Гран-при Монако: история знаменитой трассы
Итак, что мы знаем про Гран-при Формулы-1 в Монако? То, что это самая известная и престижная гонка в чемпионате. Каждый участник этих соревнований мечтает покорить именно этот трек. Так что же представляет из себя трасса Монако и чем так славится Формула-1?
Каждый пилот мечтает выиграть гонку в Монако. Это одна из самых сложных и узких трасс, где обгон практически невозможен, а риск вылета высок. Монте-Карло представляет собой схему легендарных поворотов, которые уже стали частью истории: от площади Казино до самой известной в мире «шпильки» (тип поворота в автоспорте, когда после длинной прямой на коротком участке трассы спортивные автомобили резко поворачивают на 180, или чуть менее, градусов, и после которого также следует прямая часть трассы. Такой тип поворотов предполагает сильное торможение перед ним и проходится на низких скоростях. – прим. автора). Являясь самым опасным виражом, «шпилька» также и самый «медленный» поворот в заезде, пилоты проходят его на скорости 50 км/ч!
Вообще, несмотря на опасность и сложность, здесь реже всего происходили аварии с летальным исходом, так как общая скорость на трассе остаётся сравнительно низкой из-за её изгибов и многочисленных поворотов.
Итак, кто же стоял у истоков создания одной из опаснейших трасс Формулы-1?
Зачинщиками, можно сказать, стали французские чиновники из Ассоциации Признанных Автомобильных клубов, которая была предшественницей современной FIA (международная автомобильная федерация). Ассоциация Признанных Автомобильных клубов создана в 1904 году со штаб-квартирой в Париже. В 1925 году туда обратились монегаски с намерением зарегистрировать Автоклуб Монако.
Однако они получили отказ во французской столице, так как в Ассоциации сочли неуместным регистрировать целый клуб крохотного государства, в котором даже не проходит ни одной гонки. На тот момент существовало ралли, но его в расчёт не принимали, так как спецучастки маршрута находились на территории Франции. Однако автолюбители из Монако Александр Ногез и его сын Антони не опустили руки. Они решили побороться за автоклуб. Тогда они разработали проект проведения одной из гонок Формулы-1 прямо по улицам княжества, без строительства дополнительных трасс. Александр Ногез представил свой проект правящему тогда князю Монако Луи II и известному гонщику из Монако Луи Широну. Пилот идею одобрил и полностью поддержал, а князь выделил средства на необходимую модернизацию дорог. Так, первая гонка в рамках Формулы-1 прошла по улицам княжества в 1929 году.
Призовой фонд первой гонки был определён князем Монако Луи II. Победителю гонки вручался ценный призовой трофей из чистого золота, получаемый лично из рук князя. Эта традиция сохранилась и до наших дней. Второе, третье, четвёртое и пятое места приносили пилотам по 30, 20, 15 и 10 тысяч франков соответственно.
Гран-при в 1929 году завоевал Уильям Гровер по прозвищу «Уильямс» на автомобиле «Бугатти». Он прошёл всю дистанцию за 3 часа 56 минут 11 секунд со средней скоростью 80 км/час.
С 1938 по 1947 годы Гран-при в Монако не проводился из экономических соображений. Затем гонка была отменена в 1948 году из-за смерти правящего князя Монако Луи II. Следующие соревнования состоялись только в 1950 году, и с 1955 года уверенно вошли в календарь Формулы-1, став самым ожидаемым этапом чемпионата.
В календаре Формулы-1 трасса Монако – практически единственная, которая почти не претерпела глобальных изменений с 1950 года. А те изменения, что были сделаны, невелики по сравнению с многочисленными изменениями маршрутов гонки в других странах. Основная конфигурация трассы остаётся неизменной с 1950 года. Однако в 2015 году внесли незначительные поправки, которые укоротили трассу в общей сложности на 3 м, а именно были откорректированы три поворота: №12, 13 и 14.
Не обошлось и без курьёзов за годы существования трассы в Монако. Например, в Монте-Карло есть поворот, который называется «Табак». Своё название он получил из-за небольшой табачной лавки, что находилась аккурат напротив. В 1950 году во время гонки Формулы-1 этот поворот оказался полностью под водой из-за того, что волна, налетевшая со стороны гавани, полностью накрыла трассу и набережную в районе этого поворота. Лидером гонки в тот момент был Хуан Мануэль Фанхио на автомобиле Альфа Ромео, и, как он сам вспоминал позже, он очень вовремя обратил внимание на то, что публика следит вовсе не за лидером на легендарной трассе, а бросает взволнованные взгляды вперёд. Понимая, что впереди не может быть других участников, а значит, болельщики взволнованы чем-то другим, Хуан Мануэль предусмотрительно сбросил скорость перед поворотом, что и спасло его от тяжёлых последствий. А к повороту так и приклеилось название «Табак».
Вся трасса Монако являет собой настоящий вызов пилотам. Небезопасный участок также проходит в порту Монако. Бывали случаи, когда машины слетали с трассы в воду. Впервые в 1955 году болид, за рулём которого находился Альберто Аскари, оказался в прибрежных водах. Однако спортсмен в итоге пришёл вторым в гонке.
К сожалению, этот Гран-при стал последним для итальянца, так как он погиб 4 дня спустя на трассе в Монце (Италия). 10 лет спустя его опыт повторил Пол Хокинс, который выступал за команду Lotus. С тех пор больше такого не происходило. Каждый год организаторы прилагают немалые усилия, чтобы обезопасить трассу. Из всех гонок именно на трассе в Монако чаще остальных появляется машина безопасности, по причине высокой сложности маршрута здесь чаще происходят аварии. В 2014 году произошло сразу две аварии с Серхио Пересом, Адрианом Сутилем и Ромэном Грожаном.
Знатоки и любители Формулы-1 утверждают, что на трассе в Монако возможно всё и всякое бывало. Например, в 1996 году во время гонки пошёл такой проливной дождь, что до финиша дошло всего 4 машины. Победу тогда одержал Оливье Панис, стартовавший под 14 номером! Для трассы в Монте-Карло, где обгон практически невозможен, это абсолютный рекорд. Правда, на этом успехи Оливье Паниса закончились: это была его единственная победа в карьере. А в 1998 году Мика Сало поставил другой своеобразный рекорд. Он прошёл всю трассу Монако без единого пит-стопа за всю гонку.
Среди легендарных мест княжества, связанных с Формулой-1, можно назвать бар Tip-Top. Это место облюбовали пилоты абсолютно всех команд, участвующих в гонках. На стенах заведения развешаны фотографии с автографами победителей заездов разных лет. А в 1960-х годах частым посетителем здесь являлся Грэм Хилл по прозвищу «Мистер Монако», которое закрепилось за ним после того, как он одержал победу на трассе Монте-Карло 5 раз. Однако с годами его рекорд побили. Михаэль Шумахер повторил рекорд Грэма Хилла и поставил при этом другой – рекорд круга, который принадлежит ему и по сегодняшний день — 1’14.439. Бразильский пилот Айртон Сенна тоже установил рекорд, одержав победу на трассе Монако 6 раз подряд.
В дни Гран-при в Монако не протолкнуться. Сюда съезжаются и слетаются знаменитости и просто любители автоспорта со всех уголков земного шара. Места бронируют за много месяцев до события. На время гонок устанавливаются трибуны для зрителей по всему городу. Цены на билеты зависят от местоположения трибуны.
Небольшой лайфхак: если у вас нет собственной яхты, и вы предпочитаете смотреть за гонкой с возвышения, откуда трассу видно, как на ладони, в городе есть зона под названием Secteur Rocher. Это часть горы, расположенной в Монте-Карло, склон которой обращён в сторону первого поворота. Вход сюда стоит всего 70 евро, что по меркам цен на билеты во время гонок — сущие копейки. Раньше здесь и вовсе можно было расположиться бесплатно, но вот уже несколько лет власти Монако взимают плату за доступ к зоне.
Если же вы не пробились на трибуны, то можете взять напрокат специальное устройство под названием Kangaroo TV. Оно показывает прямую трансляцию, а также может вывести на экран до 4 табло одновременно. Также вы сможете просмотреть новости и прочую полезную информацию.
Однако не только гонками славится Монако в дни Гран-при. После напряжённых соревнований на протяжении всех трёх дней в Монако гремят престижнейшие вечеринки года, куда приходят как гости и болельщики соревнований, так и пилоты. Однако попасть на такого рода мероприятия суждено далеко не каждому: либо не все могут позволить себе входной билет, либо же частичка ночной жизни княжества доступна лишь избранным, так как не все мероприятия являются открытыми.
Официальные вечеринки события традиционно проводятся в Amber Lounge на протяжении всех трёх дней. Но самая престижная вечеринка проходит в воскресенье после финальной гонки с участием пилотов Формулы-1, знаменитостей и звёзд шоу-бизнеса. Обычно в пятницу мероприятие в честь Гран-при стартует модным показом и дефиле в Amber Lounge. В вечере также принимают участие гонщики. В субботу Amber Lounge устраивает вечеринку на эксклюзивной яхте в порту Монако с лучшими ди-джеями на борту.
Именно этим и славится Формула-1. Гоночный уикенд — это адреналин и острые ощущения от пролетающих на грандиозной скорости болидов, команда самых профессиональных гонщиков мира, зажигательные вечеринки, волшебные моменты и масса положительных эмоций!