Второй официальный день зимних гонок Melges 20 в Монако подарил участникам соревнований благоприятную погоду и массу эмоций. После пятичасовой гонки HelloMonaco удалось пообщаться с Владимиром Силкиным, рулевым яхты «Анна», а по совместительству президентом Всероссийской федерации парусного спорта. Напомним, что по результатам состоявшихся гонок экипаж «Анны» занимает 7 строчку рейтинга.
Описывая ситуацию, сложившуюся в российском парусном спорте, Владимир отмечает, что эта индустрия «очень интенсивно развивается, а количество яхтсменов за последние пять лет удвоилось. Активно развивается Москва, Санкт-Петербург, Тольятти, Таганрог и Владивосток». Такую географию президент ВФПС определяет несколькими факторами: «Во-первых, там есть либо море, либо большие водохранилища. Во-вторых, во всех этих городах исторически сложились сильные спортивные школы, откуда вышли достойные спортсмены. К тому же, стало модно заниматься спортом».
Возвращаясь к современной истории парусного спорта, Владимир отмечает период, когда в российском обществе появилась тенденция покупать лодки. «Многие из владельцев яхт стали активно пропагандировать спортивный образ жизни. Сейчас сильно развиваются виды спорта, требующие физической нагрузки. К ним можно отнести и парус, и велосипед, и марафон. Некоторые (в основном, средний класс) начинали с того, что брали лодку в чартер в Турции, Греции и Хорватии. Кто-то остался в этом сегменте, а кто-то стал участвовать в соревнованиях в Европе, а потом и в России. Возникали целые сообщества энтузиастов, которые начинали развивать определенные классы. Сначала это был «Дракон», потом «Эмка», в Санкт-Петербурге – «SB20″», — высказывает наблюдение Владимир. Яхтсмен также отмечает, что по статистике, приведенной Яндексом, в 2013 году количество обращений к слову «парус» составляло 470 тыс., а уже в июле этого года эта цифра увеличилась до 2,1 млн запросов.
Говоря о парусной индустрии, Силкин признает, что проблемы существуют и здесь: «Проблема состоит в дефиците монотипов. Всем хочется гонять на одинаковых лодках, чтобы быть наравне. Для гонок с разными классами существует система гандикапов, которая не сильно интересна яхтсменам. Сейчас флоты некоторых классов значительно увеличились: «SB20», который несколько лет назад в Петербурге насчитывал 3-4 лодки, сейчас вырос до сотни яхт. В Москве флот «Эмки» — национального класса, появившегося лет пять назад, сейчас насчитывает также около ста лодок. Российский парусный спорт превращается в целую бизнес-индустрию, начинают проводиться коммерческие соревнования».
Все лавры за организацию Мonaco Melges 20 Winter Series Владимир отдает совладельцу парусной команды «Синергия»: «Эта идея полностью принадлежит Валентину Завадникову. Несколько лет назад он пришел в Попечительский совет ВФПС, чтобы обсудить, какой флот стоит выбрать. Ведь не все они подходят для такого рода гонок. Например, «Дракон», которому уже более ста лет — тяжелый, инерционный, медленный при слабых ветрах, драйва не хватает. Выбирали между двумя новыми классами J70 и Melges 20. Валентин убедил меня, что именно последняя лодка подходит для соревнований. Melges 20 – довольно технологичная яхта, очень тонкая, требующая большого внимания за рулем. Но и кайф от нее, как от «Мерседеса», – смеется Владимир, – Сначала мы с неким недоверием отнеслись к идее зимних регат в Монако. Все-таки зимой хорошо гонять на Карибах или Канарах. Боюсь ошибиться, но в Европе до этой зимней серии не было таких гонок. Начинали с десяти российских лодок. За три года количество увеличилось до 36. Думаю, эта гонка будет развиваться и даже видоизменяться. Например, часть этапов будет проходить в Монако, а часть — в Сен-Тропе или на других ветреных территориях».
HelloMonaco: Третий сезон зимних гонок в Монако проходит при поддержке Московского Императорского яхт-клуба, президентом которого также является Владимир Силкин. Чего же ожидать московским любителям паруса в ближайшем будущем?
Владимир Силкин: В прошлом году мы отреставрировали настоящее здание Императорского яхт-клуба в Москве. Он был открыт еще в 1867 году, через пару лет после Императорского Речного яхт-клуба в Санкт-Петербурге. Здание находится в самом центре Москвы и датируется 1892 годом. На протяжении своей истории этот клуб был инициатором многих мероприятий, которые происходили в то время городе: впервые в Москве-реке соорудили бассейн. Он был специально отгорожен, и в начале XX века москвичи отдыхали там в купальниках. Можете себе представить, насколько в те времена это было вызывающе? Кроме этого, члены клуба построили в Москве первый каток. Мы хотим возродить традиции клуба — Продвигать спорт, благотворительность, разные проекты как в России, так и за рубежом.
Среди таких проектов Владимир выделяет Национальную Парусную Лигу, которая впервые состоялась в этом году. Это соревнование сильнейших яхт-клубов и команд России, которое проходило в четыре этапа: в Москве, Санкт-Петербурге, Конаково (Московская область) и Сочи. В соревновании приняли участие четырнадцать команд. На следующий год ожидается более двадцати. По итогам НПЛ две лучших команды – «Navigator» и «Пирогово» – отправились на Лигу Чемпионов в Порто-Черво.
Кроме того, президент ВФПС затронул тему Олимпийских Игр, которые пройдут в 2016 году. «Очень хочется, чтобы наши яхтсмены участвовали в профессиональном спорте. Соревнования с зарубежными профессионалами – это уже другой уровень. Это дисциплинирует», — замечает Владимир.
Российские спортсмены будут выступать в пяти-шести олимпийских дисциплинах. «У нас не было цели получить как можно больше лицензий, нам было важно, чтобы кто-то смог достичь пьедестала почета», – объясняет яхтсмен. Все надежды он возлагает на юниорку в классе RS:Х — Стефанию Елфутину, которая, по его мнению, может претендовать на медаль.
По словам Владимира Силкина, «в олимпизме образовалась прореха, связанная с уходом из спорта тех, кто работал в СССР. Новых молодых спортсменов пока не очень много. Зато есть куча проблем, связанных с финансами. Однако самое главное – есть динамика».