Скульптуры парка Фонвьей — Часть третья
HelloMonaco продолжает серию публикаций, посвященных истории скульптур, которые украшают сады и парки Монако. Иногда причудливые творения архитекторов спрятаны от глаз любопытных туристов, и только опытный наблюдатель сможет разглядеть их в зелени деревьев. Сегодня вы откроете для себя скульптуры парка Фонвьей, который на протяжении нескольких лет обогащается творениями известных современных художников со всех уголков земли.
Удивительный слон по имени «Мотофан» вряд ли позволит вам пройти мимо: тут уж любопытство должно взять верх — не остановиться перед этой удивительной скульптурой невозможно. Она была создана в 1988 году Арманом (Арман Пьер Фернандес). Франко-американский художник родился в Ницце в 1928 году. В начале 60-х он являлся соучредителем течения в искусстве под названием «Новый реализм», из которого позже образуется Школа Ниццы — оппозиционер парижского авангарда.
Арман стремился своими скульптурами символично показать разрушение современного общества. Потребительское общество он рассматривал как угрозу планете и запечатлел это в ряде своих работ. Мы видим полуразрушенные формы, словно разоблачающие вред, который наносит человек окружающей среде. Например, «Мотофан» показывает нам разрушительное взаимодействие техники и природы, и, как мы все прекрасно понимаем, больше от этого страдает последняя.
«Мотофан» — не единственная скульптура Армана, которая находится в парке Фонвьей. Если вы прогуляетесь еще немного, то вам обязательно повстречается «Героическая кавалерия». На первый взгляд может показаться, что это гигантский конь, который взвился на дыбы и вот-вот галопом рванет прочь. Однако, присмотревшись, вы снова замечаете это анатомическое несоответствие скульптуры и ее живого прототипа – лошади. Такое ощущение, что стальной конь в такой ярости поднялся на дыбы, что сейчас развалится на… мелкие шестеренки. Здесь мы снова наблюдаем отголоски обвинительного тона Армана против технического прогресса, наносящего вред всему живому. Арман вновь напоминает нам о необходимости заботиться о природе в век стремительного развития техники и механики.
На самом деле скульптура представляет из себя целую кавалерию. Множество лошадей в одной связке, перемежаемые металлическими сбруями, предстают пред нами в некоем подобии башни, что стремится ввысь. Создается впечатление, что они хотят вырваться из стальных пут, которые сдерживают их, и пуститься в бег по вольным прериям. Таковы работы Армана — перед ними невольно замираешь и пытаешься проникнуть в их глубинный смысл.
Продолжая тему колесниц, кавалерии и древних сражений, переходим к следующему произведению под названием «Доспехи». Это творение Игоря Миторая 1984 года, преподнесённое впоследствии в качестве подарка Княжеству и установленное в Фонвьей. Скульптор польского происхождения родился в 1944 году, а спустя 22 года он обосновался в Париже. Одна из его монументальных скульптур под названием «Grande Toscano» сегодня выставлена во французской столице в районе Дефанс.
Основной темой работ Игоря Миторая было человеческое тело. Мастер стремился показать его красоту, мощь и в то же время его хрупкость. Он никогда не выполнял человека в полный рост, его работы представляют собой части тела, которые автор словно преподносит под лупой. Все произведения Игоря отличаются большими масштабами и одновременно напоминают, что человек — существо хрупкое.
В своих скульптурах он намеренно оставлял какие-то недостатки, несовершенства — дыры в торсах и головах, которые представлялись ему как большие зияющие раны, которые говорили обо всей неустойчивости человеческого существования.
Читайте также первую и вторую части серии публикаций о скульптурах в парке Фонвьей.