Скульптуры Монако: Ла-Кондамин — часть 1
HelloMonaco продолжает серию публикаций, посвященных скульптурным шедеврам Княжества, которые вы можете повстречать во время будничной прогулки. На этот раз вместе с нами вы откроете квартал Ла-Кондамин, где вы встретите не одно изваяние.
Если начать прогулку от порта Эркюль, то одной из первых скульптур, которую вы, несомненно, заметите, станет гоночный автомобиль и застывший рядом с ним пилот. Они расположены неподалеку от ресторана La Rascasse. Вы, наверняка, уже не раз видели эту работу, пока ждали автобус на остановке в порту Эркюль, или проезжали мимо нее на автомобиле. Она располагается здесь с тех пор, как Князь Альбер II открыл этот шедевр в мае 2003 года. Cкульптура изображает легендарного гонщика и победителя Гран-при Монако Хуана Мануэля Фангио (Juan Manuel Fangio), стоящего рядом со своим болидом Mercedes-Benz W196 Silver Arrow. Он был аргентинским пилотом и гонщиком, питавшим особую страсть к автомобилям. В юности он работал автомехаником и уже тогда интересовался машинами. На протяжении своей карьеры спортсмен выиграл чемпионат Формулы-1 пять раз, включая 13-й Гран-при в Монако и Европейский Гран-при в 1955 году. Он прожил счастливую жизнь и умер в 1995 году в возрасте 84 лет в своей родной Аргентине.
Это произведение искусства было создано Жоакимом Рос и Сабатэ (Joaquim Ros i Sabaté), испанским скульптором, которому сейчас уже исполнился 81 год. Он обучался в Художественной школе в Сен-Хорди (Sant Jordi), позже переехал в Италию. Его работы созданы из сочетания камня и железа. Скульптор долгое время специализировался на бюстах и работал по личным заказам как от простых граждан, так и от глав государств. Многие из его работ можно найти в Барселоне. Будучи воодушевленным личностью аргентинского гонщика, Сабатэ за свою жизнь создал 6 статуй, изображающих пилота. Сегодня они находятся не только в Монако, но также в Италии, Германии и Испании.
Прогуливаясь мимо Театра Варьете, вы обязательно заприметите скульптуру пожилого мужчины, расположившегося в безмятежной позе на кресле и неспешно покуривающего сигару. Это бронзовое изваяние создано венгерским автором Лайосом Барта (Lajos Barta) в 1972 году. Прототипом для этого персонажа послужил итальянский кинопродюсер и филантроп Чино дель Дука (Cino Del Duca). Он был весьма успешным продюсером и построил целое состояние в издательском деле во Франции. Чино дель Дука умер в 1967 году и был похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Скульптор Барта изучал художественное искусство в Школе изобразительных искусств в Будапеште. Он много путешествовал по свету, проводя выставки в Вене, Милане и Париже, прежде чем окончательно осесть в Германии. Стиль его творчества постепенно менялся с фигуративного на абстрактный дизайн, и, в конце концов, он даже принял участие в движении авангардистов, экспериментируя с новыми формами.
Работа итальянского кинопродюсера занимает идеальное место перед входом в театр, где часто устраивают показы старых и новых фильмов.
Следующая скульптура, о которой пойдет речь, спряталась в сквере Ла-Кондамин. Несмотря на это, ее совсем нетрудно найти. Огромное бронзовое изваяние с лирическим названием «Гимн жизни» (L’Hymne à la Vie) – шедевр, созданный рожденным в Хорватии французским скульптором Матео Морнаром (Matéo Mornar) в 2010 году специально для художественной выставки в отеле Fairmont. Морнар специализируется на современном искусстве. Он является лучшим выпускником парижской школы современного искусства ESAM Paris School of Modern Art. Будучи ребенком, он часто посещал Лувр, где подпитывал свою страсть к изобразительному искусству. Скульптор часто изображает женское тело, поскольку это та форма, которую он почитает и бесконечно уважает. В настоящее время Морнар живет в Монако. Здесь у него есть собственная галерея на набережной Альбера I. Также он работает с Фондом Князя Альбера II, отдавая процент дохода от своих творений организации суверена.
Многие задаются вопросом, в чем же суть этой загадочной монегасской статуи, которая изображает человека с головой льва, лежащего рядом с женщиной с туловищем змеи, а ее хвост обвивается вокруг ног мужчины. Эта работа включает еще один элемент — золотое яблоко, которое держит женщина. К сожалению, его сняли со скульптуры, пока она находится на экспозиции в общественном месте. Некоторые полагают, что статуя символизирует единство разновидностей: будь то животное или человек, мы имеем одинаковые потребности в уважении, понимании и свободе, несмотря на наши различия. Она также немного напоминает сказку о «Красавице и чудовище». Символическая двухтонная скульптура — единственная в своем роде. Ее стоимость варьируется от 1,5 до 2 млн евро. Чтобы завершить это произведение искусства, автору потребовалось 2 года, ведь только на змеиной половине туловища женщины понадобилось разместить 8000 чешуек!
Читайте продолжение о нашей прогулке в квартале Ла-Кондамин в следующем выпуске серии.