Налетай — не скупись! Покупай живопись!
MONACO-RU продолжает знакомить вас с интересными событиями на арт-рынке и сенсационными продажами 2015 года.
Ситуация с мировыми продажами объектов искусства в прошлом году была благоприятной. Усиленный появлением новых покупателей из стран с развивающимся рынком, а также результатами колоссальных распродаж во время аукционов, ушедший год был воистину оживленным для аукционных домов, дилеров и коллекционеров.
Согласно данным ценовой базы арт-рынка Artnet, для европейских художников это был особенно хороший период на аукционах.
И, несмотря на огромный шум, поднявшийся сегодня вокруг современного творчества, это были продажи в основном полотен эпохи модерна (1860-1970), которые взорвали арт-рынок в 2015 году, за исключением Герхарда Рихтера — современного художника, чьи работы ворвались в ряд 10 самых дорогих произведений европейских художников 2015 года наравне с Пикассо и Модильяни.
Список самых дорогих объектов арт-искусства ушедшего года возглавила картина Пабло Пикассо из серии «Алжирские женщины» «Версия О» (серия состоит из 15 работ, каждая различается по заглавной букве, присвоенной полотну. «Версия О» — самая знаменитая и дорогая — последняя в серии работа, написанная художником в 1955 году. — прим. автора). Это произведение стало самой дорогой картиной года, она «ушла» на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в мае 2015 года за $179,365,000. Новым владельцем шедевра стал бывший премьер-министр Катара Хамад бен Джасим бен Джабер Аль Тани.
Недалеко от мирового рекорда ушла картина Амадео Модильяни «Лежащая обнажённая» (1917-1918), реализованная за сумму $170,405,000 на аукционе Christie’s в Нью-Йорке 9 ноября 2015 года. Полотно приобрел покупатель из Китая, который делал ставки по телефону, и теперь работа войдет в собрание частного Музея Лонг (Long Museum), расположенного в Шанхае.
«Аллея Алискамп» Винсента Ван Гога (1888) продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за $66,330,000 в мае 2015 года и занимает почетное третье место среди самых дорогих полотен 2015 году, ушедших с открытых торгов, имея, однако, немалый разрыв с ценой работы на втором месте. А покупатель этого шедевра пожелал остаться инкогнито.
Вообще самой дорогой картиной Ван Гога, ушедшей с молотка на сегодняшний день, остается «Портрет доктора Гаше», которая 25 лет назад была продана за $82,5 млн на аукционе Christie’s в Нью-Йорке.
На четвертом месте расположился Люсьен Фрейд и его картина «Социальный смотритель спит» (1994), которая ушла с торгов за $56,165,000, установив новый аукционный рекорд для художника. Затем следуют «Кувшинки» (1905) Клода Моне с итоговой ценой в $54,010,000 и «Композиция номер 3» («Композиция с красным, синим, желтым и черным») (1929) Пита Мондриана за сумму $50,565,000, что в разы превысило изначальную ставку этой работы нидерландского художника, которая оценивалась лишь в $15-25 млн.
Между тем, аукционный «любимчик» — художник Фрэнсис Бэкон, оказался лишь на 7 месте со своей картиной «Портрет Генриетты Мораес» (1963), которая была продана за $47,765,000. Самой дорогой картиной художника, ушедшей с аукциона остается его «Триптих» (1976), которая была продана за $86 млн. в 2008 году и принадлежит российскому бизнесмену Роману Абрамовичу.
Единственный ныне живущий современный художник в списке, Герхард Рихтер, вошел в десятку на восьмом месте со своим полотном «Абстрактная картина (809-4)» за $46,352,959, сопровождаемый аукционным стойким «постояльцем» Густавом Климтом с картиной «Портрет Гертруды Лев», «ушедшей» в Лондоне с торгов Sotheby’s за $38,872,510. И, хотя работа ушла теперь к новому владельцу в частную коллекцию, она скорее всего будет представлена в Нью-Йорке во время выставки «Густав Климт и женщины венской золотой эпохи», запланированной на 2016-2017 года.
Закрывая список самых дорогих полотен 2015 года, на 10 месте расположилась работа итальянского послевоенного художника, принадлежащего к художественному модернистскому течению Арте Повера (Arte Povera), Лючио Фонтана с его произведением «Пространственная концепция. Конец Бога» (1963). Картина была продана за $29,173,000 на аукционе Christie’s в Нью-Йорке.
Несмотря на то, что речь идет о европейских художниках, Нью-Йорк, тем не менее, лишний раз доказал, что именно он является эпицентром мировой арт-торговли с восемью из десяти главных продаж, состоявшихся там.
Согласно Обзору состояния рынка Искусства (TEFAF) 2015 года, общая стоимость арт-рынка превысила $51 миллиард в 2014 году и с несколькими несерьезными падениями и замедлениями роста в 2015-м, рынок пока не подает признаков снижения динамики в 2016 году.