Скульптуры парка Фонвьей — Часть четвертая
Наша прогулка по парку Фонвьей подошла к концу. Тем не менее есть еще скульптуры, о которых мы вам не рассказали. Они украшают сады и парки Монако. Иногда причудливые творения архитекторов спрятаны от глаз любопытных туристов, и только опытный наблюдатель сможет разглядеть их в зелени деревьев. На протяжении нескольких лет парк Фонвьей обогащается творениями известных современных художников со всех уголков земли.
Сегодня начнем с Роберто Барни, итальянского скульптора, проживающего во Флоренции. Он представлен в парке Фонвьей работой «Немые рабы» 1989 года. Под этим названием Барни выполнил несколько скульптур, одну из которых он подарил княжеству. В этой версии мы наблюдаем двух мужчин с завязанными глазами, которые с явным трудом несут тяжелую плиту. Композиция аллегорично говорит нам о том, как человечество бездумно и слепо движется вперед, словно проживает свой век с завязанными глазами. Помимо того, что участники композиции немые, у них завязаны глаза. Куда могут двигаться люди, неспособные выразить свои мысли и не видящие дорогу? Вот такой вопрос повисает в воздухе.
«Торс отчаяния» — так называется скульптура испанского автора Виктора Охоа из Мадрида, которая украшает один из тихих скверов парка Фонвьей. Рядом с ней расположено несколько скамеек, словно специально для того, чтобы посидеть и задуматься в тишине о былом, а может, и о грядущем.
Этот испанский мастер известен написанием портретов известных личностей, однако свои скульптуры он всегда посвящал человеческому телу. Как правило, Охоа фокусировался на обнаженной мужской фигуре. Его, в частности, интересовало взаимодействие человека и природы. По его мнению, одежда лишь строит преграды между ними.
Как и многие скульпторы, Виктор Охоа начинал с рисунка. Он является автором портретов многих известных людей, среди которых испанский король Хуан Карлос I, испанский и американский биохимик Северо Очоа, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине Сантьяго Рамон-и-Кахаль, испанский писатель и публицист Камило Хосе Села и многие другие. В рисунке он начал практиковаться, а до совершенства дошел уже в скульптуре. Например, одна из работ Виктора Охоа под названием «Дикарь» расположена в испанском городе Картахена и посвящена жертвам терроризма во всем мире.
Скульптура французского художника Андрэ Массона «Брат и сестра» отличается своими сюрреалистичными линиями. Неудивительно, ведь Массон был приверженцем именно этого течения. После Первой мировой войны, во время которой мастер был тяжело ранен, доктор сказал ему: «Никогда больше не живите в больших городах!» Массон последовал совету врача и поселился в Экс-ан-Провансе. Однако он не смог прожить здесь всю жизнь. Так или иначе судьба забрасывала его то в Италию, то в Париж. Кстати, в 1964 году во французской столице Андрэ Массон расписал плафон знаменитого театра Одеон.
Среди художников, скульпторов и артистов Массон был известен уже при жизни. Эрнест Хэмингуэй даже приобрел несколько его работ. Умер Массон в Париже в возрасте 91 года. Его дети, так же, как и он, нашли себя в сфере искусства.
В скульптуре «Брат и сестра», как и в любой другой работе сюрреалиста, проглядывают лишь отголоски человеческих тел. Мы можем видеть некие две фигуры, которые плотно примкнули друг к другу, но дальше работает наше воображение. Представьте себе ужасы Первой мировой войны, через которые пришлось пройти молодому Массону. Представьте задымленные горящие дома деревень, полыхающий лес. Едва различимые черты двух детей, потерянных в этой суматохе. Они не понимают, что творится вокруг. Вся эта картина расплывается в сознании, тает в дыму и огне… Войны двадцатого столетия оставили неизгладимый след на всем поколении Андрэ Массона. Немудрено, что и в творчестве, в, казалось бы, самых мирных произведениях этих ветеранов всегда есть те далекие отголоски войны.
Ну а завершится наше путешествие небольшой загадкой. Неспешно прогуливаясь по парку Фонвьей, мы выходим к очередной скульптуре. Перед нами всадник, смотрящий вдаль. Создаётся ощущение, что он немного придержал коня, который не мчит во весь опор, а послушно замер, пока человек выберет направление. Увы, но эта таинственная скульптура не имеет при себе никакой таблички. Нам остается лишь гадать, кто же такой этот таинственный всадник и в какие неведомые дали он мечтает отправиться? Может, вы, дорогие читатели, знаете разгадку этой мистерии парка Фонвьей? А до тех пор это лишь загадочный всадник неизвестного автора, который стоит на страже порядка в парке небольшого княжества.
Читайте также первую , вторую и третью части серии публикаций о скульптурах в парке Фонвьей.