 год, и названа в честь итальянца Витторио Марзотто, выигравшего Гран-при Монако 1952 года за рулём Ferrari 225 S. В период с 1948 по 1955 год Марзотто участвовал в гонках Формулы-1 шестнадцать раз, неизменно предпочитая Феррари. Победа на Гран-при Монако 1952 года едва не сорвалась из-за столкновения нескольких автомобилей. Однако гонщик быстро воспользовался своим шансом на первенство, когда лидер Эудженио Кастеллотти заехал в бокс, чтобы утолить жажду кока-колой. Именно тогда, опередив Кастеллотти, Марзотто победно вырвался вперёд.
Песня Джорджа Харрисона «Faster» посвящена летучему шотландцу Джеки Стюарт
Серия D отдала дань уважения звёздному гонщику автомобилями Формулы-1, выпущенными с 1966 по 1972 год. Сэр Джон Янг Стюарт, прозванный «Летучим шотландцем», выиграл Гран-при Монако в 1966 году. Это был непростой для Стюарта год за рулём ненадёжного трёхлитрового H16 BRM. А в 1971 году гонщик уже совершил триумфальное шествие по Испании, Монако, Франции, Великобритании, Германии и Канаде. Планируя завершить карьеру в сезоне 1973 года, шотландец пришёл победителем в Южной Африке, Бельгии, Монако и Нидерландах. А его последняя, рекордная 27-я победа, приходится на Гран-при Монако 1977 года. Хороший друг пилота Формулы-1, Джордж Харрисон, выпустил по этому поводу сингл «Faster» в 1979 году, отдавая дань уважения таланту Стюарта и Ники Лауды.
Долг в 30 000 фунтов стерлингов за страсть к автогонкам и контракт с Ferrari
Серия E была названа в честь Ники Лауды. Его семья
отнюдь не поддерживала его увлечение автоспортом. Будущий звёздный гонщик был вынужден взять кредит в размере 30 000 фунтов стерлингов под собственный полис страхования жизни. Таким образом, в 1971 году он приобрёл себе место в команде Формулы-2. Пик успеха Лауды приходится на 1973 год, когда он занял 3-е место на Гран-при Монако. А интерес Энцо Феррари, подписавшего с ним контракт три года спустя, позволил гонщику полностью погасить былые долги. После победы в Формуле-1 1975 за рулём Ferrari, Лауда серьёзно пострадал на Гран-при Германии 1976 года, когда его Ferrari 312T2 загорелся во время аварии. Надышавшись ядовитым дымом и получив сильные ожоги, гонщик был на волосок от смерти. Однако всего шесть недель спустя он уже соревновался на Гран-при Италии, уступив всего один балл Джеймсу Ханту. Через год после этой серьёзной травмы Ники Лауда уже выиграл свой второй чемпионат Формулы-1.
Во время 77-го Гран-при Монако в 2019 году, через неделю после его кончины, гонщики почтили память Ники Лауды минутой молчания. В его честь болельщики и товарищи надели красные кепки и шлемы. А монегаск Шарль Леклер носил кепку с именем «Ники».
От гонок на снегоходах в Квебеке до легендарной победы на Гран-при Монако
Серия F была названа в честь Жиля Вильнёва и представила автомобили Гран-при с 1977 по 1980 год. Тридцати пять автомобилей Lotus также приняли участие в гонках по случаю 40-летия со дня кончины основателя и управляющего бренда, Колина Чепмена.
За свою короткую 6-летнюю карьеру Жиль Вильнёв принял участие в шести Гран-при Формулы-1. Канадский автогонщик начал свою профессиональную карьеру гонками на снегоходах в Квебеке. В сезоне 1981 года Ferrari выпустила свой первый турбированный двигатель F1 126C, отличавшийся впечатляющей мощностью, но плохой управляемостью. Вильнёву, однако же, удалось покорить узкую трассу Монако и выиграть Гран-при 1981 за рулём 126C — это невероятное достижение для любого гонщика. Жиль Вильнёв погиб в аварии на скорости 230 км/ч во время квалификации на бельгийском Гран-при 1982 года. Он по сей день остаётся одной из самых знаковых фигур в мире автоспорта.
Дань уважения автомобилям 1980-х годов
Впервые за всю историю Исторического Гран-при, в этом году состоялась гонка, посвящённая автомобилям 1980 — 1985 годов.
Заключительная Серия G носила имя легендарного Айртона Сенны. Визитной карточкой Сенны были победы на наводнённых дождём трассах. В 1984 году, несмотря на сильнейший дождь, он стал победителем на одном из самых известных Гран-при Монако за всю историю Формулы-1.
Они побеждали в Монако за рулём автомобилей Lotus
Оказаться победителем Гран-при в Монако – это особая заслуга. Непростая трасса и антураж княжества всегда придавали этой победе дополнительный шарм и престиж.
Марка автомобилей Lotus оставила особый след в соревнованиях в Монако. Целых семь раз пилоты за рулём автомобилей этой компании становились победителями в Монако. Основателем «Lotus Cars» в 1952 году был британский автоконструктор Колин Чепмен, с 1958 года выставлявший собственную команду «Lotus» в Формуле-1.
В этом году многие владельцы автомобилей Lotus, а также команда Classic Lotus Team, возглавляемая сыном основателя Клайвом, посчитали, что Исторический Гран-при Монако — это уникальная возможность отдать дань памяти Колину Чепмену, который ушёл из жизни в 1982 году. Особенно отмечается то место, которое британская марка оставила в автоспорте и, в частности, в Монако. Автомобильный клуб Монако с готовностью присоединился к этой акции, предложив собрать все автомобили Lotus, участвующие в различных сериях, на одной стартовой решётке.
Вернёмся в прошлое и вспомним победителей за рулём гоночных автомобилей Lotus.
В 1960 году эту уникальную гонку выиграл Стирлинг Мосс, один из величайших гонщиков Формулы-1 родом из Великобритании, за рулём автомобиля марки Lotus Type 18. Он повторил свой успех в 1961 году за рулём того же автомобиля, который был выставлен на старт частной командой Роба Уокера RRC Walker Racing Team.
В 1968 и 1969 годах победителем гонок в Монако становился Грэм Хилл. Он одержал победу за рулём болида марки Lotus 49B.
В следующем году первым на финиш Гран-при Монако снова пришёл пилот за рулём автомобиля марки Lotus. Это был Йохен Ринд, управлявший Lotus 49C.
Затем в 1974 году первым на легендарном треке Монако финишировал Ронни Петерсон за рулём Lotus 72E. Завершает эту плеяду блестящих побед автомобилей марки Lotus в Монако не кто иной как легендарный гонщик Айртон Сенна, который первым пересёк финишную черту в Монако в 1987 году за рулём Lotus 99T. Именно он является лидером по количеству побед на улицах Монако.
Герои Исторического Гран-при Монако 2022
Гонки этого года завершились, настало время назвать победителей. В каждой категории отличились свои герои.
В серии A1 «Louis Chiron» Марка Гиллиса, стартовавшего с поул-позиции на своём ERA R3A 1934 года, обогнал в первом повороте Sainte-Dévote Николя Топлисс на другом ERA R4A 1935 года. Британец был на пути к победе, когда за два круга до финиша он проколол левую заднюю шину, врезавшись в Riley Dobbs Тьерри Шануана, от которого уходил в отрыв. Вместе с Гиллисом на подиум поднялись швейцарский гонщик Энтони Синополи (Maserati 6CM/4CM 1936 года) и Патрик Блейкни-Эдвардс (Frazer-Nash 1935 года).
В гонках серии А2 на первую ступеньку подиума поднялась женщина-пилот Клаудия Хюртген. Стартовав с поула в воскресенье, она на протяжении всей гонки боролась с Tec-Mec F415 Тони Вуда, автомобилем 1959 года с передним расположением двигателя, как и у её Ferrari. Гонка была прервана за один круг до финиша красным флагом после столкновения Lotus в повороте Antony-Noghès. На третью ступеньку подиума этой категории поднялся испанец Гильермо Фьерро-Элета (Maserati 250F).
Подиум серии B возглавил Джо Коласакко за рулём Ferrari 1512 1964 года, на второй ступеньке — Кристофер Дрейк, который провёл спокойную гонку на своём Cooper T71/73, и на третьей — Эндрю Бомонт, который защитил честь Lotus на своём Type 24.
В серии С именно британский гонщик Фредерик Уэйкман на Cooper Jaguar T38 Mk2 1955 года стартовал с поул-позиции, где выиграл, но не без труда. Фредерик опередил два Maserati 300S под управлением австрийца Лукаса Халусы и испанца Гильермо Фьерро-Элета, который в конце гонки слегка притёрся о рельс. Пятёрку лучших завершил Никлас Халуса, брат Лукаса, на Jaguar D-Type 1954 года, опередив немку Клаудию Хюртген, победительницу утренней гонки A2, которая поменяла свой Ferrari Dino 246 на Maserati 300S.
MCLAREN M19A 1971 года уже побеждал на улицах княжества в 2016 году, управляемый тем же Стюартом Холлом, который и стал первым в гонках серии D. Его обошёл в первом повороте Джордан Грогор на Matra MS120C, который позже был оштрафован на десять секунд за предвосхищение старта. Но это наказание не помешало ему занять третью ступеньку подиума. Майкл Лайонс, который стартовал с четвёртой позиции в итоге финишировал вторым на своём Surtees TS9, выиграв от схода с трассы BRM P153 мексиканца Эстебана Гутьерреса по причине механической неполадки.
В серии Е состоялась долгожданная дуэль, где британец Стюарт Холл на McLaren M23 1973 года выиграл гонку «Niki Lauda», одержав свою вторую победу за утро. Стартовав с поул-позиции, Холл обошёл чёрно-золотой Lotus 76 под управлением немца Марко Вернера, который в результате занял вторую ступеньку подиума. Третьим финишировал Майкл Лайонс за рулём Mc LAREN M26 1976 года.
В категории F триумфатором стал Майкл Лайонс, который уже 7 раз побеждал в Историческом Гран-при Монако, в том числе четыре раза (2012, 2014, 2021 и 2022) за рулём синего Hesketh 308 E. Это была серия британских гонщиков, так как после Лайонса второе место занял Майкл Кантильон на своём Tyrrell 010.
Lotus 1977 года Type 78 гонщика Ли Моула, дополнил подиум этой категории, а монегаск Фредерик Лажу финишировал у подножия подиума четвёртым на своём чёрно-золотом Arrows, хотя и стартовал с последних позиций после столкновения в квалификации.
В серии G победителем стал немецкий гонщик Марко Вернер за рулём Lotus 87, выпущенном в 1982 году (год, когда из жизни ушёл Колин Чепмен). Тем самым, дань памяти британскому автоконструктору была отдана со всеми почестями, так как весь подиум этой категории был занят автомобилями марки Lotus. Вернер, трёхкратный победитель гонки «24 часа Ле-Мана», опередил британца Майкла Лайонса, победителя гонки категории E часом ранее, который сменил в этой категории свой Hesketh на Lotus 92 1983 года и занял второе место на подиуме. На последней ступеньке пьедестала оказался ещё один британец, Ник Падмор, на знаменитом автомобиле Lotus 88B с двойным шасси, выпущенном в 1981 году, но так и не допущенном к гонкам.