Новый Национальный музей Монако представляет именитого и провокативного Тома Вессельмана
В 1960-х годах Том Вессельман спровоцировал настоящую волну внимания своим вкладом в поп-арт. Особенный бум произвела серия его работ под названием «Великая Американская Обнаженная Натура». В его произведениях используются коллажи из журналов и рекламных плакатов. Всё более масштабным картинам художника требовались рекламные щиты, которые, как правило, были доступны только крупным рекламодателям. Иногда в некоторые из его работ закрадывались и реальные предметы: часы, радиоприемник или люминесцентный светильник. В 1966 году его Великая Американская Обнаженная Натура № 82 представляла собой настенный рельеф из плексигласа, интригующе изображающий ню в трех измерениях. Новаторский подход и смещение границ искусства заключались в его трактовке сексуальности и смелом выборе материалов для создания образов.
Как и у многих художников, создавших новую волну в искусстве, у Вессельмана были «периоды», отражающие его личные эксперименты и становление. Это, в частности, серия картин из спальной комнаты, где особое значение придаётся предметам, окружающим обнаженную натуру. У Вессельмана также есть большая серия картин «Замеревшая Жизнь», представляющая собой отдельно стоящие «фигурные» полотна с изображением значительно увеличенных интимных предметов. Пристрастие к обнаженной натуре является отличительной чертой классического западного искусства. При этом, работы художника смещают границы интимности в 20-м веке, делая изображения самых приватных моментов из жизни женщины наиболее явными.
В беседе с HelloMonaco куратор выставки, Крис Шарп, отметил, что у многих состоявшихся женщин-художниц работы Вессельмана вызывают отнюдь не отторжение, а напротив, искреннее восхищение. А жена художника, ставшая одной из его главных моделей, остается его ярой поклонницей. Свидетельством бережного отношения Тома к жене, является следующий очаровательный факт — он намеренно не рисовал глаза нескольких из своих обнаженных натур. Глаза жены – это нечто слишком ценное, слишком личное; они являли для него часть её истинной души, которую он не хотел смешивать с произведением искусства. В свободной групповой дискуссии на Вилле Палома, в которой участвовал и HelloMonaco, Крис Шарп отметил, что у Пикассо, в частности, изображения женщин являются гораздо более уничижительными. У Вессельмана обожание противоположного пола очевидно проявляется во всех его работах. Он всего лишь рисовал внутреннее богатство и любовь из собственного сознания.
Так или иначе, обсуждая влияние Вессельмана на поп-арт, Крис Шарп красноречиво подчеркнул теорию того, что художнику помог катализатор – все границы сдвинулись в послевоенный период новой эры изобилия и материализма 1960-х годов. Более либеральные способы самовыражения и поведения нарушили старые табу как в искусстве, так и во всех остальных сферах жизни. То, что ранее воспринималось как табу или подобие порнографии («порно-утопии») стало искусством. В случае Вессельмана — прославленным жанром поп-арта.
В отличие от гения Энди Уорхола, напрямую отражавшего в своем искусстве предметы жизненной обстановки, Вессельман больше склонен позволять искусству говорить самому за себя — быть в меньшей степени философом или приверженцем какой-либо теории. Его поп-арт не изображает томатный суп Кэмпбелла. Интересно однако, что на картинах Вессельмана можно увидеть банку майонеза Хелманна (что не является очевидным намеком на его эротическое искусство).
Выставка на вилле Палома занимает три этажа. Значительное внимание здесь уделяется «проветриванию» произведений Вессельмана. Работам отводится большое пространство, а творческое использование нескольких этажей отражает различные «периоды» его становления как художника. Вы, несомненно, сможете насладиться этими картинами и дать им собственную оценку. Испытывал ли художник просто страстное увлечение красотой? Близко ли вам это беззаветное обожание женщин? Или же, смещая границу сексуальности, он, пусть и бессознательно, опредметил женщин в ущерб их интеллекту. Так или иначе, многие профессиональные художники не согласятся с мнением критиков, поистине восхищаясь работами Вессельмана и признавая его важный вклад в поп-арт.
Красивые сады, красивая вилла Палома, и красивая, творчески представленная и умело курируемая выставка – всё это заслуживает посещения и восхищения, конечно.