Скульптуры парка Фонвьей
В парке Фонвьей по инициативе князя Альбера II на протяжении нескольких лет пополняется коллекция скульптур известных современных художников со всех уголков земли. Князь Монако задумал таким образом внести вклад в развитие современного искусства в карликовом государстве, которое славится большим разнообразием культурных мероприятий. Именно в квартале Фонвьей проходит Ярмарка современного искусства, известная под названием «Белая ночь», целью которой является поддержка молодых художников, работающих в этом жанре.
Решив прогуляться в умиротворенной тени парка Фонвьей, вы обязательно встретите на своем пути как минимум одну из скульптур. Почти все они снабжены табличками с названием и сведениями об авторе. Однако есть здесь и такие, которым уже несколько десятков лет, однако мало кто помнит, по какому случаю они появились в парке. Но благодаря надлежащему уходу и охране, все скульптуры в отличном состоянии. Давайте и мы с вами прогуляемся в тени деревьев парка Фонвьей.
Женщина с сигаретой
Одна из первых скульптур, что попадется нам на пути, — пышных форм женщина, которая словно прилегла отдохнуть на зеленую травку и закурила, задумавшись о вечном. Табличка на скульптуре гласит, что перед нами творение колумбийского художника и скульптора Фернандо Ботеро, создателя собственного весьма причудливого стиля. Мужчины, женщины, животные, фрукты и даже музыкальные инструменты в его исполнении непременно очень крупные и тучные. По словам художника, объемными формами он пытается воздействовать на чувственность зрителей, а преувеличенные животы лучше всего передают тот заряд сексуальности, который художник хочет донести до публики.
В музее Фернандо Ботеро в Боготе выставлены 123 его работы — от акварельных картин до скульптур. Акварельные рисунки и 200 долларов в кармане — именно с этого началась карьера художника, когда он отправился покорять Нью-Йорк. Однако спустя несколько лет он уже обеспечил не только себя, но и свою семью, оставшуюся в Колумбии.
Выставки под открытым небом стали ноу-хау Ботеро, так как до него ни один из художников или скульпторов не использовал такой способ общения с публикой. И лишь после Ботеро эту практику взяли на вооружение многие другие художники.
В Монако есть еще одна его скульптура под названием «Адам и Ева» — недалеко от Казино Монте-Карло, на террасе с прекрасным видом на море.
В свои 86 лет Фернандо Ботеро не перестает создавать шедевры. Сам художник признается: «Единственное, почему я боюсь смерти, это потому, что мне придется прекратить творить, а мне это так нравится».
«Женщина с сигаретой» выполнена в бронзе и датирована 1984 годом.
Рыба
Скульптура «Рыба», созданная в 1986 году, стала подарком одного итальянского скульптора Княжеству Монако. Рыба символизирует Средиземноморье, а также напоминает посетителям парка о тех усилиях, которые прилагает князь Монако для защиты вымирающих видов не только рыб, но и морской флоры и фауны региона в целом.
Эволюция
Совсем неподалеку от «Рыбы» мы найдем скульптуру «Эволюция», датируемую 1979 годом. Создавшая «Эволюцию» Эмма де Сигальди проживала в Монако с 1954 года до самой своей смерти в 2010 году.
Скульптором Эмма стала не сразу. Она родилась в Германии в 1910 году и уже в возрасте 17 лет стала прима-балериной. В те годы она дружит и общается с художниками течения баухаус, возникшего в рамках знаменитой тогда немецкой Высшей школы строительства и художественного конструирования. Там в кругу друзей она и встречает своего будущего супруга графа Феликса де Сигальди. После замужества пара переезжает в Монако.
Уже в княжестве Эмма обращается к современному искусству и, в частности, к скульптуре. Здесь она нашла новый способ артистического самовыражения, так как после переезда в Монако ей пришлось оставить свое увлечение танцами. Принцесса Грейс сразу же влюбилась в творения Эммы де Сигальди, в которых необычно сочетались две техники: литье (чугун) и работа с мрамором. Процентное соотношение мрамора и чугуна Эмма выбирала, исходя из идеи скульптуры, над которой велась работа, и только ей одной была ведома та символика, что связывала ее задумку и материал скульптуры. Многие из ее первых работ весьма фигуративны и символичны, и лишь в 80-х годах Эмма де Сигальди начинает работать в стиле экспрессионизма.
Сидящая пара
Гуляя в тени парка, вы точно не пройдете мимо этой работы знаменитого английского скульптора-абстракциониста Линна Расселла Чедвика. В 1956 году он удостоился высшей награды на Венецианской биеннале, восемь лет спустя сама Королева Елизавета II наградила его орденом Британской империи, а позже, в 1985 году, Чедвику был вручен французский Орден Искусств и литературы.
Совсем не удивительно найти одно из творений Чедвика в парке княжества: он как раз любил украшать своими работами именно парки. «Сидящая пара» не единственная «пара», созданная Чедвиком: скульптуру с точно таким же названием, но немного отличающуюся от монакской, мастер подарил городу Гааге.
Стирающая женщина
У небольшого пруда в парке мы не можем не заметить фигуру женщины, стирающей в воде белье. Это копия знаменитой скульптуры, которая родилась в результате совместного творчества Огюста Ренуара и его молодого ассистента Ришара Гино. Оригинал был выполнен в 1917 году, за два года до смерти Ренуара. Удивительно, что в свои 76 лет великий импрессионист продолжал работать! Всего несколько лет их сотрудничества (Ришар Гино впервые был представлен Ренуару в 1913 году) оказались весьма плодотворными, что, несомненно, говорит о той тонкой профессиональной связи и взаимопонимании, что установились между стареющим Ренуаром и молодым авантюристом Гино, каковым он был по духу.
До 1918 года Ренуар и Гино работали в стоакровом поместье Ренуара, в городе Кань-сюр-Мер, недалеко от Ниццы. Там по эскизам мастера было создано порядка 37 скульптур. Некоторые критики утверждают, что эти работы подчеркивают характерный стиль живописца, вместе с тем показывая удивительное духовное единение двух авторов. В 1984 году один эксперт в газете «Нью-Йорк Таймс» заметил: «Гино явно стал Ренуаром — или был одержим им».
Пусть «Стирающая женщина» и является лишь копией — она, тем не менее, остается одной из жемчужин скульптурной коллекции княжества.
Атланты
На краю парка обратите внимание на творение одного из резидентов Монако. В 1989 году скульптор Блейк (настоящее имя Блейк Уильям Уорд) подарил княжеству свою работу под названием «Атланты». Блейк родился и вырос в Канаде, затем переехал в Париж. В 1991 году он открыл собственную студию в Монте-Карло, где и продолжает работать. Любимые материалы Блейка — бронза и мрамор.
«Атланты» — одна из основных работ автора. Подарив ее Монако, Блейк тем самым выразил свое почтение стране, в которой ему удалось достичь немалых успехов в творчестве. Блейк также является членом Международной Ассоциации Искусств Монако.
Мотофан
Удивительный слон по имени Мотофан вряд ли позволит вам пройти мимо. Тут уж любопытство должно взять верх — не остановиться перед этой необычной скульптурой невозможно. Она была создана в 1988 году франко-американским художником Арманом (настоящее имя Арман Пьер Фернандес), родившимся в Ницце в 1928 году. В начале 60-х Арман стоял у истоков создания нового реализма — течения в искусстве, из которого позже, в противовес парижскому авангарду, образуется «Школа Ниццы».
Своими скульптурами Арман стремился показать ужасающие последствия развития современного общества. Потребительское общество он рассматривал как угрозу планете и запечатлел это в ряде своих работ. Мы видим полуразрушенные формы, символизирующие тот вред, который наносит человек окружающей среде. Так, «Мотофан» показывает нам губительное взаимодействие техники и природы, и, как мы все прекрасно понимаем, больше от этого страдает последняя.
Героическая кавалерия
Если вы прогуляетесь еще немного, вам обязательно повстречается другое произведение Армана — «Героическая кавалерия». На первый взгляд может показаться, что это гигантский конь, который взвился на дыбы и вот-вот галопом рванет прочь. Однако, присмотревшись, можно заметить анатомическое несоответствие скульптуры и ее живого прототипа — лошади. Возникает ощущение, что стальной конь в такой ярости поднялся на дыбы, что сейчас развалится на… мелкие шестеренки. Так автор выражает свое обвинение в адрес технического прогресса, наносящего вред всему живому. Арман вновь и вновь напоминает публике о необходимости заботиться о природе в век стремительного развития техники и механики.
На самом деле скульптура представляет собой целую кавалерию. Множество лошадей в одной связке, перемежаемые металлическими сбруями, предстают пред нами в некоем подобии башни, что стремится ввысь. Создается впечатление, что они хотят вырваться из стальных пут, которые сдерживают их, и пуститься в бег по вольным прериям. Таковы работы Армана: перед ними невольно замираешь и пытаешься проникнуть в их глубинный смысл.
Доспехи
Продолжая тему колесниц, кавалерии и древних сражений, переходим к следующему произведению под названием «Доспехи» (1984 год). Это творение одного из величайших скульпторов современности Игоря Миторая, преподнесенное в качестве подарка княжеству. Скульптор польского происхождения родился в 1944 году, а спустя 22 года обосновался в Париже, где и скончался в 2014 году. Одна из его монументальных скульптур под названием «Grande Toscano» сегодня выставлена во французской столице в районе Дефанс.
Основной темой работ Игоря Миторая было человеческое тело. Мастер стремился показать его красоту, мощь и в то же время хрупкость. Он никогда не выполнял человека в полный рост, его работы представляют собой части тела, которые автор словно разглядывает под лупой. Все произведения Игоря Миторая отличаются большими масштабами и одновременно напоминают, насколько хрупким существом является человек.
В своих скульптурах мастер намеренно оставлял какие-то недостатки, несовершенства — дыры в торсах и головах, как большие зияющие раны, напоминающие о непрочности и непостоянстве человеческого существования.
Немые рабы
Творчество Роберто Барни, итальянского скульптора, проживающего во Флоренции, представлено в парке Фонвьей работой «Немые рабы» (1989 год). Под таким названием Барни выполнил несколько скульптур, одну из которых подарил Княжеству Монако. В этой версии мы наблюдаем двух мужчин с завязанными глазами, которые с явным трудом несут тяжелую плиту. Композиция аллегорично говорит нам о том, как человечество бездумно и слепо движется вперед, словно проживает свой век с завязанными глазами. Помимо того, что участники композиции немые, у них завязаны глаза. Куда могут двигаться люди, неспособные выразить свои мысли и не видящие дорогу? Вот такой вопрос повисает в воздухе.
Торс отчаяния
Такое странное название носит скульптура Виктора Очоа, украшающая один из тихих уголков парка Фонвьей. Рядом с ней расположено несколько скамеек, словно специально для того, чтобы посидеть и задуматься в тишине о былом, а может, и о грядущем.
Как и многие скульпторы, Виктор Очоа начинал с живописи. Он автор портретов многих великих людей, среди которых испанский король Хуан Карлос I, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине испанский и американский биохимик Северо Очоа, один из основоположников современной нейробиологии, а также Нобелевский лауреат Сантьяго Рамон-и-Кахаль, испанский писатель и публицист Камило Хосе Села и многие другие. С живописи Виктор Очоа начал творческую жизнь, а достиг совершенства уже в скульптуре. Свои работы он всегда посвящал человеческому телу. Как правило, Очоа фокусировался на обнаженной мужской фигуре. Его, в частности, интересовало взаимодействие человека и природы. По мнению мастера, одежда лишь строит преграды между ними.
Брат и сестра
Эта скульптура французского художника и графика Андре Массона отличается сюрреалистичными линиями. Неудивительно, ведь Массон был приверженцем именно этого течения в искусстве. Он участвовал в Первой мировой войне, получил тяжелое ранение, и когда доктор сказал ему: «Никогда больше не живите в больших городах!», последовал совету и поселился в Экс-ан-Провансе. Однако прожить там всю жизнь Массону не удалось. Судьба забрасывала его то в Италию, то в Париж. Кстати, в 1964 году во французской столице Андре Массон расписал плафон знаменитого театра Одеон.
Среди художников, скульпторов и артистов Массон был хорошо известен уже при жизни. Эрнест Хемингуэй даже приобрел несколько его работ. Умер Массон в Париже в возрасте 91 года. Его трое детей также нашли себя в сфере искусства.
В скульптуре «Брат и сестра», как и в любой другой работе сюрреалиста, считываются лишь контуры человеческих тел. Мы видим лишь некие две фигуры, которые плотно прижались друг к другу, но дальше работает наше воображение. Представьте себе ужасы Первой мировой войны, через которые пришлось пройти молодому Массону. Представьте задымленные горящие дома в деревнях, полыхающий лес. Едва различимые черты двух детей, потерянных в этой суматохе. Они не понимают, что творится вокруг. Вся эта картина расплывается в сознании, тает в дыму и огне… Войны двадцатого столетия оставили неизгладимый след в душах современников Андре Массона. Немудрено, что и в творчестве, в, казалось бы, самых мирных произведениях ветеранов всегда слышны отголоски далекой войны.
Скульптура-загадка
Перед нами всадник, смотрящий вдаль. Создается ощущение, что он немного придержал коня, который не мчит во весь опор, а послушно замер в ожидании. Увы, эта таинственная скульптура не имеет при себе никакой таблички. Посетителям парка остается лишь гадать, кто же такой этот таинственный всадник и в какие неведомые дали он мечтает отправиться…