Премьера «Суворов. Альпы. 200 лет спустя» в Монако. Интервью с продюсерами
На прошлой неделе в Монако прошел 3-й фестиваль российского искусства и кино, организованный продюсерской компанией Event Art во главе с Мариной Сычёвой де Квирини.
В фестивале приняли участие звезды российского кино, в числе которых были Вера Глаголева и Анна Нахапетова, кинопродюсеры, а также оперная дива Алиса Гицба.
В программе были представлены несколько новинок российского кинематографа, например, интересный проект – реконструкция «Суворов. Альпы. 200 лет спустя», снятый телеканалом “Звезда”. Съемочная группа телеканала повторила знаменитый переход армии Суворова через Альпы, который был совершен в 1799 году. Журналисты воссоздали аутентичную обстановку того времени. Редактор HelloMonaco Ольга Таран встретилась с генеральным продюсером телекомпании «Квадратный телевизор» Оксаной Матвеевой и с Марией Стреминой, старшим продюсером программы «Военная приемка. След в истории», которые представили фильм на фестивале в Монако.
Ольга Таран: Как пришла идея сделать фильм-реконструкцию «Суворов. Альпы. 200 лет спустя»?
Оксана Матвеева: Для нас личность Суворова, прежде всего, связана с переходом через Альпы. Соответственно, возникает вопрос: а зачем он туда отправился? Когда в те времена в Европе поняли, что грядет буря в виде Наполеона, то обратились к России, к Суворову, с просьбой о помощи. Готовы были даже заплатить. И когда мы открыли для себя эти факты, то поняли, что наш фильм будет не о войне, а скорее о дружбе между народами. Тот факт, что мы освободили Швейцарию, был отмечен на самом высоком уровне, в том числе и военным атташе Швейцарии в России. Было признано, что, если бы не помощь России, то такой страны, как Швейцария, сейчас бы не существовало.
Ольга Таран: Это достаточно серьезное заявление.
Оксана Матвеева: Да, и абсолютно поддержанное на самых высоких уровнях. Наша армия победоносно прошла по Швейцарии. Более того, мы опровергли мнение о том, что русские разоряли местных жителей. У нас есть документальные свидетельства того, что принц Рохан, который прошел до нас, попросту обобрал швейцарцев. А русские, между прочим, купили самую дорогую в истории человечества грядку картошки, которая стоила каких-то невероятных денег. У Суворова был принцип: не трогать местных жителей. В итоге получился фильм о дружбе: о нашей армии, которая освободила Швейцарию, и о швейцарцах, которые изо всех сил помогали русским. До сих пор швейцарцы невероятно гордятся тем, что именно в их домах жила армия Суворова.
Ольга Таран: Фильм вышел при поддержке Министерства обороны РФ. В чем она проявлялась?
Оксана Матвеева: В первую очередь, нам помогал один из наших постоянных партнеров — телеканал «Звезда», для которого мы делаем фильмы почти два года. Он принадлежит Министерству обороны РФ и рассказывает правду о военных событиях. То, что показывают на этом канале, наверное, нельзя увидеть больше нигде, так как это эксклюзивные материалы.
Российское военно-историческое общество – еще один источник поддержки. Его сотрудники приложили массу усилий, чтобы мы могли достать самые интересные документы и факты. Нас также поддерживает Министерство культуры РФ, в частности, Владимир Мединский и Вячеслав Тельнов. В свою очередь Министерство обороны профинансировало проект.
Ольга Таран: Мария, вопрос к вам, поскольку вы занимались поиском документально подтвержденных свидетельств о том, как все было на самом деле. Во время вашей работы над «Суворовым», какие самые большие несоответствия вы нашли между тем, что принято считать историей, и тем, что действительно произошло?
Мария Стремина: Я думаю, это то, про что говорила Оксана. Согласно историческим документам, мы были абсолютно честны со швейцарским народом. Проходящая перед нами армия Рохана забирала все. Когда наши войска шли по Швейцарии, в документах отмечалось «взяли столько-то хлеба, надо вернуть». У наших был принцип: мы должны все вернуть.
Оксана Матвеева: И не просто должны. Мы, действительно, все вернули. Почему, вы думаете, наша армия оказалась в таком плачевном положении? Потому что австрийцы обещали нас поддерживать, но в какой-то момент перестали. Однако мы уже не могли вернуться назад. При этом деньги, которые были у нашей армии, мы тратили, чтобы расплачиваться с местными жителями. Еще один удивительный факт: французы, когда отступали, решили сбросить пушки в воду, чтобы русским не достались. Наши подняли эти пушки из озер, и по французам стреляли их же оружием.
Ольга Таран: Как же так — сначала позвали, а потом перестали поддерживать?
Оксана Матвеева: Несправедливость в этом мире бывает часто. Наверное, это связано с определенным отношением к России в то время. Оно, кстати, и сейчас сохранилось в какой-то степени. Думаю, это очень понятная параллель с сегодняшним днем. Кстати, еще одна особенность нашей картины в том, что мы провели специальные исследования совместно с Институтом антропологии РАН и восстановили настоящую внешность Суворова. Теперь из нашей программы российские телезрители узнали, как на самом деле выглядел этот великий полководец, ведь на всех его портретах, выполненных различными художниками, мы видим совершенно разного Суворова.
Ольга Таран: Какие еще исторические сюжеты вы хотите ли бы сделать?
Оксана Матвеева: В рамках передачи «Военная приемка», съемками которой мы также занимаемся, мы планируем снять 10 серий на тему разных знаковых исторических событий. Название передачи может показаться смешным, но военному человеку известно, что в армии существует такая должность — военный приемщик. Этот человек координирует работу громадного количества ведомств, он знает все о самом современном оружии. Наша программа как раз повествовала о самых новых видах оружия. Затем мы решили рассказать правду об истории нашей страны. Серии про Суворова и про маскировку Москвы в 41-м году уже готовы. Мы также снимаем фильм про Ушакова и Петра I, Ледовое побоище, Бородинское сражение. В Кабуле мы снимали материал о том, как начинали бороться с терроризмом. Выход программы запланирован на конец сентября.
Ольга Таран: Кто ведущие ваших передач?
Оксана Матвеева: У нас есть два ведущих – Алексей Егоров и Андрей Мерзликин. Обычно Андрей в образах исторических деятелей озвучивает кусочки из дневников, исторических воспоминаний и писем, в то время как Алексей ставит настоящие эксперименты. В процессе нашей работы выяснилось, что Андрей Мерзликин — очень любознательный человек, который порой знает больше всей съемочной группы и любит принимать участие во всяких экстремальных историях. В связи с этим в какой-то момент в программе появилось два соведущих, которые переодеваются в костюмы разных эпох, цитируют исторических деятелей и проверяют все на себе. Они оба — как два мальчишки, которые исполняют свою детскую мечту. Алексей Егоров не только примерил на себя форму солдат XVIII века – он вместе с участниками съемочной группы полностью прошел путь русской армии через Альпы. Во время съемок фильма журналисты ночевали в горах, переходили водопады и даже босиком преодолевали горные перевалы. В роли капитана Грязева, ведущего дневник похода, снялся Андрей Мерзликин. Оказалось, что Андрей по-настоящему испытывает любовь к своей стране, понимает ее корни. Он склонен к дотошности и кропотливости во всем, что касается документов.
Ольга Таран: Он также будет участвовать и в других сериях вашего проекта?
Оксана Матвеева: Конечно. Не так давно мы вместе были в Афганистане. Тогда мы планировали съемку в центре города. А точнее, в том месте, где произошел взрыв «колодца», который ознаменовал начало штурма дворца Амина (прим.HelloMonaco — Штурм дворца Амина — спецоперация под кодовым названием «Шторм-333», предшествующая началу участия советских войск в афганской войне 1979—1989 гг., в ходе которой спецподразделениями КГБ СССР и Советской Армии 27 декабря 1979 г. был убит президент Афганистана Хафизулла Амин).
Андрей шел с микрофоном по площади, когда нас задержала местная полиция. Позднее выяснилось, что рядом находились два каких-то стратегических объекта, о которых мы не знали. Нас закрыли в автобусе и выясняли, кто мы, что делаем, созванивались с разными службами и министерствами. В какой-то момент автобус окружили военные с автоматами. Я испытываю безумную благодарность российскому посольству в Афганистане, которое нас одних никуда не пускало и решало все наши проблемы. Андрей проявил себя лучшим образом – он начал всех развлекать, рассказывая забавные истории из своей жизни. Он задал такую атмосферу, в которой все расслабились, сидели спокойно и даже улыбались.
Ольга Таран: Каким образом вы оказались на фестивале в Монако?
Оксана Матвеева: Мы достаточно давно работаем на разных кинофестивалях. Несколько лет подряд наша телекомпания сотрудничает с Госфильмофондом, с которым мы ездим по разным странам. Не могу сказать, что у нас есть какая-то определенная цель. Мы просто пытаемся рассказать, как все было на самом деле. Как правило, наши фильмы повествуют об истории дружбы двух стран. Конечно, хочется, чтобы нашего «Суворова» посмотрели швейцарцы. Главное, что они сами этого хотят. Для нас каждый выезд за рубеж — это возможность представить зрителям нашу страну с ее богатой историей и дружескими намерениями. Переплетение истории разных стран, на мой взгляд, самая интересная вещь. Поэтому, если фестиваль русского кино пригласит нас в следующем году в Монако, мы обязательно приедем с новым фильмом о России.
Уникальная лента доступна по ссылкам:
https://www.youtube.com/watch?v=aZ8tOFvxOCE
https://www.youtube.com/watch?v=PM5zFOHqQ68
HelloMonaco также надеется на встречу с Оксаной и Марией на следующем фестивале, а еще вас ждет встреча с актрисой и режиссером Верой Глаголевой, которая привезла на фестиваль в Монако две ленты — «Одна война» и «Две женщины».