Лучшие выставки зимы рекомендует Николь Лаффон
«Пейзажи мысли» в галерее Ribolzi
до 31 декабря
Необычная выставка с изящным названием «Paysages de la Pensée» проходит в галерее, известной широтой взглядов на искусство. Как правило, в этом огромном пространстве выставляются древние сокровища и исключительные по своим внушительным размерам и редкости экспонаты. Однако же в последнее время галерея также приветствует в своих стенах и произведения современного искусства.
Именно в этом духе выполнены работы Альберто ди Фабио и Тобиа Рава. Оба художника занимаются научными и философскими исследованиями, ставшими основой их творчества. Здесь можно говорить об эстетическом концептуализме, когда соблазнительные и изысканные образы являются выражением мощной и бескомпромиссной мысли. Такая ярко выраженная духовность уходит корнями в восточную культуру.
Работы Альберто ди Фабио ассоциируются с тибетской мандалой. Скопления звезд и небесных тел наводят на мысль о том, что частицы газа и пыли есть сама основа мироздания. Геометрические формы, животные и ландшафты Тобиа Рава отсылают к последовательности Фибоначчи, хорошо известной в древней Индии, — знаменитому коду природы.
Художников между собой связывают похожее видение мироустройства и поклонение одному культу — культу мысли.
Galerie Ribolzi
3 Avenue de l’Hermitage, Monaco
+377 9797 0377
Том Вессельманн в Новом Национальном Музее Монако
до 6 января 2019 года
Американец Том Вессельманн, долгое время считавшийся одним из главных художников и новаторов американского поп-арта, представляет свое «обещание счастья» (таково название выставки) в Новом национальном музее Монако (NMNM). Значительный вклад Вессельмана в это направление искусства был предметом дискуссий на протяжении нескольких десятилетий. Даже сегодня его манера изображать женщин может шокировать. Однако же художник не без некоторой сдержанности умеет подчеркнуть и красивый изгиб ноги, и округлость груди, и элегантность руки. Фетишизм Вессельманна не обходит стороной притягательное нижнее белье, а обнаженный половой член автор провокационно уравнивает с другими частями тела.
Устроители выставки ставят целью продолжить дискуссию о значимости творчества Тома Вессельманна, демонстрируя огромный вклад художника в запретную тему сексуальности и ее неразрывной связи с обещаниями и надеждами, присущими послевоенному американскому обществу.
Профессионально организованное просторное и светлое выставочное пространство Национального музея позволяет подчеркнуть индивидуальность каждой работы.
Nouveau Musée National de Monaco – Villa Paloma
56 Boulevard du Jardin Exotique
+377 9898 4860
«Каникулы господина Пабло» в Mузее Пикассо в Антибе
до 13 января 2019 года
Пабло Пикассо и Лазурный берег связывала настоящая история любви, ставшая источником вдохновения для испанского мэтра. Все началось с его отпуска на Французской Ривьере. С 1920 года и вплоть до начала Второй мировой войны Пикассо ежегодно проводил летние каникулы в Антибе и Жуан-ле-Пене, создавая эскизы и картины, увековечивающие местные виллы, пляжи и отдыхающих. Позже наблюдения тех лет послужили основой для его дальнейших великолепных картин, написанных в парижской студии. Все работы Пикассо буквально купаются в свете Средиземноморья, уроженцем которого был и сам великий художник.
1946 год на Лазурном берегу стал для Пикассо особо плодотворным, послужив основой коллекции Музея Антиба, любимого города художника. Выставка «Каникулы господина Пабло», состоящая из сотни работ, выполненных в Антибе и Жуан-ле-Пене, проливает неожиданный свет на замечательные летние эскапады художника. На полотнах, написанных Пикассо с 1920 по 1946 год, господствуют море, солнце, рыбы и прекрасные купальщицы.
Musée Picasso
Château Grimaldi, Antibes
+33(0)492 9054 2620
«Концептуальные годы» Бернара Вене в Музее Современного Искусства MAMAC в Ницце
до 13 января 2019 года (возможно продление до апреля)
В Лионе уже проходит обширная ретроспектива творчества Бернара Вене. Теперь художник представляет свои «Концептуальные годы» в Музее современного искусства MAMAC в Ницце. Десятилетие с 1966-го по 1976-й стало для Вене насыщенным временем размышлений и даже переосмысления себя, что в конечном итоге привело художника к холодному промышленному абстрактному искусству.
«В возрасте 24 лет, в США, я открыл для себя визуальных художников, обладающих одинаковой со мной чувствительностью, — Дональда Джадда, Карла Андре и Сола Левитта. Так мои работы приобрели радикальный, минималистский характер… В дальнейшем я начал черпать вдохновение в учебниках брата, занимавшегося промышленным дизайном. А потом подумал, что еще лучше будет взять за основу учебник по математике. И начал его копировать …» Так Бернар Вене объясняет, как он пришел к изображению мира как результата научных размышлений. Это был грандиозный прорыв в творческой карьере художника. Поиск абстракции, погоня за объективностью и рациональностью чистой математики нашли выражение в его многодисциплинарном подходе. Например, Бернар Вене взялся за балетный проект, и музей планирует провести вечер, посвященный и этому ключевому периоду в творчестве мастера.
Выставка порадует всех поклонников французского художника, ставшего значимой фигурой в мировом искусстве. В планах организаторов продление работы выставки до апреля.
Musée d’Art Moderneet d’Art Contemporain
Place Yves Klein, Nice
+33(0)4 9713 4201
«Урбанистическое Одиночество» в галерее Christian Depardieu в Ницце
10 января – 2 февраля
Этой зимой галерея Депардье представляет творчество трех женщин. Это скульптор Лоранс Бессас Жуайо, художник Аньес Донно и фотограф Натали Виктор Ретали. Эти три необычные творческие личности выражают, каждая по-своему, безграничное, словно океан, одиночество — чувство, захватывающее потерянных в больших городах людей.
Лоранс Бессас работает с гранитом, мрамором, деревом, буквально вдыхая в любой из этих материалов жизнь. «Лепить — значит проецировать себя в пространство, представляющее собой коллективную и универсальную память, — говорит автор. — Лепить — значит жить, с каждым вздохом сжимая время». Работы Лоранс завораживают тем, что они, словно преодолевая собственные физические границы, постигают нечто невидимое, воображаемое, многообразное. Это очень личный способ отображения эмоций в камне.
То же видение одиночества, будь то затерянный в тумане силуэт или толпа, бегущая в неопределенное будущее, присуще Аньес Донно и Натали Виктор Ретали. Выставка, безусловно, заслуживает посещения и наводит на размышления.
Galerie Depardieu
6 Rue du docteur Jacques Guidoni, Nice
+33 (0) 9 6689 0274
Жан Маре, звезда Жана Кокто в Ментоне
до 8 мая 2019 года
Это были страстные и непростые отношения. Жан Кокто и Жан Маре, оба наделенные недюжинным талантом, вместе пережили благословенные годы, насыщенные безграничным творчеством. «Я сделаю тебя легендой, современным Тристаном или Орфеем», обещал актеру Кокто, многогранный гений, писатель, художник, поэт. Это была любовь с первого взгляда. Фактически Кокто стал наставником для Жана Маре, чья потрясающая красота благодаря стараниям мэтра запечатлена в таких кинематографических шедеврах, как «Красавица и чудовище» и «Завещание Орфея».
Музей Кокто в Ментоне предлагает завораживающую выставку на основе коллекции Северина Вундермана. Фотографии, декорации, картины, скульптуры, книжные иллюстрации, костюмы для сцены и кино, плакаты, дневники — все они рассказывают о неординарной любовной истории.
Musée Jean Cocteau
2 Quai de Monléon, Menton
+33(0)4 8981 5250
Фото: HelloMonaco Magazine