Монако на картинах Клода Моне: к 140-летию первого путешествия художника на Лазурный берег
На безлюдной узкой дороге стоит человек с мольбертом и задумчиво смотрит на гору. Ветер с моря развивает его внушительную бороду, а ослепительное солнце окрашивает ее в оранжевый цвет с тонкими вкраплениями пастельно-голубого. Художник старается запечатлеть на холсте изысканную игру света на стенах домов под горой и безжалостно уничтожает то, что кажется ему неудачным. Вдруг вдалеке на дороге появляются три маленькие фигурки, которые он тут же добавляет на полотно несколькими точными мазками красного, — и картина неожиданно обретает законченность. Так рождается «Дорога на Монте-Карло», произведение самого знаменитого импрессиониста Клода Моне.
В 1883 году, уже будучи зрелым художником, Моне впервые приехал на юг Франции в поисках новых пейзажей. В этих солнечных краях на художника снизошло вдохновение, подарившее нам десятки мастерски написанных картин. На некоторых из них мы видим Княжество Монако, мало похожее на то, что оно представляет из себя сегодня.
На пленэре
Оскар-Клод Моне родился в 1840 году и с детства мечтал стать художником. Отец убеждал юношу не увлекаться живописью и заняться семейным бизнесом, связанным с обслуживанием морских судов. Мать, увлекавшаяся пением, напротив, поддерживала его творческие начинания, однако она скончалась, когда Клоду было всего 16 лет. Моне переехал жить к тете по отцу, состоятельной и бездетной вдове, и через несколько лет поступил в парижскую Академию Сюиса, художественную школу, где одним из его однокашников был Огюст Ренуар.
В восемнадцать лет Моне познакомился с ландшафтным живописцем и маринистом Эженом Буденом, обучившим его технике «пленэра», которой Моне оставался верен на протяжении всей жизни. В 1861–1862 годах Моне служил в полку африканских егерей в Алжире (кстати, как и будущий князь Монако Луи II). Светлые и яркие цвета Северной Африки оказали сильное впечатление на молодого человека, вдохновив на создание нескольких картин.
Первые признаки импрессионизма в портрете сына
В 1865 году натурщицей Моне становится Камилла Донсьё, с которой у него завязываются серьезные отношения. Два года спустя у пары рождается сын Жан, который пользуется безраздельным обожанием отца. Первые признаки нового художественного стиля, которому будет суждено стать одним из самых влиятельных на рубеже XIX–XX веков, видны как раз в портретах Жана конца 1860-х годов.
В 1870 году Клод женится на Камилле, однако начало франко-прусской войны толкает семью незамедлительно покинуть Францию и переехать в британскую столицу. Это спасает Моне от призыва на военную службу. В Лондоне Моне, будучи под впечатлением от работ британского акварелиста Уильяма Тернера, в частности его туманов над Темзой, пишет несколько картин с изображением реки, Гайд-парка и Грин-парка. Однако в целом Лондон оказывается не очень ласков к Моне. На выставке в Королевской академии его творчество не получило признания, и к тому же в те времена Клод и Камилла находились в затруднительном финансовом положении и с трудом оплачивали проживание в гостинице. Вскоре полиция заподозрила Моне в революционной деятельности, и семья переехала в Нидерланды.
Первое признание и конфискация картин
В октябре 1871 года Клод Моне с семьей вернулся во Францию. Спустя два года на Морской международной выставке в Гавре он получил серебряную медаль за картину «Восход, море». Новость о его успехе быстро распространилась, и картины были немедленно конфискованы кредиторами. К счастью, их выкупил один из состоятельных покровителей Моне, крупный судовладелец Годибер, который пятью годами ранее заказывал ему портреты своей семьи.
Неудавшееся оскорбление
В 1874 году после того, как его картины были отвергнуты парижским Салоном, Клод Моне участвует в создании Анонимного общества художников, скульпторов и граверов, которое планирует быть независимым от Салона и организовывать собственные выставки. В новое общество также входят Ренуар, Писсарро, Сислей, Сезанн, Дега и Берта Моризо.
Появление картины Моне «Впечатление. Восход солнца» на первой выставке Анонимного общества, открывшейся в апреле 1874 года, можно назвать историческим. Именно это произведение натолкнуло искусствоведа Луи Леруа на написание разгромной статьи под названием «Выставка впечатленцев». «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это «Впечатление»..!» — написал Леруа. И хотя словом «впечатленец» (по-французски «импрессионист») он явно хотел оскорбить художника, тот ничуть не расстроился и даже стал использовать его для обозначения собственного стиля. Сегодня импрессионизм считается одним из крупнейших течений в искусстве, оказавшим огромное влияние также на музыку и литературу.
Интересный факт: на той самой выставке 1874 года картина «Впечатление. Восход солнца» продавалась за тысячу франков (порядка 460 евро), но покупатель на нее так и не нашелся.
Три поездки на Лазурный берег
В 1883 году в поисках вдохновения Моне вместе с другом Ренуаром совершает первую поездку в Монако. Тут он сразу же пишет ту самую «Дорогу на Монте-Карло», на которой три человека шагают в сторону Княжества, а затем «Пейзаж близ Монте-Карло» — ослепительный песок, суровые утесы и причудливые деревья над бирюзовыми волнами Средиземного моря. Художник явно впечатлен яркими красками юга Франции и мечтает побывать в этих местах еще раз.
В следующем году Моне действительно возвращается на Французскую и Итальянскую Ривьеру, и его поездка вместо трех недель растягивается на три месяца. Теперь он пишет оливковые и лимонные деревья, пальмы и виллы в Ментоне, Бордигере и Вентимилье. На нескольких его картинах, написанных в 1884 году, есть и Монако. Это «Залив в Монако» с лодкой без парусов, «Горная дорога около Монако», на которой мы видим узкую тропу Корниш, которая в то время связывала Княжество с Ниццей, а также вид Монте-Карло со стороны Рокбрюна и несколько пейзажей Кап-Мартена при разном освещении. В письме скульптору Огюсту Родену, описывая свои попытки запечатлеть средиземноморский свет, Моне признается, что «фехтовал с солнцем и даже боролся с ним врукопашную».
Наконец в 1888 году художник в третий раз приезжает на Лазурный берег, чтобы создать потрясающую серию из тридцати пейзажей Антиба. Среди них известный вид форта Антиб со стороны пляжа Ла-Салис. По словамМарианны Матьё, руководителя коллекций при Музее Мармоттана Моне, во многом благодаря времени, проведенному на Ривьере, творчество художника обрело зрелость.
Гримальди Форум представит «Моне в ярком свете»
С 8 июля по 3 сентября 2023 года в честь 140-летия первого приезда Моне в Монако и на Ривьеру в Гримальди Форуме проходит выставка «Monet en pleine lumière» (Моне в ярком свете). На выставке, руководит которой Марианна Матьё, представлено порядка ста работ из более чем тридцати коллекций со всего мира. Одна из картин ранее никогда не выставлялась, а двадцать три картины впервые будут выставлены в том самом регионе, где и были написаны.
Ни один другой художник не умел так тонко, как Моне, уловить мимолетность света в залитых солнцем пейзажах. Виды Монако и Лазурного берега, эти шедевры кисти Клода Моне, отображают великолепие нетронутой природы, какой она была 140 лет назад: рябь на море, шелест листвы, мягкое покачивание травы на летнем ветру…