Гран-при Формулы 1 Монако

Хроника 14-го Исторического Гран-при Монако: острые ощущения и ностальгия

В течение трех дней, с 10 по 12 мая 2024 года, в Княжестве проходил 14-й Исторический Гран-при Монако, организатором которого выступает Автомобильный клуб Монако. Особенностью Исторического Гран-при этого года стало празднование нескольких юбилеев, касающихся мира автоспорта, включая и грустный — тридцать лет со дня гибели легендарного гонщика Айртона Сенны, которого называли «королем Монако».

Экскурс в историю

Впервые Исторический Гран-при Монако был проведен в 1997 году в честь 700-летия династии Гримальди. Гонка, задумывавшаяся как разовое мероприятие, имела такой успех, что стала проводиться регулярно — раз в два года за две недели до Гран-при «Формулы-1».

Три дня Исторического Гран-при Монако всегда оказываются весьма насыщенными. Тренировочные заезды в пятницу и квалификационные сессии в субботу по традиции завершаются финальными воскресными гонками. Под рев двигателей и грохот машин зрители на трибунах словно переносятся во времени, с каждым новым заездом отмечая, какую поразительную эволюцию прошли гоночные автомобили. Простые довоенные классические машины сменяются более мощными и продвинутыми, а заканчивают гонку изящные спидстеры 1980-х годов.

Однако Исторический Гран-при — это прежде всего состязание, схватка, сражения за поул-позицию, борьба колесо в колесо. И так же, как в «Формуле-1», каждый сантиметр трассы заряжен адреналином, а каждая секунда — предвкушением победы.

Photo: Valentin Bréton for HelloMonaco

Первоклассные автомобили и лучшие пилоты

Автомобили, участвующие в 14-м Историческом Гран-при, были разбиты на восемь серий, каждая из которых носит имя выдающего гонщика своей эпохи:

Серия A1 «Луи Широн»: участвуют довоенные автомобили Гран-при и малолитражки;
Серия A2 «Хуан Мануэль Фанхио»: автомобили Гран-при с передним расположением двигателя выпуска до 1961 года;
Серия B «Грэм Хилл»: автомобили Гран-при «Формулы-1» (1961–1965 гг.) и «Формулы-2» (1956–1960), задний двигатель, 1500;
Серия C «Витторио Марзотто»: спортивные гоночные автомобили с передним расположением двигателя (1952–1957 гг.);
Серия D «Джеки Стюарт»: автомобили Гран-при «Формулы-1» с трехлитровыми двигателями (1966–1972 гг.);
Серия E «Ники Лауда»: автомобили Гран-при «Формулы-1» с трехлитровыми двигателями (1973–1976 гг.);
Серия F «Жиль Вильнёв»: автомобили Гран-при «Формулы-1» с трехлитровыми двигателями (1977–1980 гг.);
Серия G «Айртон Сенна»: автомобили Гран-при «Формулы-1» с трехлитровыми двигателями (1981–1985 гг.).

Photo: Valentin Bréton for HelloMonaco

А вот какие знаковые юбилеи отмечали на Историческом Гран-при Монако этого года:

– Ровно 100 лет назад (1924 год) в Лионе был представлен культовый Bugatti 35. Триумфальное шествие в своей компрессорной версии он продолжил победой на двух первых Гран-при Монако в 1929 и 1930 годах. В 1984 году Автомобильный клуб Монако организовал гонку Bugatti по случаю 60-летия легендарной модели;

– 90 лет назад (1934 год) состоялась премьера одноместных Mercedes, вышедших победителями на трех последних довоенных гонках Гран-при Монако — в 1935, 1936 и 1937 годах. В 1934 году трассу Княжества рассекала и ERA, победитель первого Кубка наследного принца Ренье в 1936 году, взявшая все призовые места. ERA снова была на стартовой решетке Гран-при Монако в 1950 году, в рамках первого чемпионата мира «Формулы-1» под эгидой FIA;

– 70 лет назад (1954 год) Mercedes представил легендарный автомобиль W196, который блестяще выступил в чемпионатах 1954 и 1955 годов, когда победителем стал Хуан-Мануэль Фанхио. Также в 1954 году на сцену вышел никого не оставивший равнодушным Maserati 250F. Итальянские автомобили активно выступали в Монако с 1955 по 1959 год, дважды одержав победу (в 1956 году за штурвалом находился Фанхио, а в 1957 году — Стирлинг Мосс);

– 60 лет назад (1964 год) многократный чемпион мира по мотоспорту Джон Сёртис стал чемпионом «Формулы-1» за рулем Ferrari. Англичанин участвовал в Гран-при Монако на протяжении двенадцати сезонов подряд — с 1960 по 1971 годы. Позднее Сёртис сам занялся автопроизводством: его одноместные автомобили принимали участие в Гран-при Монако с 1971 по 1978 годы;

– 50 лет назад (1974 год) в гонку ворвался недолговечный бренд Hesketh. Молодой и яркий лорд Томас Александр Фермор-Хескет вместе с гонщиком Джеймсом Хантом создавали гламурный имидж «Формулы-1», как нельзя лучше соответствующий стилю Княжества. Этот год также открыл нам инженера Харви Постлтуэйта, который спроектировал не только первый Hesketh, но и Wolf WR1, выигравший три Гран-при в самом первом сезоне 1977 года, включая Гран-при Монако с опытным Джоди Шектером за рулем;

– наконец, 40 лет назад (1984 год) Айртон Сенна за рулем скромного Toleman-Hart имел все шансы на победу в Гран-при Монако в дебютном для себя сезоне. Из-за сильного дождя решением судей гонка была остановлена на 31-м круге, и Сенна остался вторым, уступив Алену Просту, хотя на момент остановки стремительно догонял Проста. Это был пятый Гран-при «Формулы-1» в карьере гонщика, которого позже за феноменальные победы на мокрой трассе назовут «человеком дождя».

Photo: Valentin Bréton for HelloMonaco

Парад-посвящение Айртону Сенне

11 мая князь Альбер II принял участие в параде памяти Айртона Сенны. Трехкратный чемпион «Формулы-1» погиб в аварии на трассе Имола 1 мая 1994 года, за две недели до Гран-при Монако, который Сенна выигрывал шесть раз — больше, чем любой другой гонщик в истории автоспорта. Его рекорд из шести побед с 1989 по 1993 годы (включая пять побед подряд) до сих пор остается непревзойденным. Фанаты «Формулы-1» и многочисленные поклонники великого Сенны по достоинству оценили парад в честь бразильского чемпиона, организованный Автомобильным клубом Монако в тесном сотрудничестве с неправительственной организацией Instituto Ayrton Senna и компаниями Lotus Héritage и McLaren Drivers Academy.

Вместе с суверенным князем в церемонии приняли участие такие гонщики, как Бруно Сенна, племянник легендарного чемпиона, Тьерри Бутсен, Шарль Леклер и другие. На параде были представлены автомобили Сенны: от карта, за рулем которого он стал чемпионом Южной Америки в 1977 году, до McLaren MP 4/5B 1990 года выпуска. Расскажем о них подробнее.

Photo: Valentin Bréton for HelloMonaco

Карт, 1977 год

На этом карте 17-летний Айртон Сенна выиграл чемпионат Южной Америки по картингу в 1977 году в рамках гонки, организованной в уругвайском Сан-Хосе, а также финишировал вторым на чемпионате Бразилии на трассе автодрома «Интерлагос». Сегодня карт принадлежит директору команды McLaren F1 Заку Брауну.

Формула Ford 2000: Van Diemen RF82, 1982 год

После очень успешного сезона 1981 года (12 побед в двадцати гонках «Формулы» за рулем Ford 1600 и титул чемпиона Великобритании), Сенна открыл для себя Van Diemen RF82, оснащенный гораздо более мощным двухлитровым двигателем. В возрасте всего 22 лет Айртон становится победителем рекордного количества гонок (22) и обладателем титула чемпиона Европы.

На параде за рулем карта и Van Diemen RF82 Айртона Сенны были пилоты из McLaren Drivers Academy Габриэле Бортолето и Кристина Гутьеррес.

Формула 3: Ralt RT3, 1983 год

Айртон Сенна доминировал и в сезоне «Формулы-3» 1983 года, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны молодого англичанина Мартина Брандла. Став чемпионом Великобритании с двенадцатью победами, бразилец стал еще ближе к «Формуле-1». 20 ноября 1983 года Сенна одержал престижную победу на Гран-при Макао за рулем Ralt RT3 с двигателем Toyota. Автомобиль представлял команду West Surrey Racing и принадлежал местному миллиардеру Тедди Йипу. Автомобилем Ralt RT3 управлял вице-чемпион мира Эдди Ирвайн, который в 1999 году выступал за одну команду с Сенной и завоевал звание вице-чемпиона.

Формула 1: Toleman TG184, 1984 год

Это первый автомобиль, который принес Айртону Сенне место на подиуме «Формулы-1». Разработанный Рори Бирном, крайне тяжеловесный, без гидроусилителя рулевого управления, Toleman TG184 приводился в движение британским турбодвигателем Hart мощностью порядка 600 л.с. Благодаря этой машине бразильский гонщик трижды поднимался на пьедестал, в том числе в легендарном Гран-при Монако, когда из-за судейского решения Сенна проиграл Просту. Эти три подиума Сенны (одно второе место и два третьих) стали единственными в истории британской команды, основанной Тедом Тоулменом. На параде за рулем Toleman TG184 был шведский автогонщик Стефан Йоханссон, в те годы товарищ Сенны по команде.

Photo: Valentin Bréton for HelloMonaco

Формула 1: Lotus 97T, 1985 год

Управляя Lotus 97T с 1,5-литровым турбодвигателем Renault V6 мощностью 760 л.с., Сенна выиграл два этапа чемпионата мира 1985 года — Гран-при Португалии и Гран-при Бельгии. Автомобиль, оснащенный несколькими жидкокристаллическими дисплеями в кабине, был последним словом техники того времени, а Сенна просто обожал технические нововведения. Легендарный одноместный автомобиль позволил бразильцу занять первые семь поул-позиций, и все это в 1985 году. На параде Lotus 97T управлял бельгиец Тьерри Бутсен, победитель трех Гран-при, обладатель пятнадцати подиумов и близкий друг Айртона Сенны.

Формула 1: McLaren MP 4/5B, 1990 год

В 1988 и 1989 году за команду McLaren выступали два вечных соперника — Айртон Сенна и Ален Прост. В 1989 году на Гран-при Японии между ними произошло столкновение, в результате которого Прост сошел, а Сенна продолжил гонку и даже финишировал первым, но был дисквалифицирован. Судьбу чемпионского титула решил суд: Сенна, попытавшийся оспорить дисквалификацию, был условно отстранен от гонок на шесть месяцев и остался в чемпионате лишь вторым. В 1990 году, когда Прост перешел в Ferrari, Сенна и его новый напарник Герхард Бергер управляли McLaren MP 4/5B. Автомобиль являлся усовершенствованной версией MP 4/5 предыдущего сезона, оснащенной новым двигателем Honda V10, принес 12 поул-позиций и одержал шесть побед, обеспечив два новых титула чемпиона мира гонщику Сенне и конструкторам McLaren. На параде в Монако великолепным одноместным автомобилем дяди управлял Бруно Сенна, выступавший в «Формуле-1» в сезонах 2010–2012.

Победители 14-го Исторического Гран-При Монако

За трогательным парадом, который прошел в субботу, наступило воскресенье, день финальных заездов 14-го Исторического Гран-при Монако. Поприветствуем победителей этого года:

Серия A1 «Луи Широн»: Пэддинc Даулинг (Ирландия)
Серия A2 «Хуан Мануэль Фанхио»: Клаудия Хюртген (Германия)
Серия B «Грэм Хилл»: Эдди Миддлхерст (Великобритания)
Серия C «Витторио Марзотто»: Макс Смит-Хиллиард (Великобритания)
Серия D «Джеки Стюарт»: Кацуаки Кубота (Япония)
Серия E «Ники Лауда»: Стюарт Холл (Великобритания)
Серия F «Жиль Вильнёв»: Майкл Лайонс (Великобритания)
Серия G «Айртон Сенна»: Стюарт Холл (Великобритания)

Photo: Valentin Bréton for HelloMonaco

Аварии на Историческом Гран-при Монако

Сегодня аварии во время автогонок, к счастью, редко заканчиваются смертельным исходом — во многом благодаря Джеки Стюарту, трехкратному чемпиону мира «Формулы-1» (1969, 1971, 1973 гг.), именем которого названа серия D 14-го Исторического Гран-при Монако. Однако они, конечно же, периодически происходят, в том числе и на Историческом Гран-при Монако…

Жан Алези и Марко Вернер в 2021 году

12-й Исторический Гран-при был проведен в 2021 году вместо 2020-го, когда весь мир охватила пандемия ковида. В заездах приняло участие огромное количество известных гонщиков и автомобилей из истории «Формулы-1». Одним из них был победитель Гран-при Канады 1995 года Жан Алези. Жан, принимавший участие в гонке серии F, стартовал за рулем Ferrari 312B3, на которой Ники Лауда ездил весь 1974 год, свой первый год в итальянской команде, и первые две гонки 1975 года.

На старте Алези обогнал трехкратного победителя «24 часов Ле-Мана» Марко Вернера на Lotus 1976 года. Имея в руках более современную и быструю машину, Вернер развил приличную скорость и сразу же начал давить на француза. Однако узкие улочки Монте-Карло не давали ему развернуться. Находясь в опасной близости от соперника, он едва не ударил того в спину. За три круга до финиша Вернер наконец подрезал Ferrari, отправив Алези в заграждение и выбив его из гонки. Марко Вернер финиширован первым, но был оштрафован на 25 секунд и переместился на третью позицию. Победу неожиданно для себя одержал Майкл Лайонс за рулем McLaren M26.

Скандальное столкновение на Историческом Гран-при Монако сопровождалось резкими высказываниями с обеих сторон. Алези возмущался: «Если нет места, значит, здесь не проехать». О немецком сопернике он отозвался критически: «…Я с огромным удовольствием несся по улицам Монако за рулем этой фантастической машины. Но он дважды задел меня на выходе из шиканы. У его машины был намного более мощный крутящий момент, нежели у моей. Это уже само по себе предупреждение…»

Вернер в долгу не остался, заявив, что Алези воспользовался его проблемой со сцеплением, помешавшей ему на старте. «Я был быстрее. К сожалению, он пропустил свой черед, а я был слишком близко, чтобы избежать контакта. Вот и все… Я бы никогда не сделал этого намеренно», — говорил в свое оправдание Вернер.

Шарль Леклер в 2022 году

Увидеть имя Шарля Леклера в контексте Исторического Гран-при более чем странно, однако факт остается фактом: в 2022 году монегасский пилот разбил классический автомобиль Ferrari, ранее принадлежавший Ники Лауде, во время демонстрационного заезда. Шарль, на тот момент уже выигравший Гран-при Бахрейна и Австралии, проезжал третий круг на Ferrari 312B3 1972 года и на знаменитом повороте La Rascasse лишился задней части автомобиля, врезавшись в барьер ограждения…

Выехав из заграждения, Леклер остановился на главной прямой. Из автомобиля валил дым… Другой участник парада, бывший гонщик Ferrari и шестикратный победитель «24 часов Ле-Мана» Жаки Икс, управлявший Ferrari 312 B, остановился немного поодаль. Прежде чем пообщаться с Жаки, расстроенный Леклер вместе с парой маршалов тщательно осмотрел повреждения. Позже он писал в Твиттере: «Когда ты думаешь, что уже собрал все возможные неудачи в Монако, у тебя вдруг отказывают тормоза, и ты врезаешься в Раскасс на одной из самых легендарных Ferrari, участвовавших в «Формуле-1»…»

Показать больше
Back to top button