80-й Гран-при Монако: непростая история легендарной гонки
Сегодня Гран-при Монако — одна из самых долгожданных гонок «Формулы-1» со сложнейшей трассой, что проходит по городским улицам Монте-Карло. Жители Княжества бронируют места заранее, чтобы занять лучшие трибуны для обзора и, и, конечно же, поболеть за монегаска Шарля Леклера, который в минувшем сезоне стал вице-чемпионом «Формулы-1». Однако появление на свет знаменитого Гран-при Монако было сопряжено с рядом трудностей, которые все же не смогли помешать становлению уникальной трассы и гонки из календаря «Формулы-1».
У истоков создания Гран-при Монако стоят французские чиновники из Ассоциации признанных автомобильных клубов, которая была предшественницей современной FIA (Международная автомобильная федерация). Ассоциация признанных автомобильных клубов была создана в 1904 году со штаб-квартирой в Париже. В 1925 году туда обратились монегаски с намерением зарегистрировать Автоклуб Монако. Однако этот запрос был встречен отказом. В Ассоциации сочли неуместным регистрировать целый клуб крохотного государства, в котором даже не проходит ни одной гонки.
Но заядлые автолюбители из Монако Энтони Ногес и его сын Александр не отступились. Они разработали проект проведения гонки прямо по улицам Княжества без сооружения дополнительных трасс. Энтони Ногес размышлял о преимуществах и недостатках проекта создания гоночной трассы в Княжестве в течение двух лет. В конце концов он решил довериться единственным людям, в объективности мнения которых был уверен, — Луи Широну со спортивной стороны и Жаку Таффе с технической. Также Энтони заручился поддержкой князя Монако Луи II. Кроме того, ему было необходимо убедить Общество морских купаний (Société des Bains de Mer) обеспечить финансирование состязания. Распорядитель SBM Рене Леон сразу оценил, какую пользу может принести проект, и предоставил необходимые средства.
Первая гонка и становление соревнований
Первая гонка в Княжестве состоялась 14 апреля 1929 года. На старт вышло 15 автомобилей: восемь Bugatti, три Alfa Romeo, два Maserati, один Licorne и один Mercedes SSK. Победу одержал Уильям Гровер-Уильямс за рулем Bugatti Type 35B, получивший призовые 100 000 французских франков из рук князя Луи II. Уильям Гровер прошел всю дистанцию за 3 часа 56 минут 11 секунд со средней скоростью 80 км/час. Красивая традиция получения награды из рук суверена сохранилась и по сей день.
Изначально гонка в Монако была частью чемпионата Европы, который проводился до Второй мировой войны. Уже в 1933 году Гран-при Монако стало так же популярно, как Гран-при Франции, Бельгии и Испании. Более того, этот год стал первым, когда стартовая позиция в гонке определялась по результатам тренировочных заездов. Такой же метод используется и сегодня.
В течение нескольких последующих лет соревнования Гран-при были зрелищем, которое нельзя было пропустить. К сожалению, это продолжалось недолго, так как на горизонте замаячила война. С 1939 года гонки были приостановлены, а после окончания Второй мировой войны возобновились 9 сентября 1945 года в Париже. Однако Монако не принимало участия в чемпионате мира еще до 1947 года, так как находилось в тяжелом финансовом положении. В 1949 году Гран-при Монако был отменен из-за смерти князя Луи II.
Первый Гран-при как этап чемпионата мира прошел в Монако в мае 1950 года. К сожалению, из-за различных технических проблем последовали новые задержки и отмены, и только в 1955 году Монако окончательно вернулось в чемпионат. В 1956 году буквально через месяц после свадьбы с князем Ренье III очередной Гран-при Монако открывала сама принцесса Грейс.
Всё внимание мерам безопасности
Расширение Гран-при продолжалось, и все больше стран присоединялись к мировому чемпионату. В 1960 году были введены барьеры, которые устанавливались в разных точках трассы. До появления этих мер безопасности гонщики могли сбиться с дороги и врезаться в стену, столб, даже упасть в воду. По сегодняшним меркам это звучит смешно, но условия безопасности еще не были усовершенствованы. Болиды того времени были не такими быстрыми, как сегодня, но они также были менее безопасными.
Эти изменения значительно изменили внешний вид гоночных трасс. По мере усиления мер безопасности организаторы решили увеличить количество разрешенных автомобилей. Так, в 1972 году оно выросло с 18 до 26, но всего два года спустя вернулось к 18.
Трассу Монако всегда отличала компактность, а следовательно, средняя скорость гонщиков здесь тоже всегда была ниже. Городская трасса Монте-Карло всегда была самой короткой в чемпионате, самой узкой, самой медленной и самой опасной. Ее узкие и сложные для прохождения повороты, где невозможны обгоны, требуют от гонщиков максимальной концентрации.
Гран-при 2023
В этом году состоится уже 80-й Гран-при Монако, который остался в календаре заездов, несмотря на некоторые опасения, что гонку могут убрать. В 2023 году чемпионат мира будет состоять из 24 этапов, что является рекордным показателем. Гонки вновь пройдут в Китае, где они не проводились из-за пандемии коронавируса, а также в Катаре и в Лас-Вегасе, который станет третьим этапом в США наряду с Остином и Майами. Таким образом, этот сезон ознаменуется появлением новых трасс и сохранением исторических маршрутов.
Гран-при Монако пройдет с 25 по 28 мая. Сегодня Гран-при Монако поддерживает свои традиции, и, как и в далеком 1929 году, его причудливая трасса продолжает радовать болельщиков и телезрителей по всему миру. В дни Гран-при в Монако не протолкнуться. Сюда съезжаются знаменитости и просто любители автоспорта со всех уголков земного шара.
Однако в дни Гран-при Княжество славится не только гонками. На протяжении всех трех дней соревнований в Монако проходят престижнейшие вечеринки года, куда приходят как гости и болельщики, так и пилоты.
Хотите провести уикенд Гран-при в Монако? Начните планировать свою поездку уже сейчас! Ознакомьтесь с различными способами посмотреть гонки в Княжестве, от эксклюзивных и супердорогих до бюджетных, бронируйте билеты, выбирайте места, откуда лучше видно самый интересный для вас участок трассы, и ждите с нетерпением легендарную гонку. Стоит приготовиться к новым невероятным историям и зрелищным рекордам, ведь в мае гонщики продолжат писать историю уникальной трассы и знаменитого Гран-при Монако!
ОСОБЕННАЯ ТРАССА
Несмотря на то, что трасса в Монако — единственная трасса Гран-при, не соответствующая установленной FIA минимальной гоночной дистанции в 305 километров, она достойно заняла свое место среди других треков «Формулы-1» и покорила сердца фанатов автоспорта.
Чего только стоит уникальный 180-градусный поворот-шпилька, на который автогонщик вылетает с прямого участка на максимальной скорости. На шпильке пилоты вынуждены сбрасывать скорость с 200 км/ч до 45–50 км/ч — это самый медленный поворот в чемпионате мира.
Не менее сложным для спортсменов является прохождение туннеля — как из-за разницы температуры асфальта, так и из-за резкой смены освещения, к которому человеческий глаз не может адаптироваться мгновенно. Туннель в Монте-Карло является единственным в «Формуле-1» и самым скоростным этапом Гран-при Монако (до 260–300 км/ч).
Интересно, что основная конфигурация трассы остается неизменной с 1950 года, в то время как трассы Гран-при в других странах с течением времени претерпевали изменения. Лишь в 2015 году в трассу Монако внесли незначительные поправки, которые укоротили ее в общей сложности на 3 метра (были откорректированы повороты 12, 13 и 14). Сегодня длина трассы составляет 3,337 км.
С 1979 года последний поворот трассы непосредственно перед финишем носит название «Вираж Энтони Ногеса» — в честь энтузиаста, который не отступился и добился появления монакского этапа в календаре международного чемпионата.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ФАКТЫ О ГРАН-ПРИ МОНАКО
Первый победитель Гран-при Монако был… шпионом
Уильям Гровер, одержавший победу за рулем Bugatti в самом первом Гран-при Монако, в годы Второй мировой войны стал агентом Управления специальных операций (британская разведывательная спецслужба) во Франции. К сожалению, в самом конце войны он был арестован нацистской разведкой и казнен в концентрационном лагере Заксенхаузен.
Как на велосипеде
Попробуйте на скорости покататься на велосипеде по своей гостиной. Это потребует максимальной концентрации, точности, контроля и мастерства. Примерно так описывал свои ощущения от гонок в Монте-Карло бразильский пилот Нельсон Пике. К моменту финиша гонщики на бесчисленных поворотах совершают почти 5000 переключений передач!
Прыжки в воду
Средиземное море не просто красивый фон для автогонки. На Гран-при Монако случалось и такое, что гонщики оказывались в прямом смысле за бортом. По сообщению журнала MotorSport за 1965 год, Пол Хокинс, ударившись о деревянный барьер у въезда в шикану со стороны порта, пролетел через тюки соломы, перевалил через край набережной и оказался прямо в море. Его Lotus ушел на дно, а сам австралиец вынырнул и поплыл к берегу, где ему на помощь пришли спасательные лодки.
Говорят, что молния не ударяет дважды в одно и то же место. Однако ровно за десять лет до инцидента с Хокинсом та же участь в том же месте постигла Альберто Аскари. В 1955 году двукратный чемпион мира поскользнулся на масле и улетел прямо в воду. К счастью, итальянец отделался травмами носа и небольшим сотрясением.
«Большое столпотворение»
Знаете ли вы, что Хуан-Мануэль Фанхио по прозвищу «Маэстро» также чудом избежал купания в море в день своей первой победы в 1950 году? А всему виной причудливые ветра со Средиземного моря. Итальянец Нино Фарина, победитель самого первого чемпионата мира 1950 года, уже в конце первого круга из-за влажности трассы столкнулся с аргентинцем Гонсалесом, тем самым спровоцировав завал из более чем половины гонщиков. Фанхио ловко объехал столкнувшихся и практически без борьбы выиграл гонку. Вряд ли тут дело в простом везении, ведь позже Фанхио выигрывал Гран-при Монако еще четыре раза.
Наибольшее количество побед и наименьший отрыв от соперника
Рекордное количество побед на Гран-при Монако — шесть — одержал бразилец Айртон Сенна, которого называют «Королем Монако». При этом Сенна также имел все шансы на победу в 1984 году на знаменитом Гран-при под дождем, когда гонка была остановлена, а победителем был объявлен Ален Прост.
Сенне принадлежит еще один рекорд Гран-при Монако, а именно наименьший отрыв от соперника. В гонке 1992 года Айртон опередил Найджела Мэнселла всего на 0,215 секунды и стал победителем в пятый раз, сравнявшись по числу побед в монакском Гран-при с Грэмом Хиллом, которого называли «Мистер Монако». Британский гонщик заслужил это прозвище за пять побед на улицах Монако в период с 1963 по 1969 год. В 1965 году с Хиллом произошел интересный случай: чтобы избежать столкновения с Бобом Андерсоном, Грэм Хилл был вынужден резко сменить траекторию и заехал в карман на трассе. Он выскочил из машины, вытолкал ее обратно на дорогу, прыгнул за руль и продолжил соревнования. Даже такая серьезная потеря времени не помешала Грэму Хиллу закончить гонку первым.
Вторым пятикратным победителем Гран-при Монако является Михаэль Шумахер. Четыре победы на счету Алена Проста.
Поул-позиция
Правда ли, что выигрышная поул-позиция гарантирует победу? В гонке по узким улочкам это, пожалуй, действительно так. Она и правда позволила выиграть 12 из 18 последних Гран-при Монако. Однако не стоит полагаться только на нее, ведь из 79 гонок, прошедших в Монако, поул-позиция стала победной немногим более чем в половине случаев.
Как вы думаете, можно ли выиграть Гран-при Монако, если ты даже не входишь в первую десятку лучших..? В 1996 году француз Оливье Панис занимал лишь 14-е место в стартовой таблице. Однако в тот день только трем автомобилям в принципе удалось пересечь финишную черту в этой полной технических проблем гонке, и первым оказался именно Панис. Его стартовая позиция является самой низкой для победителя «Формулы-1» за всю ее историю.
От Широна до Леклера
В 1931 году Луи Широн первым из жителей Княжества выиграл Гран-при Монако. К сожалению, в тот год его не встретили клетчатым флагом, который стал символом гонок только в 1933 году. Будем надеяться, что в 2023 году взмах клетчатого флага на финише станет привилегией другого монегаска, Шарля Леклера, одного из самых молодых пилотов «Формулы-1».
Самым возрастным участником Гран-при за всю историю «Формулы-1» остается тот же Широн: в 1955 году он вышел на старт домашнего Гран-при в возрасте 55 лет, 9 месяцев и 10 дней.