Какую роль в карьере Энрико Карузо сыграла Опера Монте-Карло
Великий тенор Энрико Карузо появился на свет 25 февраля 1873 года в Неаполе. Выходцу из скромной семьи, сыну работника литейного завода было суждено стать одним из самых знаменитых теноров в истории оперы. Сегодня мы расскажем о том, каким был его дебют на сцене театра Монте-Карло и почему он никогда не отказывался от выступления в Княжестве.
Триумф в Монако: «Богема» и не только
В начале ХХ века директором Оперы Монте-Карло был Рауль Гансбург, выдающийся управленец, дальновидный человек, обладавший невероятным чутьем на истинный талант. Стремясь поднять престиж Княжества как центра европейской культуры, Гансбург решает предложить местной публике «Богему» Джакомо Пуччини. Партнером Нелли Мельбы, исполнявшей партию Мими, по приглашению директора театра становится малоизвестный на тот момент Энрико Карузо. Дебют 27-летнего итальянца на сцене Оперы Монте-Карло, состоявшийся 1 февраля 1902 года, превзошел все ожидания: бархатный тембр и необычные для тенора мощь и плотность голоса мгновенно покорили сердца слушателей.
Первый триумф в Монако не стал единственным в творческой биографии Карузо. Уже в следующем году он приезжает в Княжество с «Тоской», а в 1904-м появляется сразу в четырех спектаклях — «Риголетто», «Эликсир любви», «Богема» и «Аида». Монегасски буквально боготворят молодого исполнителя. Так что международная карьера великого Карузо началась именно в Монако и именно благодаря приглашению Рауля Гансбурга. Уже будучи мировой звездой, Карузо не забывал об этом и оставался признателен директору Оперы Монте-Карло. В 1915 году, в разгар первой мировой войны, он не колеблясь пересек Атлантику, чтобы выступить сразу в четырех спектаклях нового сезона Оперы Монте-Карло — «Аиде», «Риголетто», «Лючии ди Ламмермур» и «Паяцах». Данное Гансбургу слово не смогли поколебать даже обещанные ему в США баснословные гонорары…
Легендарный директор Оперы Монте-Карло
О человеке, открывшем миру молодого оперного гения, стоит рассказать отдельно. Невероятно, но факт: Рауль Гансбург оставался директором Оперы Монте-Карло на протяжении почти шестидесяти лет! Еще будучи студентом-медиком, он принимал участие в русско-турецкой войне 1877–1878 гг., был ранен и в госпитале познакомился с руководителем военного оркестра, который начал обучать его музыке. После войны Гансбург получил диплом медика в Париже. К тому времени он уже писал музыкальные произведения для небольших театров и мечтал всерьез заниматься творчеством. В 1880 году он отправился в Москву, где создал французский музыкальный театр, в 1889-м стал директором Оперы Лилля, чуть позже — Оперы Ниццы. Наконец, в 1892 году принцесса Алиса, жена князя Альбера I, пригласила его занять пост директора Оперы Монте-Карло.
При поддержке Ее Светлости новый директор превратил местную Оперу в театр мирового уровня. С ее сцены звучала музыка Массне, Сен-Санса, Равеля, Мусоргского, Рубинштейна. Помимо Карузо, здесь не раз выступал Федор Иванович Шаляпин. Рауль Гансбург оставался руководителем главного театра страны при трех князьях (Альбере I, Луи II и Ренье III) и ушел на покой в 1951 году, лишь за четыре года до смерти в возрасте 95 лет.
Миллион проданных пластинок и миллионы долларов на благотворительность
В 1902 году Карузо записал пластинку, которая стала первой в мире, распроданной тиражом свыше миллиона экземпляров. Это было ариозо Канио из оперы «Паяцы» («Смейся, паяц, над разбитой любовью»). Ни один музыкант не сделал для развития звукозаписи больше, чем Карузо. В начале века такие компании, как The Gramophone and Typewriter Company и Victor Talking Machine Company, уже умели записывать и воспроизводить голос человека, однако граммофон оставался лишь дорогой игрушкой, и чтобы заставить людей его покупать, нужны были пластинки, способные заинтересовать публику. Энрико Карузо было суждено стать звездой, давшей толчок развитию новой отрасли.
Редко какой артист уделял такое внимание благотворительности, как Карузо. За годы своей не слишком продолжительной карьеры (певец умер в 48 лет) он дал огромное количество благотворительных концертов. Карузо щедро жертвовал средства больницам, учреждениям для бедных, приютам, безработным, итальянским эмигрантам. В годы Первой мировой войны он помогал раненым, военным госпиталям, отделениям международного Красного Креста, семьям солдат.
Личная жизнь Карузо оказалась полна настоящих итальянских страстей. На протяжении одиннадцати лет он состоял в связи с певицей Адой Джачетти, которая была старше его на несколько лет и к тому же замужем. Ада родила Карузо четырех сыновей, двое из которых умерли во младенчестве. Сын Родольфо стал певцом, а другой сын, Энрико Карузо-младший, — актером. В 1908 году Ада бросила Энрико ради их шофера Чезаре Ромати. В 1917 году Карузо познакомился с 25-летней светской львицей Дороти Парк Бенджамин, дочерью богатого юриста и писателя из Нью-Йорка. Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте и неодобрение семьи Дороти, пара поженилась в 1918 году. В этом браке родилась дочь Глория, в два года оставшаяся без отца.
19 ноября 2023 года на сцене Оперы Монте-Карло состоялся концерт, посвященный 150-летию со дня рождения Энрико Карузо. В концерте приняли участие дирижер и пианист Антонио Паппано, оперный певец Йонас Кауфманн и режиссер Давиде Ливерморе. Символично, что концерт состоялся в Национальный день Монако, страны, стоявшей у истоков успеха непревзойденного оперного исполнителя.
В апреле 1906 года Карузо, гастролируя в Сан-Франциско, оказался в эпицентре землетрясения, которое спровоцировало пожары, уничтожившие большую часть города, и унесло жизни около трех тысяч человек. 18 апреля в шестом часу утра Энрико проснулся в своем номере в Палас-отеле от сильного толчка и тут же выбежал на улицу с одной фотографией президента Теодора Рузвельта в руках. Через некоторое время он набрался мужества и отправился в отель «Сент-Фрэнсис» на завтрак. Местный повар Чарли Олсон приготовил певцу бекон и яйца. Надо сказать, землетрясение не повлияло на аппетит Карузо: он опустошил тарелку и дал Олсону два с половиной доллара чаевых. В конце концов певцу удалось покинуть город сначала на лодке, а затем на поезде. Карузо пообещал не возвращаться в Сан-Франциско и сдержал слово.
Прохладный прием на родине
В декабре 1901 года Карузо дебютировал в неапольском театре Сан-Карло в опере «Эликсир любви», однако встретил весьма прохладный прием… Две недели спустя он спел партию де Гриё в опере Массне «Манон» и был принят еще менее доброжелательно. Безразличие публики и резкая критика в родном городе глубоко ранили Энрико, и он поклялся, что ноги его на сцене оперы Неаполя больше не будет. «Никогда я не приеду в Неаполь, чтобы выступать. Разве только чтобы съесть тарелку спагетти», — заявил он.
Финансовые трудности в начале карьеры
Энрико Карузо происходил не из самой бедной, но и не из богатой семьи. Чтобы заработать первые деньги, он выступал на улицах, в ресторанах и на вечеринках. В 18 лет он потратил гонорары, заработанные пением на итальянском курорте, на покупку первой пары нарядных туфель. Денег у молодого Карузо не хватало и в начале оперной карьеры. На одной из первых рекламных фотографий, сделанных во время выступления на Сицилии в 1896 году, он запечатлен в покрывале, накинутом подобно древнеримской тоге. Такой выбор образа объяснялся весьма прозаически: в тот день его единственная приличная рубашка находилась в стирке…
Художественный дар
Карузо обожал рисовать и был талантливым карикатуристом. В свободное время он рисовал дружеские шаржи и себя самого в разных сценических образах. Собственное круглое лицо он находил весьма забавным и часто делал насмешливые зарисовки. В 1935 году, уже после смерти певца, французская компания La Cloche выпустила эмалированную шкатулочку для косметики с автопортретом Карузо на крышке.