Малоизвестные факты о Монако: Stalca и Deo Juvante II, две яхты принцессы Монако
Коронованным особам не чужды человеческие чувства и желание сбежать от журналистов, протоколов и прочей суеты. Каждому хочется найти укромное место, где можно отдохнуть только в кругу близких.
Одним из таких уединенных мест для принцессы Грейс и ее семьи была 25-метровая яхта Stalca.
В начале 70-х княжеская чета Монако заказала яхту у голландской верфи Visch Holland. По меркам того времени судно считалось довольно габаритным, однако до крупных не дотягивало. Для сравнения: во владении английской королевы Елизаветы II находилась 120-метровая Britannia, выпущенная в 1954 году и вмещавшая до 250 гостей. Тем не менее, по задумке князя и его супруги, их яхта идеально подходила для семейного отдыха. На борту судна места хватало для восьми гостей и небольшого экипажа. Планировка яхты включала мастер-сьют, VIP-комнату и две дабл-каюты.
Строительство Stalca хранилось в тайне, чтобы избежать очередных упоминаний в прессе. Неудивительно, что сегодня фотографии яхты в ее первоначальном виде крайне редки: эту часть своей истории княжеская семья решила оставить исключительно для себя.
Наверняка, вы не раз слышали о княжеской семье Монако, а значит, легко догадаетесь, что означает название судна. Это акроним из имен детей княжеской четы: Стефании, Альбера и Каролины. Традиция называть яхты, объединяя имена детей, зародилась в княжеской семье еще в 1963 году. Тогда на воду спустили Albercaro (II). Интересно, что перед доставкой яхты на борту вспыхнул пожар и княжеской семье пришлось ждать до марта следующего года, чтобы наконец ее получить. Тем не менее в Монако судно долго не задержалось и всего через год отправилось в Абу-Даби к новому владельцу.
К рождению принцессы Стефании князь Ренье III приобрел еще одну моторную яхту, получившую название Carostefal. Но стоит признать, что обладательницей самого удачного названия все-таки является Stalca.
История этой 25-метровой яхты еще не закончена. В 2015 году во время яхт-шоу в Пальме она нашла новых владельцев. Для того чтобы судно соответствовало международным стандартам безопасности, в планировку и оборудование Stalca были внесены некоторые изменения. Однако новые владельцы не скрывают, что главная идея состояла в том, чтобы сохранить судно близким к оригиналу. Stalca до сих пор может похвастаться корабельным колоколом, на котором видна гравировка «Stalca Monaco».
Другим судном, о котором, несомненно, стоит упомянуть, говоря о княжеских яхтах, является Deo Juvante II. Именно на нем в 1956 году принцесса Грейс и князь Ренье III отправились в медовый месяц вдоль берегов Франции, Валенсии и Майорки. Яхта стала свадебным подарком греческого магната Аристотеля Онассиса, который проявлял немалый предпринимательский интерес к княжеству и долгое время находился в хороших отношениях с правителем Монако.
История судна началась еще в 1928 году на верфи Camper & Nicholsons’, где его спустили на воду под именем Monica по заказу франко-аргентинского предпринимателя Жака «Сантьяго» Суласа (Jacques «Santiago» Soulas). Конец ревущих двадцатых ознаменовался для семьи Сулас продажей яхты, которая вплоть до 1939 года меняла владельцев. В годы Второй мировой войны она выполняла функции противолодочного корабля и даже принимала участие в операциях против германских подводных лодок недалеко от Британских островов. В 1947 году 44-метровое судно было выкуплено Онассисом.
После свадьбы Ренье и Грейс Deo Juvante II, название которой с латинского переводится как «с Божьей помощью», оставалась княжеской яхтой еще на протяжении нескольких лет. Затем, в 1958 году, она была продана и успела поменять немало владельцев.
Говорят, яхта привлекла внимание Пола Аллена, соучредителя Microsoft, который хотел использовать ее в качестве shadow boat для своей мегаяхты Octopus. Однако к тому моменту судно уже успела приобрести компания Quasar Expeditions.
Сегодня яхта, пережившая реставрационные работы в начале 2000-х, совершает круизы у Галапагосских островов под именем Grace, напоминающим гостям судна о его исторической значимости.