«Бэкон, Монако и французская культура» — абсолютный Must Visit этого лета
Каждое лето Форум Гримальди организует грандиозную выставку, посвященную одному из крупных художественных направлений. В этом году выбор организаторов пал на творчество Фрэнсиса Бэкона, который часть жизни провел в княжестве Монако.
Куратором выставки был назначен Мартин Харрисон, автор каталога Catalogue Raisonné de Francis Bacon. Мы решили своими глазами увидеть выставленные экспонаты.
«Удивительно, что несмотря на любовь Бэкона к культуре Южной Франции и Монако, не было такой выставки, которая бы показала эти чувства и их значение в его творчестве, -поделился Мартин. – Таким образом, «Бэкон, Монако и французская культура» стала первой выставкой, которая через 66 произведений английского художника показывает это чувство».
Действительно, выставка не зря получила свое название, ведь она показывает творчество британского художника с точки зрения влияния на него французской культуры. Кроме того, посетителей ждет сюрприз: помимо картин Бэкона, на выставке показаны работы Джакометти, Люрса, Мишо, Тулуз-Лотрека и Сутина. Именно их работы вдохновляли художника на его творческом пути.
Впервые Фрэнсис столкнулся с французской культурой в 1927 году во время своей поездки на север Франции в Шантийи. Там 17-летнего юношу приняла французская семья, которая учила его французскому языку.
«В период с 1946 по 1949 годы Бэкон полностью переосмысливает свое творчество, создает новый сюжет для своих картин. Он сохранил очень мало из того, что написал в Монако, однако в конце 40-х он позиционируют себя как художник человеческого тела и разума. Безусловно, Княжество стало катализатором нового периода в его творчестве», -рассказывает Мартин Харрисон.
В начале 50-х Фрэнсис Бэкон покинул Лондон и обосновался в Монако. Именно здесь он напишет «Голову VI», вдохновившись произведением Диего Веласкеса «Портрет Папы Иннокентия Х». Этот решающий этап в его творчестве покажет Бэкона как одного из самых загадочных творцов послевоенного времени. Не зря первый зал экспозиции предлагает нам взглянуть на произведения художников, вдохновивших Бэкона.
В течение своей жизни Фрэнсис всегда возвращался в Монако и проживал на юге Франции. Не раз он приезжал сюда со своими парижскими друзьями — Мишелем Лейрисом и Жаком Дюпеном.
Обязательно загляните в «Черную пещеру» (Caverne noire) — этот зал обладает своеобразной энергетикой. Темные занавески и приглушенный свет создают замкнутую и слегка угнетающую атмосферу. А металлическая конструкция в центре зала подчеркивает идею клетки, вдохновленную картинами Джакометти, две из которых также представлены в зале.
Экспозиция, посвященная Монако и югу Франции, начинается с архивных фотографий и видео. Произведения Бэкона противопоставлены тем, что послужили вдохновителями, например, полотнам Сутина и Мишо. В этом зале также представлены портреты друзей художника в период, когда он проживал в Монако и во Франции. Здесь же можно увидеть один из триптихов Бэкона, который был выставлен в Гран-Пале в 1971 году.
Наконец, последние залы посвящены главным произведениям монакского периода, которые отражают закрепление Бэкона как мастера фигуративной живописи — апогей его стиля, выраженный в двух главных триптихах художника. Здесь также находится последняя картина Фрэнсиса Бэкона, написанная в 1991 году и ранее не выставлявшаяся.