11-е Историческое Гран-при Монако 2018. Как это было?
Спортивный дух витал в княжестве вот уже которую неделю подряд, и каждый гость и житель Монако замирал в нетерпении наконец-то увидеть «музейные коллекционные экземпляры» в движении. На протяжении 3 дней нескончаемые гонки в различных категориях, начиная от бессмертных довоенных гоночных автомобилей и заканчивая болидами 80-х годов, были разбавлены запахом бензина, прожжённой резины и ревом моторов. С 11 по 13 мая трасса карликового государства стала местом сражений автомобилей, которые когда-либо принимали участие в Формуле-1 или Формуле-2.
11-е Историческое Гран-при, организованное Автомобильным клубом Монако и проходящее под патронажем княжеской четы, занимает особое место в жизни княжества. Раз в два года, начиная с 1997-го, это событие отдает дань всем погибшим в гонках и тестовых заездах пилотам и демонстрирует абсолютную эволюцию автоспорта.
Напомним, что Гран-при для каждой категории автомобилей условно разделено на 3 этапа: день пробных 30-минутных заездов, сеанс квалификационных гонок, определяющий стартовую позицию в финале и, собственно, гонки, которые проходили в воскресенье, 13 мая.
Соревнование, объединяющее легенд прошлого, нашло своё отражение в Параде Наследия Формулы-1 (Parade F1 Heritage). Именно там произошло воссоединение бывших пилотов с их командами — Lotus, McLaren и Williams. Захватывающее зрелище — Эдди Ирвайн, колоритная личность и бывший напарник Михаэля Шумахера, за рулём McLaren M26, победитель Гран-при Монако 1998 года Мика Хаккинен за штурвалом McLaren M23, Тьерри Бутсен в Williams FW04, Риккардо Патрезе, победитель Гран-при Монако 1983 года у руля Williams FW08, Карун Чандок (Karun Chandhok) с Williams FW05, Ярно Трулли в Lotus 25 1962 года и легендарный 72-летний Джон Ватсон на Lotus 18 1961 года.
В рамках события был также проведен парад 70-летия Porsche, который проходил при поддержке Chopard. В заезде принял участие именитый автогонщик Дерек Белл, девятикратный призёр “24 часов Ле-Мана” и пилот Формулы-1.
HelloMonaco удалось понаблюдать за подготовкой пилотов и их команд к заездам, находясь в самом эпицентре событий. Питлейн — место непередаваемых эмоций, где пилоты и члены команд настраиваются на гонку. Каждый по-своему пытается сосредоточиться: полируя шлем, слушая музыку в наушниках, изучая печатные схемы гоночного трека или получая последние установки от инструктора. Концентрация — важнейший элемент, ведь после выхода болида на трассу, пилот остается наедине с собой и персональной техникой.
Начиная с 1929 года трасса Монте-Карло не менялась. Именно поэтому, автомобили всех категорий и годов гармонично двигались по привычному для них треку. Ветеранами Исторического Гран-при 2018 стали самые первые болиды категории “А”, участвующие в гонках между 1929 и 1939 годами. Среди них были Bugatti 35B, Alfa-Romeo P3, Mercedes W125 и многие другие. Паддинс Довлинг (DOWLING Paddins) стал победителем в серии “A” на болиде ERA R5B.
В серии “B” соревновались автомобили с передним расположением двигателя, участвовавшие в Гран-при Формулы-1 и Формулы-2 1948 — 1961 годов. Тогда на арене появились Maserati 4CLT, Ferrari 625A, Cooper. Тони Вуд (Tony Wood) завоевал 1 место, достойно преодолев 9 кругов за 17 минут 39 секунд на своем TEC-MEC F415.
Категория “C” представила вниманию публики болиды с передним расположением двигателя, принимающие участие в гонках 1952-1957 годов. Округлые формы этих машин никого не оставили равнодушным. В дождливую погоду автомобили показали в финале гонок не только особый ретро-шарм, но и скорость около 87 км/час, что достаточно быстро, учитывая изогнутость трассы в Монако. Управление такими автомобилями в непогоду — задача непростая. Тем не менее, серебристый COOPER-JAGUAR T33 1954 года, пилотируемый британцем Крисом Вардом (WARD Chris) одержал первенство в гонке, преодолев 10 кругов за 23 минуты 32 секунды.
В серии “D”, в которой соревновались пилоты гоночных автомобилей периода 1961-1965 годов, победил Энди Миддлхерст (MIDDLEHURST Andy) выступающий за команду LOTUS. Его результат: 10 кругов за 18 минут и 20 секунд.
Швед Бьерн Вирдхэйм (WIRDHEIM Bjorn) стал лидером категории “E” (автомобили Формулы-1 1966-1972 годов) на MARCH 711. 12 кругов за 20 минут и 9 секунд — отличные показатели. Интересно также и то, что пилот опередил своего соперника с отрывом всего в 1 секунду!
Начиная с 1973 года безопасности болидов начали уделять еще больше внимания, именно поэтому внешний вид кузова стал напоминать современные автомобили Формулы-1. Серии “F” и “G”представили машины 1973-1976-х и 1977-1980-х годов. 3-литровые двигатели этих болидов были не только одними из самых мощных, но и достаточно шумными. Это явление создавало особый антураж во время гонок.
Подводя итоги, победителем гонки категории “F” был назван британец Майкл Лионс (LYONS Michael) на McLAREN M26, который прошел 18 кругов за 34 минуты и 38 секунд с максимальной скоростью 108,68 км/час.
По результатам заезда серии “G” Мартин О’Коннелл (O’CONNELL Martin) на болиде ATS D4 стал победителем в последней гонке Исторического Гран-при 2018. Его максимальная скорость достигла 115,88 км/час. 18 кругов было пройдено за 32 минуты и 3 секунды.
Какое же это захватывающее зрелище — Историческое Гран-При Монако! Будем ждать с нетерпением его возвращения в 2020 году!