Игрок выиграл 200 тысяч в Монте-Карло
Где как не в Монте-Карло играть в рулетку, выигрывать и проигрывать состояния? А тут 200 тысяч! Во времена Достоевского это были огромные деньжищи. В этом практически автобиографическом романе Достоевский раскрыл всю свою неудержимую страсть к игре. А Сергей Прокофьев воплотил ее в музыке. Вчера премьера оперы состоялась в Монако.
Достоевский, Прокофьев, Казино
В 1863 году Фёдор Достоевский приехал на отдых в Висбаден. Там он за несколько дней проиграл не только все свои деньги, но и наличность своей подруги Полины Сусловой. Чтобы выпутаться из долгов, он заключил контракт с издательством на скорейшее написание нового романа под названием «Игрок». Несмотря на то, что действие романа разворачивается в вымышленном городе, именно Монте-Карло вдохновило Прокофьева на сочинение оперы. Вот, что собственно писал сам композитор о Монте-Карло: «…вечером сидели в вестибюле казино и глядели на публику, выходившую и выбегавшую из игорного зала, угадывая по лицам: выиграл или проиграл. Впечатление тяжелое: многие выходили в трансе, шаркая ногами, ничего не видя; ужасные старухи».
Прокофьев начал сочинять оперу еще в России. 1-я редакция была окончена в 1916. Позже в 1927-28 композитор переработал сочинение. Опера написана в декламационно-речитативной манере. 1-е концертное исполнение в России состоялось в 1963 (Москва), 1-я постановка на театральной сцене осуществлена в Большом театре.
Премьера в Монако
Премьера состоялась не случайно. В 2016 году исполнилось 125-лет со дня рождения композитора. «Игрок» — это совместная постановка директора Оперы Монте-Карло Жан-Луи Гринда и российских артистов под дирижерскую палочку музыкального руководителя и главного дирижёра Михайловского театра. Михаил Татарников в 2013 году получил специальную награду петербургской премии «Золотой софит» — «За театральную выразительность дирижёрских решений».
На премьере выступили русские солисты: Дмитрий Ульянов (бас, партия Генерала), Олег Балашов (тенор, партия Маркиза), Борис Пинхасович (баритон, партия Эстли), Екатерина Сергеева (контральто, партия Бланш), Александр Кравец (тенор, партия Князя Нильского), Григорий Соловьев (бас, партия Барона Вурмергельма), Александр Безруков (бас, партия Англичанина).
Либретто
Действие происходит в воображаемом городе Рулеттенбурге. Генерал проиграл в рулетку и по уши в долгах. Он пытается поправить положение, всячески стараясь выдать свою падчерицу Полину за своего кредитора Маркиза. Но самая большая надежда на наследство Бабуленьки, которая хворает. Но в тот момент, когда бабушку уже практически похоронили, она появляется в Рулеттенбурге и поддавшись искушению, проигрывает целое состояние.
Учитель детей Генерала Алексей, который любит Полину , обещает достать денег, чтобы освободить ее от ненавистного брака. В Казино ему удается выиграть двести тысяч. Фантастика!
В опере есть все: и русская загадочная душа, и присущая аддиктивным игрокам нервозность, ну и главное, весьма необычная музыка. Недаром, что мать Прокофьева, отчитала сына, когда тот работал над «Игроком»: «Да отдаешь ли ты себе отчет, что ты выколачиваешь на своем рояле?». Надо также отдать должное замечательным декорациям и костюмам, а особенно талантливому инженерному решению сценического пространства.
Вам стоит это посмотреть — 22 и 25 марта 2016 в 20:00. А 20 марта 2016 в 15:00 специальный спектакль для юных зрителей.