Гран-при Формулы 1 Монако

«Клуб собачьей будки»: формула добра от жён пилотов «Формулы-1»

В старые добрые времена в «Формуле-1» дружбы и товарищества было гораздо больше. Так считает трёхкратный чемпион мира сэр Джеки Стюарт, звезда автоспорта 1960-70-х. Это было время легендарных гонщиков, таких как Стирлинг Мосс, Грэм Хилл, Джон Сёртис. Хотите верьте, хотите нет, но жизнь выдающихся спортсменов тех лет не была такой хорошо организованной и комфортной, как у нынешних звёзд уровня Льюиса Хэмилтона или Шарля Леклера. С финансовой точки зрения уж совершенно точно. Кстати, то же самое можно сказать и о великих теннисистах, в те годы выходивших на корт за абсолютно символические деньги, которые даже смешно сравнивать с заработками современных звёзд тенниса.

Другой важный момент: несколько десятилетий назад рядом с гоночными трассами зачастую не было вообще никакой инфраструктуры. Безопасность проведения соревнований была, мягко скажем, далека от идеала, и трагедии на трассе, к сожалению, были обычным делом…

История возникновения британского женского клуба

Это сегодня каждый гонщик имеет собственный моторхоум и команду массажистов, а также личный самолёт, множество помощников и внушительное сопровождение. А раньше всё было иначе. «Я посетил больше похорон и поминальных служб, чем любой из тех, кого я знаю, — рассказывал Джеки Стюарт. — Мне приходилось своими глазами видеть, как в машинах сгорают пилоты… Очень часто топливо вспыхивало мгновенно, и пилот погибал прежде, чем ему успевали прийти на помощь. Роджер Уильямсон и Лоренцо Бандини погибли именно так. Самой опасной считалась гоночная трасса Нюрбургринг в Германии. Там в принципе не было предусмотрено никаких ограждений или барьеров. Мы гоняли на скорости 300 км/ч просто посреди леса при видимости всего 50 метров. На одном круге было 178 поворотов, так что даже в хорошую погоду машина подлетала по 13 раз. А ведь гоночные машины только взлетают отлично, а вот приземляются далеко не всегда…»

Печальная статистика несчастных случаев на гонках «Формулы» привела к тому, что 7 февраля 1962 года было организовано легендарное общество Doghouse Owners’ Club (нынешнее название — Women’s Motor Racing Associates Club,  Женский клуб в поддержку автогонщиков). В этот день почти шестьдесят лет назад жены известных британских пилотов воплотили в жизнь свою идею и объединились ради благородной цели — заботы о семьях автогонщиков, пострадавших от несчастных случаев или столкнувшихся с иными жизненными трудностями. В состав учредительного комитета клуба под председательством Шейлы Ван Дамм вошли супруги Колина Чепмена, Джона Купера, Грегора Гранта, Грэма Хилла и Джона Уэбба.

«Клуб собачьей будки»: формула добра от жён пилотов «Формулы-1»
© WMRAC

Ширли Проктер, нынешнего президента Women’s Motor Racing Associates Club (WMRAC), с клубом связывает особая история. В 1966 году Питер, муж Ширли, получил серьёзные травмы во время заезда в Гудвуде. Ширли на себе испытала, насколько важна в такой ситуации поддержка со стороны, и позже не только присоединилась к единомышленницам, но и возглавила клуб.

На сегодняшний день благотворительный фонд в своём первоначальном виде уже не существует, потому что, к счастью, трагедии на гоночных трассах случаются гораздо реже. Последним пилотом, погибшим в результате аварии во время заезда «Формулы-1», был Жюль Бьянки, который умер в 2015 году. За два десятилетия до этого, в 1994 году погиб великий Айртон Сенна. Для сравнения: 1968-й унёс жизни сразу четырёх спортсменов: 7 апреля погиб Джим Кларк, 7 мая — Майк Спенс, 8 июня — Лудовико Скарфьотти, 7 августа — Жо Шлессер.

Однако и в наши дни члены клуба Women’s Motor Racing Associates Club принимают активное участие в различных благотворительных акциях. В 2018 году сэр Джеки Стюарт создал ассоциацию Race Against Dementia для сбора средств в пользу организаций, борющихся с деменцией. Дело в том, что его жене Хелен, в браке с которой Джеки состоит с 1962 года, пять лет назад был поставлен печальный диагноз. С тех пор каждый год WMRAC передаёт ассоциации Race Against Dementia чек на внушительную сумму, собранную силами клуба. Сбор средств пройдёт и в 2021 году.

«Клуб собачьей будки»: формула добра от жён пилотов «Формулы-1»
Ширли и Питер Проктеры вручают ассоциации Race Against Dementia чек на сумму 5000 фунтов от клуба WMRAC (2020 год) © WMRAC

Отчаянные домохозяйки конца 1960-х

Участницы Doghouse Owners’ Club придумали довольно нестандартный по тем временам способ зарабатывания денег для своих проектов. Они устраивали весёлые представления, основной фишкой которых становились забавные анекдоты про их знаменитых мужей. Такая, говоря современным языком, прожарка привлекала огромное количество зрителей, причём шоу проходили в очень престижных местах — в отелях Savoy, Dorchester и Hilton. Благодаря успеху у состоятельной публики, супруги автогонщиков собирали на благотворительность весьма приличные суммы.

Успех был просто оглушительным. «Это было очень забавное шоу из танцев, смешных скетчей и крутых номеров с участием уважаемых дам, которые пели и рассказывали о нас, гонщиках, такое, что для нас самих было откровением!» — смеется бывший участник Гран-при Хоуден Генли. Была даже выпущена футболка с надписью: «I survived the Doghouse Pantomime» (Я выжил в шоу «собачьей будки»).

Первый бал клуба Doghouse Owners’ Club прошёл в зале River Room отеля Savoy. Позже балы проходили в отеле Dorchester и наконец, вплоть до 1999 года, — в большом бальном зале отеля Hilton, Park Lane.

«Клуб собачьей будки»: формула добра от жён пилотов «Формулы-1»
© WMRAC

В своей конуре и собака тигр

Вы спросите: а при чём же здесь «Doghouse», «собачья будка», «конура»? Английское выражение «in the doghouse» означает «в немилости», «в опале». Представьте, что непослушную собаку согнали с дивана и отправили ночевать в деревянную будку в дальнем углу сада — отсюда и пошло это шутливое выражение. Почему же прекрасные дамы выбрали для своего клуба именно это название? Вряд ли им угрожало наказание за какие-то проделки… Нам остаётся только догадываться. Возможно, всё было совсем наоборот: они собирались в укромном месте, чтобы посплетничать и придумать изощрённую месть для провинившихся мужей. А поводом для наказания могло стать что угодно: лишний бокал вина, развязное поведение в обществе, забытая годовщина свадьбы или излишнее внимание к другим красоткам — не будем вдаваться в подробности.

В наши дни соревнования «Формулы-1» по традиции сопровождаются проведением множества гламурных вечеринок, на которых можно увидеть и звёзд автоспорта, и мировых знаменитостей. Чего только стоят знаменитые вечеринки в клубе Amber Lounge в Монте-Карло… Роскошь, которая там царит, абсолютно не похожа на то, с чего начинался  Doghouse Owners’ Club. Рассказывает Лоди Ирвин, жена пилота «Формулы-1» Криса Ирвина: «На момент основания Doghouse Owners’ Club у нас был только небольшой фургончик, который какая-то добрая душа перегнала в Сильверстоун. Там мы и собирались. Позднее у нас появился судейский пост, тот самый, который обычно располагается в районе финиша».

Шутки шутками, но не будем забывать о том, что главной причиной организации клуба было всё-таки желание поддержать женщин, переживших трагедию. Участие в гонках в те годы было очень опасным, и автоспорт постоянно терял знаменитых спортсменов. Мы уже упоминали трагический 1968 год, но и следующие годы оказались не менее печальными: в 1970-м погибли сразу три гонщика, включая Брюса Макларена, создателя знаменитой команды, в 1971-м — один, в 1973-м и 1974-м — по два спортсмена… К счастью, сегодня ситуация радикально изменилась — и во многом благодаря сэру Джеки Стюарту, известному борцу за безопасность автогонок.

«Клуб собачьей будки»: формула добра от жён пилотов «Формулы-1»
Сэр Джеки Стюарт и леди Хелен Стюарт на Гран-при Франции (Клермон-Ферран, 1969) © WMRAC

Успешные бизнес-проекты и славные юбилеи

Помимо балов и юмористических шоу, у предприимчивых леди из «Клуба собачьей будки» были и другие бизнес-идеи, тоже приносившие неплохой доход. Клуб выпустил сборник шуточных стихов «Doghouse Girls have lots of Balls» и книгу кулинарных рецептов от звёзд автоспорта и их жен «Racey Recipes». Рекламным агентствам определённо есть чему поучиться у этих непрофессиональных, но талантливых маркетологов, творчески подходивших к любому делу.

В 2012 году Doghouse Owners’ Club весело отметил 50-летний юбилей. Легендарный гонщик сэр Стирлинг Мосс не смог присутствовать на празднике и впоследствии признался: «Впервые в жизни я искренне сожалею о том, что не попал в «собачью будку»!» Дамы и сейчас любят собираться вместе в Сильверстоуне или в Лондоне (например, в ресторане Quaglino’s). Клуб уже готовится к празднованию следующего юбилея — 60-летия в 2022 году.

В XXI веке у женщин есть все шансы вписать свои имена в историю автоспорта. Причём, в качестве уже не жен и подруг, а звёзд автогонок. Будущее определённо за женщинами-гонщицами. Шоу-бизнеса это тоже касается: достаточно вспомнить отличный рейтинг такого реалити-шоу, как «Racing Wives» (2019).

Редакция Hello Monaco благодарит клуб Women’s Motor Racing Associates Club (www.wmrac.com) за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

«Клуб собачьей будки»: формула добра от жён пилотов «Формулы-1»
© WMRAC
Показать больше
Back to top button