Памяти Карла Лагерфельда: легендарная любовь к Монако
Карл Лагерфельд остается жив, даже когда мы скорбим о его кончине. Он – не просто икона, а настоящее иконоборчество. Лагерфельд не только ослепил мир, он загипнотизировал его и, возможно, единственный человек, устоявший перед его чарами, был он сам.
19 февраля 2019 в возрасте 85 лет из жизни ушел известный модельер и арт-директор Дома Шанель Карл Лагерфельд. Эта утрата тронула не только Францию, где был основан и находится модный дом, или Германию, откуда был родом Лагерфельд, но и коснулась самого сердца Княжества Монако. И вовсе не удивительно, что с его работоспособностью и трудолюбием он достиг самых высот, ведь он возглавлял модный Дом Шанель в качестве арт-директора ни много ни мало целых 35 лет!
«Я никогда не жалуюсь, поэтому другие дизайнеры ненавидят меня. Они все постоянно ждут «вдохновения» и могут часами думать, куда пришить пуговицу, или выбирать скетч, нарисованный их ассистентом. Это раздражает меня до безумия. Я работаю как машина», — говорил сам Лагерфельд.
Кроме того, дизайнер был креативным директором итальянского Дома Fendi и главным модельером бренда Chloe, а также управлял своим собственным брендом Karl, сохраняя при этом индивидуальность каждого бренда.
Он сам говорил про работу: «Мода — это не значит быть звездой, мода – это работа» или «Никогда не говорите — я мог это сделать. Ведь вы этого не сделали».
А еще добавлял: «У меня своего рода болезнь Альцгеймера к моей работе, и я думаю, что это очень хорошо. Сегодня многие люди помнят, что они сделали. Забудьте всё и начните заново!»
Лагерфельд родился 10 сентября 1933 года в Гамбурге в семье предпринимателя Отто Лагерфельда, владевшего компанией по производству сгущенного молока, у которой было представительство даже во Владивостоке.
Он так вспоминал про годы своего детства: «Я всегда ложусь спать безупречно чистым. Это из детства. Когда я был ребенком, мама говорила мне: «Ты можешь проснуться посреди ночи и внезапно умереть, поэтому позаботься о том, чтобы выглядеть на все 100%».
Карл Лагерфельд был неординарной личностью, общественные и социальные правила ему были не по душе и он предпочитал не скрывать своего мнения. А «политкорректность» и вовсе не входила в его словарь. Он не стеснялся критиковать защитников за права животных, толстых людей и моделей.
«Диета — это единственная игра, где если вы выиграли, то вы проиграли».
Мир моды, да и весь мир, нуждался в таком неординарном и своеобразном гении.
«Я не пользуюсь интернетом. Не веду фейсбук. Мне нужно рисовать. Играть с Шупетт. Спать. Дни слишком коротки, чтобы тратить их на что-то еще», — признавался Карл Лагерфельд.
Однако осознавая, что он достиг небывалых карьерных успехов, он сам часто вспоминал тот путь, которым пришел к этим высотам, ведь Карл Лагерфельд посещал школу меньше обычного.
«Мне повезло, что я не закончил школу. Я ничему не научился. Всё, что я делаю, — это импровизация. И тем не менее, я делаю это совсем неплохо».
Его бывшие одноклассники, с которыми он учился в одной школе, вспоминают, что он все время рисовал и делал какие-то наброски «что бы мы ни делали в классе». Лагерфельд сам утверждал, что ходил в школу лишь для того, чтобы выучить французский язык, чтобы позже он мог работать с ним. Это ему очень пригодилось впоследствии, в частности, в его близкой дружбе с княжеской семьей Монако и в работе в княжестве.
Его творческие успехи поистине легендарны: он ввел многочисленные изменения, сохранив аутентичность брендов таких модных домов, как Шанель и Фенди. Карл Лагерфельд буквально вдохнул жизнь в бренд Шанель, который после ухода из жизни его основательницы Коко Шанель выживал лишь небольшими продажами одежды, которая все больше и больше выходила из моды, и знаменитого аромата №5. Однако новый креативный директор решился на небольшие, но нововведения – он укоротил юбки, расширил плечи и сузил талии, а также стал использовать для пошива классической одежды и костюмов дома такие ткани, как джинс. Этого оказалось достаточно, чтобы вернуть Дом Шанель на мировой небосклон моды и вернуть ему былое внимание со стороны как других модельеров, так и покупателей и любителей моды.
Карл Лагерфельд и Монако
В княжестве Карл Лагерфельд нашел свой дом ещё в 80-х годах. Он наслаждался Монако, что бы он ни делал здесь, будь то моделирование костюмов для оперы или проекты фресок и подсветка вокруг бассейна в Metropole. И, конечно, невозможно забыть знаменитый модный показ Шанель в 2006 году, организованный в Зале Гарнье, а затем последующий в 2011 году в Казино.
Сам Карл Лагерфельд описывал княжество как рай, где его принимали так, как больше нигде. В этом райском уголке он нашел для себя несколько домов, дизайн которых впоследствии разработал сам, среди них вилла La Vigie. Однажды он поделился в интервью для Vogue, что его секретной бухтой спокойствия является его квартира в Millefiori в Монако. Одну из своих квартир он обустроил в стиле квартиры в Гамбурге, в которой он вырос и провел свое детство.
Помимо всего прочего, он нашел здесь близких друзей в лице княжеской семьи Монако. Особенно доверительные отношения установились у него с принцессой Каролиной. Заметную роль также занимал Карл Лагерфельд и в организации знаменитого монегасского Бала Роз, который проходит в стране ежегодно в марте. Впервые князь Монако Ренье III пригласил его в 1999 году в качестве дизайнера для Бала. Затем, начиная с 2013 года, этот Бал стал для него ежегодной встречей с княжеской семьей. Кроме того, он стал вдохновителем этого знакового монегасского вечера и принимал участие в разработке его дизайна и оформления, а также костюмов специальных гостей и ведущих мероприятия. На вечере он часто появлялся в компании принцессы Каролины, с которой они были очень дружны. Знаменательно, что последнее появление на публике Карла Лагерфельда было на Балу Роз в Монако в сопровождении принцессы Каролины. В этом году Бал Роз, который состоится в Монако 30 марта, будет посвящен памяти знаменитого дизайнера.
Карл Лагерфельд также был главным меценатом Красного Креста Монако, за что его лично благодарил князь Монако Альбер II.
Кроме своей любви к Монако, Карл Лагерфельд был сильно привязан к своей кошке бирманской породы по кличке Шупетт, которой он даже оставил часть своего наследства (согласно завещанию). Он даже говорил, что женился бы на ней, если бы это было разрешено законом.
Первый тревожный звонок об ухудшении состояния дизайнера прозвучал, когда впервые после показа Дома Шанель в Париже 22 января 2019 года он не вышел поклониться публике.
Согласно последней воле Карла Лагерфельда, пышное торжество прощания с выдающимся дизайнером было отменено, провели лишь небольшую церемонию, куда пригласили только самых близких родственников и друзей Карла. Ещё при жизни он часто говорил: «Лучше умереть, чем быть погребенным под землей».
Поэтому, согласно его пожеланию, дизайнера кремировали, а прах развеяли вместе с прахом его матери, который, как он сам признавался, он хранил в урне в тайном месте специально для этого.
«Я очень приземленный, только не на эту Землю», — говорил Карл Лагерфельд.