Фонд Маг: шестьдесят лет любви к искусству
«Это не музей». Такое заявление 28 июля 1964 года на открытии Фонда Маг в Сен-Поль-де-Ванс сделал Андре Мальро, министр культуры в правительстве Шарля де Голля и близкий друг основателей Фонда Маргариты и Эме Маг. Это определение актуально и по сей день. Не музей, не арт-центр, не культурное учреждение, не парк скульптур и не дворец… Фонд Маг — это воплощение дружбы удивительной пары вдохновленных провидцев с крупнейшими деятелями искусства ХХ века. Шестьдесят лет назад случилось нечто беспрецедентное и радикально новое: двери Фонда, изначально открывающиеся лишь с целью проведения арт-конференций для друзей-художников и деятелей культуры, распахнулись для всех любителей искусства.
Впервые входя в этот утопающий в зелени парк, испытываешь нечто неописуемое. Философ Владимир Янкелевич назвал бы это «je ne sais quoi», «невесть что», невыразимое ощущение чуда, наполненности и безмятежности. Время тут словно остановилось. Как будто бы нет ничего, кроме чарующего взаимодействия между природными стихиями и лучшими произведениями современного искусства. Маргарита и Эме Маг, должно быть, оставили здесь часть своей души. Этот Фонд стал результатом их дружеской привязанности к художникам (многие из которых ныне, конечно, ушли в мир иной) и желания поделиться страстью к современному искусству с обширной аудиторией. Миллионы людей, за шесть десятилетий посетивших Сен-Поль-де-Ванс, смогли открыть для себя мир искусства, дух творчества, наполняющий стены, сады, террасы, часовню, двор Джакометти и лабиринт Миро…
Страдание и успокоение
Причиной появления первого в Европе фонда современного искусства стала семейная трагедия. У Маргариты и Эме родились дочь и двое сыновей. Старший сын Адриан и сегодня возглавляет Фонд, сохраняя и преумножая наследие родителей, а вот младший сын Бернар в 1953 году умер от лейкемии. Смерть 12-летнего мальчика глубоко ранила всю семью. Близкое окружение пыталось делать все возможное, чтобы помочь убитым горем родителям. Было очевидно, что им нужно как можно скорее заняться каким-то масштабным делом.
Друзьями Маргариты и Эме, известных парижских арт-дилеров, были такие великие художники современности, как Миро, Брак, Шагал, Колдер, Чильида, Джакометти, Леже. Жорж Брак предложил супругам создать с нуля арт-пространство в Сен-Поль-де-Ванс, где у Маргариты и Эме уже был дом.
«Когда у меня серьезная проблема, я сосредоточиваюсь на чем-то, что выходит за пределы моего контроля. И это становится единственным, о чем я могу думать!», — объяснял Брак. «Я полностью в вашем распоряжении. Я готов расписывать даже камни», — говорил супругам Фернан Леже. Так родился этот сумасшедший, грандиозный и абсолютно инновационный проект.
Планы на будущее
В год шестидесятилетия Фонд Маг открывает новые помещения, спроектированные Сильвио д’Асиа. Архитектор идет по стопам Хосепа Луиса Серта, создавшего легендарное здание с учетом окружающего ландшафта, рельефа, деревьев, панорамы, и старается во что бы то ни стало сохранить природу и дух этого прекрасного места.
«Мы в два раза расширили пространства, не затрагивая то, что было построено раньше. Мы создали новые помещения под двором Джакометти с использованием материалов, стилизованных под ушедшую эпоху. Проект Сильвио д’Асиа был выбран за уважительное отношение к этому дорогому для нас месту. Архитектура здания Фонда осталась прежней. Казалось бы, ничего не изменилось, однако реконструкция дала нам порядка 800 квадратных метров выставочных залов, террасу, посвященную скульптурам Миро, и большие эркеры, выходящие на долину», — рассказывает Изабель Маг, администратор Фонда, внучка Маргариты и Эме.
Благодаря преобразованиям посетители смогут увидеть большее количество экспонатов из впечатляющих коллекций Фонда (более 13 000 единиц). В четырех новых залах будут одновременно работать постоянные и временные тематические экспозиции.
Летняя выставка Боннара и Матисса
Все лето вплоть до 6 октября в помещении Фонда открыта выставка под названием «С дружеским приветом. Боннар и Матисс в честь 60-летия Фонда Маг». Связь двух великих мастеров живописи с супругами Маг была особенно сильной. Достаточно сказать, что, по словам Изабель Маг, именно ее дедушка встречал на вокзале Орсе госпожу Матисс, депортированную за участие в Сопротивлении во время Второй мировой войны. Вот почему при планировании выставки, посвященной шестидесятилетнему юбилею Фонда Маг, выбор пал на этих двух художников.
«Эта выставка преисполнена трогательности и нежности», — говорит Изабель Маг. Редко выставляющиеся картины и многочисленные документы рассказывают историю дружбы Пьера Боннара и Анри Матисса. Особое отношение к солнечному свету Ривьеры, собственное видение пейзажей и портретов, специфика работы в мастерской раскрывают творческую личность каждого из мастеров. Эта увлекательная выставка прекрасно иллюстрирует важность взаимодействий, противостояний и связей, формирующих историю искусства. Искусства, которому супруги Маг преданно служили на протяжении всей жизни.