История Формулы Е: как развивались уникальные соревнования
Всего за несколько лет Формула Е прошла путь от концепции до реальности, благодаря прототипам гоночных электромобилей и инновациям в этой сфере.
Гонки на экологически чистых автомобилях стали входить в нашу жизнь не так давно. Сами электромобили ещё не стали повседневностью в мире, однако с каждым годом их создатели продвигаются всё дальше вперёд и постепенно наделяют их такими характеристиками, что они могут стать достойной заменой традиционному автомобилю, работающему на топливе.
История Формулы Е – это пока не многотомная книга, началась она 8 лет назад. Однако за это время у гонок заметна значительная эволюция, они претерпели изменения, становясь лучше и всё более захватывающими год от года.
С момента своего основания Формула Е не ставила целью заменить Формулу-1. Напротив, она стремилась выделиться за счёт иной концепции и привлекательного внешнего вида своих болидов при одновременном снижении выбросов CO2. Ведь автомобили Формулы Е полностью электрические, что позволяет проводить гонки в центре городов, а не на традиционных гоночных трассах. FIA, регулирующая гонки этой Формулы, приветствовала усилия по сокращению вредных выбросов.
Под чутким управлением Жюля Бьянки и Александра Према первый прототип 100% электрического одноместного автомобиля Formulec, принял участие в гонках ещё в 2010 году в Маньи-Кур и Ле-Мане. Этот проект, возглавляемый французами Эриком Барбару и Пьером Госселеном, стал основой для будущего чемпионата Формула Е, который стал реальностью четыре года спустя. Новатор Алехандро Агаг, генеральный директор Формулы Е, был убеждён, что необходимо воплотить в жизнь соревнования среди нового поколения электрических гоночных автомобилей, сочетающих в себе инновации, технологии, устойчивое развитие и развлечения.
Первая гонка Формулы Е состоялась в 2014 году на международном старте серии в Олимпийском парке Пекина. Гонки длились один час — электромобили не обладали тогда достаточной автономностью, поэтому на полпути гонщикам приходилось менять болиды.
Среди городов, в которых состоялись заезды первой Формулы Е в истории, были: Пекин, Путраджая, Пунта-дель-Эсте, Буэнос-Айрес, Майами, Лонг-Бич, Монако, Берлин и Лондон.
Первая авария и первый победитель
Первая авария тоже не заставила себя долго ждать. Уже в первом выпуске Формулы Е было отмечено опасное столкновение. Во время Формулы Е 2014 года в Пекине Лукас ди Грасси открыл список победителей, воспользовавшись первой и зрелищной аварией на треке. Во время торможения в последнем повороте последнего круга Николя Прост, находившийся так близко к победе, столкнулся с машиной Хайдфельда. Немец потерял управление, на огромной скорости его электромобиль Venturi врезался в ограждение трассы, машину перевернуло. Спустя 25 кругов на треке первым победителем гонки Формулы Е стал бразильский гонщик Лукас ди Грасси. Сегодня он участвует в гонках в составе монегасской команды Rokit Venturi Racing.
Но эта гонка была не единственной, благодаря которой Лукас ди Грасси навсегда вписал своё имя среди первых в истории гонок Формулы Е. В 2016 году он выигрывает гонку, которую мечтал выиграть каждый: E-Prix в Париже, первую автомобильную гонку, проводимую на улицах столицы. Такое было невозможно осуществить никак иначе, кроме как за рулём электромобилей.
Первый спонсор
С самой первой гонки E-Prix компания BMW участвует в Формуле E в качестве официального автомобильного партнёра. BMW i8 стал автомобилем безопасности, i3 — автомобилем директора гонки, а 530e iPerformance — санитарным автомобилем.
Первый чемпион
Бывший пилот Renault Нельсон Пике-младший стал первым чемпионом Формулы Е в 2105 году в составе китайской команды NextEV. Его приветствовал Алехандро Агаг, организатор соревнований, вместе с Жаном Тодтом, бывшим тогда президентом FIA. Французская команда Е DAMS-Renault выиграла те командные соревнования.
В первом сезоне гонок было семь победителей, представлявших шесть разных команд. Себастьен Буэми лидировал с тремя победами, а Сэм Берд и Нельсон Пике-младший стали гонщиками, одержавшими более одной победы.
Многие гонщики Формулы-1, уходя из больших гонок престижного чемпионата, продолжали свою блестящую карьеру в электрогонках Формулы Е. Среди них Фелипе Масса, который выступал за монегасскую команду Venturi, Лукас ди Грасси, который сейчас также выступает за команду из Монако. А также можно ещё назвать Хейкки Ковалайнена, Эстебана Гутьерреса, Жака Вильнёва, Себастьена Буэми, Жерома д’Амброзио, Витантонио Льюцци, Бруно Сенна и многих других.
Новые сезоны, новый регламент и новые рекорды
Календарь 2015/16 включал в себя десять гонок в девяти разных городах. Формула E приняла в свои ряды семь новых производителей. Правила были смягчены, чтобы позволить командам разрабатывать собственные двигатели, конвертеры, коробки передач и задние подвески, мощность же была увеличена до 230 л.с.
Ещё одной особенностью гонок Формулы Е является необходимость пилотов посреди гонки менять болид, так как мощности электромобилей не хватало на всю гонку. Таким образом, смена болида гонщиками была одним из самых зрелищных моментов соревнований в течение первых четырёх сезонов, гонщики тренировались перепрыгивать с одного автомобиля на другой всё быстрее и быстрее.
Третий сезон Формулы Е был отмечен серьёзной перестановкой в календаре: соревнования впервые отправились в Гонконг, впервые посетили Африку в Марракеше, и, наконец, провели двойную гонку в Нью-Йорке, где не было автомобильных соревнований с 1896 года.
Кроме того, именно тогда впервые за 12 лет Jaguar вернулся в качестве производителя гоночных автомобилей.
Пятый сезон ознаменовал начало новой эры для гонок электромобилей по городским трассам. Первым серьёзным изменением стало появление нового автомобиля Gen2. Обладая невероятному облику Бэтмобиля, он обеспечивал большую мощность благодаря новой, более лёгкой батарее, которая способна развивать мощность до 225 л.с. для максимальной скорости 280 км/ч. Увеличение ёмкости аккумуляторов также положило конец пит-стопам, поскольку технологии теперь позволяли автомобилю уложиться в новый формат гонок продолжительностью 45 минут плюс один круг на скорости.
Кроме того, Формула Е впервые отправилась в Саудовскую Аравию, где провела первый этап в историческом городе Дирия.
После шести лет и шести сезонов гонок на улицах самых знаменитых городов мира Формула E получила статус Чемпионата мира, присвоенный FIA в декабре 2019 года.
В 2022 году Формула Е открыла свой восьмой сезон сдвоенным этапом в Саудовской Аравии на городской трассе в Дирии. В первой гонке победа осталась за пилотом команды Mercedes-EQ Ником де Врисом, который подтвердил свой титул. А победу во второй завоевал Эдоардо Мортара из монегасской команды Venturi Racing.
Уже с 2023 года публика ожидает, что чемпионат мира по электрогонкам представит новые, более выносливые автомобили.
Venturi, команда Монако среди рекордсменов
ROKiT Venturi Racing участвует в чемпионате мира FIA Formula E с самого начала в качестве первого производителя, присоединившегося к категории в декабре 2013 года. В июне 2018 года монегасская марка сделала важный шаг, назначив Сьюзи Вольфф на должность директора команды. Она взяла на себя задачу вывести Venturi на новый уровень, укрепив и оптимизировав работу команды. В преддверии шестого сезона Формулы Е Venturi сотрудничала с Mercedes-Benz, а накануне открытия сезона в Дирии объявила о трёхлетнем титульном сотрудничестве с глобальными новаторами в области телекоммуникаций ROKiT, которые доверили команде расширение своего автомобильно-спортивного портфолио.
С тринадцатью финишами на подиуме и четырьмя победами в Гонконге, Мексике, Берлине и Саудовской Аравии единственная гоночная команда Монако имеет яркое видение будущего, используя смелый чёрно-белый стиль и блестящих гонщиков в составе. В 2022 году пилотами команды Монако выступают Эдоардо Мортара и Лукас Ди Грасси. Амбициозные пилоты ROKiT Venturi Racing хотят приложить все усилия, чтобы стать достойными конкурентами лучшим мировым командам.
Монегасская компания Venturi славится своими разработками и «зелёными» инновациями и уже не единожды отличалась, выступая в качестве новатора или устанавливая новые мировые рекорды. Всё это происходит под чутким руководством и управлением Гильдо Пастора, председателя Venturi Group. В частности, исследовательский аппарат Antarctica, разработанный и построенный компанией Venturi, стал первым в мире электрическим исследовательским оборудованием, приспособленным к суровому климату Антарктиды. Кроме того, Venturi Group отличилась тем, что совместно с брендом электрических мотоциклов Voxan установила 21 мировой рекорд скорости среди электрических мотоциклов в ноябре 2021 года.
Формула E борется за лучший мир
В то время как первоначальная цель гонок на электромобилях была среди прочих в снижении вредных выбросов в атмосферу, борьба за лучший мир и выступления в защиту окружающей среды не прекращались со стороны участников и гонщиков Формулы Е на протяжении её, пока ещё недолгой, истории.
В 2016 году Лукас ди Грасси проехал на болиде Формулы Е по арктическому льду в Гренландии, чтобы привлечь внимание к самому тёплому году в истории, поскольку количество льда, откалывающегося от Арктики, достигло тогда нового исторического уровня.
Автомобиль Формулы Е также посоревновался в скорости с гепардом. Это животное было выбрано неспроста, ведь гепард является одним из наиболее подверженных угрозе изменения климата. В 2017 году француз Жан-Эрик Вернь за рулём болида Формулы Е посостязался с ним в скорости. Количество просмотров этого видеоролика на YouTube превысило 50 миллионов.
В рамках вызова, запущенного болельщиками, Фелипе Масса сразился с сапсаном за рулём нового болида Gen2 в гонке по прямой со старта, где он одержал победу над самой быстрой птицей на планете.
Премьера долгожданного документального фильма «And We Go Green» состоялась на Каннском кинофестивале. В фильме зрители попали за кулисы и узнали о водителях, скрывающихся за рулём болидов, а также о вкладе Формулы Е в борьбу с изменением климата.
Формула Е стала первым видом спорта, который был углеродно-нейтральным с момента своего создания. Подчёркивая важность гонок ради благого дела, Формула Е инвестирует в сертифицированные на международном уровне проекты во всех странах, где проводятся гонки, чтобы компенсировать выбросы в атмосферу в течение всех сезонов гонок на электромобилях.