Художественный руководитель фестиваля Printemps des Arts de Monte-Carlo Брюно Мантовани: «Фестиваль — это праздник!»
С 8 марта по 2 апреля 2023 года в Монако прошел традиционный Весенний фестиваль искусств. В течение почти целого месяца все желающие смогли посетить удивительные концерты фестиваля, проходившего под председательством принцессы Ганноверской, и прикоснуться к творчеству знаменитых музыкантов.
Еще на презентации программы фестиваля, которая состоялась в уютном Театре принцессы Грейс, было очевидно, насколько важно для Брюно Мантовани, композитора, дирижера и музыковеда, два года назад возглавившего Printemps des Arts в Монако, достучаться до сердца каждого ценителя музыки и буквально провести за руку по придуманному им музыкальному маршруту. Для большей наглядности Брюно пригласил на презентацию пианиста Дени Паскаля, который исполнил отрывки из произведений, вошедших в программу фестиваля этого года. И надо сказать, что эта задумка прекрасно сработала!
Задачей Брюно Мантовани как художественного руководителя было придумать такую программу, которая привлечет на концерты как можно больше любителей музыки, дать слушателям ключи к пониманию и восприятию нового, доступно объяснить и эмоционально увлечь.
«Сегодняшняя музыка характеризуется огромным эстетическим разнообразием, — говорит Брюно. — Это уже не просто «музыка», а «музыки», множество разных музыкальных течений, этакий лес, в котором легко заблудиться. Моя идея в том, чтобы выстроить фестиваль вокруг определенной логики, установить рамки, которые станут ориентиром для нашей аудитории».
Именно поэтому художественный руководитель лично представил каждый концерт Printemps des Arts и опубликовал множество статей, помогающих любителям искусства лучше сориентироваться и увереннее почувствовать себя в непростом мире современной музыки. Также Брюно Мантовани предложил проводить специальные беседы перед концертами фестиваля (в программе они были отмечены словом «before») и обсуждения по окончании («after»), давая зрителям возможность задать самые волнующие их вопросы.
Тема фестиваля этого года звучала предельно просто: «Мой конец — это мое начало». Дело в том, что программа была составлена таким образом, чтобы публика смогла оценить эволюцию стиля того или иного композитора путем сравнения его первых и последних произведений. Прекрасный формат, сочетающий в себе удовольствие от прослушивания музыки с новыми познаниями из области музыковедения.
Точно так же слушатели смогли составить более полное представление об исполнителях, посетив не один, а несколько их концертов. Так, в самом начале фестиваля состоялись три концерта пианиста Мишеля Дальберто, а в завершении — два концерта квартета Diotima.
Такой образовательный аспект программы Весеннего фестиваля оказался интересен как неофитам, так и знатокам, жаждущим новых ощущений.
«Музыка полна сюрпризов, однако нам стоит направлять и вести за собой аудиторию, — утверждает Брюно Мантовани. — В 2023 году в качестве региональной темы мы выбрали Северную Америку. В центре внимания оказалась электроника, сыгравшая большую роль в создании современной музыки последних шестидесяти лет».
По мнению художественного директора, Весенний фестиваль в Монте-Карло становится все более разнообразным.
«Printemps des Arts — это фестиваль всех искусств. Танец, театр, литература, пластические искусства прекрасно сочетаются с музыкой», — говорит Брюно Мантовани.
Интересно, что в этом году концерты фестиваля прошли на целых девяти площадках Княжества, так что мероприятие можно смело назвать еще и передвижным. Огорчило лишь одно: в 2023 году гости фестиваля не услышали музыку самого Брюно Мантовани.
«Это разные вещи: на этом фестивале я выступаю в роли не композитора, а составителя программы для других музыкантов», — объясняет Брюно.
При этом его собственные проекты весьма интересны. В частности, поклонники творчества Мантовани, лауреата множества музыкальных премий, с нетерпением ждут появления новой большой оперы, работа над которой ведется уже два с половиной года, а премьера состоится в ноябре 2024-го.
Нет никаких сомнений в том, что любителям музыки придется по вкусу новая работа Брюно Мантовани. Кстати, о вкусе: Брюно, будучи знатоком и ценителем хорошей кухни, с большим энтузиазмом говорит о гастрономии и даже проводит некоторые параллели с музыкой.
«В гастрономии меня трогает наслаждение текущим моментом. Именно это роднит ее с музыкой: божественные вкусы заставляют трепетать наши вкусовые рецепторы, а божественные звуки ласкают наш слух. Гастрономия и музыка — это две вселенные, в которых нужно уметь быть «здесь и сейчас», — объясняет Брюно. — К тому же в обеих этих вселенных для создания шедевра нужно следовать определенным правилам. Удовольствие от музыкального произведения, от прелюдии до самой последней ноты, можно сравнить с удовольствием от меню, продуманного великим шеф-поваром».