«Бизнес-симпозиум — 2019»: новые тенденции и эволюция в яхтенной индустрии
«Я с большим удовольствием приветствую вас на нашем ежегодном бизнес-симпозиуме в рамках лейбла La Belle Classe Superyachts, — сказал генеральный секретарь Яхт-клуба Монако Бернар д’Алессандри, открывая вечер 7 февраля 2019 года, — Мы также рады, что половина из присутствующих является владельцами яхт». Таким образом, Яхт-клуб Монако — это уникальное место, которое объединяет основных игроков отрасли и владельцев яхт.
На мероприятии были затронуты такие темы, как мировой рынок яхтинга, меняющийся менталитет владельцев яхт, новые тенденции и новые возможности для обеспечения безопасного плавания. Владельцы яхт и профессионалы отрасли смогли встретиться и обменяться мнениями в неформальной обстановке.
Чем больше, тем лучше
Мерин де Ваард из Superyachttimes.com открыла сессию и представила сравнение фактов и цифр за последние 10 лет. Так, с 2010 года количество поставляемых и эксплуатируемых яхт всех размеров неуклонно и последовательно увеличивается. Количество продаж подержанных яхт в 2017/2018 годах было очевидно выше, по сравнению с 2015/2016 гг. В 2018 году наиболее популярными были размеры 60+ и 30-40 м, в то время как 40–60 м были менее продаваемыми в 2018-м по сравнению с 2017 годом. Книга заказов выглядит внушительно с большим количеством яхт, находящихся в процессе строительства, большинство из них в диапазоне 30-40 м.
Итальянцы идут впереди голландцев. Но по общему объему лидируют немцы, поскольку они строят самые большие яхты в мире. Дмитрий Семенихин, генеральный директор Yacht Harbour, провел исследование российского рынка, используя данные, собранные на его веб-сайте. Статистика показывает, что яхты среднего размера еще не оправились от кризиса. Действительно, мегаяхты находятся на подъеме, поскольку за последние несколько лет было построено 25% суперъяхт свыше 70 млн., из которых 30% принадлежат российским владельцам. Статистика также показала невероятные данные — на каждого российского владельца яхт, приходится в среднем 2,8 яхты!
Яхты среднего размера, похоже, страдают от резкого обесценивания, что снижает спрос и удерживает самых богатых от того, чтобы стать их владельцами.
Фади Патак, креативный директор Nobiskrug, рассказал о разбивке стоимости стандартной 80-метровой яхты. Так, 50% стоимости яхты приходится на материал, 18% на роскошный интерьер, 17% на производство, 15% на проектирование. Все сырье, используемое для строительства яхт (тик, сталь, алюминий и т.д.) значительно выросло в цене, что влияет на стоимость за квадратный метр.
Мишель Баффат, руководитель направления «Яхты и авиационное финансирование» Credit Suisse, отметил явный интерес к приобретению экологически чистых яхт. Он заметил также, что молодое поколение, похоже, не особенно стремится удерживать яхты своих родителей и больше склоняется к чартеру. То же самое касается и самолетов. А клиенты из развивающихся стран Европы остаются наиболее важными в финансировании яхт.
Эволюция объема и длины яхт связана с новым состоянием сознания владельцев, которые готовы путешествовать по миру, открывая для себя отдаленные регионы. Этот поиск новых пространств сопровождается реальным стремлением к устойчивой философии жизни. Однако эти поездки требуют хорошего знания климата в этих регионах и того, как лучше всего избежать возникновения проблем. Николас Миор из Ascoma Maritime объяснил, как недавние погодные катастрофы на Карибах и в Европе повлияли на яхтенную индустрию, обнародовав количество потерь на яхтах, и то, как страховой рынок находится под постоянным давлением с целью адаптации стабильных премий.
Роль Ascoma также заключается в том, чтобы помочь владельцам и экипажу подготовить свою яхту для круизов в экстремальных направлениях.
Монако и долгосрочная аренда
Джонатан Уотсон, глава Yachting MFB Solicitors, говорит: «НДС — это конкурентоспособный бизнес. Каждая администрация в Таможенном союзе борется с другой, чтобы быть той, кому вы должны заплатить налог». Крупные государства-члены вынуждают владельцев яхт платить НДС, используя налоговые законы с вселенским охватом. К владельцам же яхт маленьких стран применяются скидки и льготы.
В течение многих лет Мальта имела преимущество, когда дело доходило до суперъяхт, предлагая быстрый и относительно дешевый способ уплаты НДС с эффективной ставкой 5,4 % после всего лишь короткого периода аренды. Это стало «слишком» для остальной части ЕС. После уведомления Комиссии ЕС о нарушениях в марте 2018 года, Мальта была вынуждена закрыть эти популярные структуры, в результате чего сотни владельцев яхт задумались над тем, что все это значит для их мальтийского статуса плательщика НДС.
Сейчас Мальта пытается найти альтернативу, но что бы это ни было, она никогда уже не будет такой дешевой в оплате НДС, как прежде. Имея это в виду, владельцы яхт из ЕС начали задаваться вопросом — действительно ли им нужен статус плательщика НДС в других странах.
На самом деле, уже несколько лет Монако предлагает решение, которое не привлекло много внимания пока Мальта была на пике популярности. Не смотря на это, существующая договоренность предполагает продажу яхты, зарегистрированной в монакской компании, а затем снова ее фрахтование. Если все сделано правильно, до тех пор, пока эта договоренность действует, НДС должен быть уплачен при аренде чартерного судна без экипажа, а не за само судно. Пока эта схема существует, владельцы яхт могут свободно перемещаться по территории ЕС и могут находиться на таких условиях столько, сколько пожелают. По сути, это временная альтернатива «оплате НДС по факту».
Фото: Yacht club de Monaco