Легендарные победители Гран-при Монако
Во второй половине мая воздух в княжестве сотрясают рев моторов и крики восторженных фанатов. В эти дни традиционно проходит Гран-при Монако — состязание, на которое мечтает попасть любой гонщик, самый гламурный, по общему мнению, этап чемпионата мира по автогонкам «Формулы 1».
Малейшая ошибка на этой сложной городской трассе может привести к поражению, поэтому большую роль играет не только скорость, но и мастерство. Недаром победа в Монако считается одной из самых престижных в чемпионате «Формулы 1». Здесь действительно выигрывают лучшие из лучших, а честь подняться на верхнюю ступень легендарного подиума не один раз, а несколько, выпадает только настоящим звёздам.
Редакция HelloMonaco предлагает читателям вспомнить блестящих гонщиков, одержавших максимальное количество побед в Гран-при Монако.
«Мистер Монако»: Грэм Хилл
Один из величайших гонщиков своего поколения Грэм Хилл — первый и единственный в истории обладатель так называемой «Тройной короны автоспорта». Такой неофициальный титул присваивается победителю трёх самых престижных автогонок: 24 часа Ле-Мана, 500 миль Индианаполиса (Indy 500) и Гран-при Монако. В разные годы все эти гонки входили в зачёт чемпионата мира «Формула 1».
Прозвищем «Мистер Монако» британского автогонщика Грэма Хилла наградили после пяти великолепных побед в Гран-при княжества в 1960-х годах (1963, 1964, 1965, 1968, 1969). Забавно, но факт: водительские права будущий «Мистер Монако» получил только в 24 года (в наши дни средний возраст гонщиков «Формулы» составляет 26 лет). Свою первую гонку в Монако в 1963 году Грэм Хилл выиграл уже в ранге чемпиона мира (1962) и всегда утверждал, что трасса в княжестве — одна из самых сложных в мире: здесь так легко удариться о бордюр колесом, сломать подвеску или просто вылететь с заданной траектории.
«В Монте-Карло просто негде развернуться; приходится буквально отскакивать от отелей, ночных клубов, кирпичных стен, телеграфных столбов и уличных фонарей», — заявил Хилл в 1965 году, рассказывая об одной из самых блестящих гонок в своей карьере. Тогда Грэм лидировал первые 24 круга, пока не съехал за пределы трассы, чтобы избежать столкновения с другим британским спортсменом, отстававшим от него на целый круг. Вернувшись в гонку на пятом месте, Хилл, установив несколько новых рекордов скорости прохождения круга, вновь вырвался вперёд на 66-м круге и до конца гонки уже не уступил никому. «Весь следующий день я провёл на пляже в Кап-Ферра в абсолютном расслаблении… Я знал, что многое из себя вытащил морально и физически, но внутри у меня бушевал огонь. Не думаю, что когда-либо испытывал нечто подобное», — сказал Хилл после Гран-при Монако 1965 года.
С 1966 по 1974 годы Грэм Хилл снялся в четырёх фильмах, включая спортивную драму «Гран-при» с Ивом Монтаном в главной роли, которая вскоре получила три «Оскара». В ленте «Караван в Ваккарес» Хилл сыграл роль пилота вертолёта. Убеждённый борец за безопасность автоспорта, Хилл выпустил несколько книг на эту тему и снимался в телепрограмме «Advanced Driving with Graham Hill» (Продвинутое вождение с Грэмом Хиллом). После ухода из большого автоспорта Грэм Хилл основал собственную команду Embassy Hill.
В 1975 году лёгкий самолет Piper PA-23, за штурвалом которого был Грэм Хилл, потерпел крушение, попав в густой туман. Вместе с Хиллом погибли ещё пять членов команды Embassy Hill. Хиллу было всего 46 лет. Созданная им команда вскоре прекратила существование, однако Хиллу было суждено стать родоначальником целой спортивной династии: успеха в автогонках позже добивались его сын Деймон и внук Джош.
«Король Монако»: Айртон Сенна
С самой первой гонки, которая состоялась в 1929 году, Гран-при Монако проходит под покровительством трёх князей из рода Гримальди: Луи II, Ренье III и Альбера II. Но помимо князей у Монако есть и король — Айртон Сенна.
Бразильский гонщик является рекордсменом Гран-при Монако: на его счету шесть побед, пять из них подряд — с 1989-го по 1993-й. Несмотря на то, что трасса княжества с её крутыми виражами считается очень сложной для любого автогонщика, Сенна её любил и ею наслаждался. Его роман с Гран-при Монако начался в 1984 году: талантливый дебютант имел все шансы на победу, которую, как он считал до конца своих дней, у него украли.
Смерть великого бразильца в возрасте 34 лет потрясла не только поклонников автоспорта, но и весь мир. 1 мая 1994 года, за две недели до очередного Гран-при Монако, Айртон Сенна погиб во время заезда в Сан-Марино. Его машина слетела с трассы и на скорости свыше 200 км/ч врезалась в бетонную стену. В Бразилии был объявлен трёхдневный национальный траур, в день похорон на улицы Сан-Паулу, родного города Сенны, вышло несколько миллионов человек.
Многие современные гонщики, в том числе нынешний чемпион Льюис Хэмилтон, и по сей день восхищаются мастерством «короля Монако». Айртон Сенна по-прежнему занимает пятое место среди самых успешных пилотов всех времён. Для команды McLaren он выиграл наибольшее количество гонок.
Победа в Монако в 1993 году, став шестой для Сенны, позволила бразильцу сдвинуть на второе место по числу побед Грэма Хилла, сохранявшего за собой первенство с 1969 года. Интересно, что вторым за Сенной непосредственно в заезде оказался ещё один Хилл — Деймон, сын «Мистера Монако».
Гран-при Монако 1984 года
Этой гонке было суждено стать одной из самых противоречивых в истории «Формулы 1».
С ночи не прекращался проливной дождь, и пилот McLaren Ники Лауда обратился к владельцу «Формулы» Берни Экклстоуну с просьбой пролить водой туннель, единственный сухой участок трассы, который к тому же был залит маслом после заездов, состоявшихся накануне. Были вызваны пожарные машины, а старт отложили на 45 минут.
Едва гонка началась, лидерство захватил француз Ален Прост. Айртон Сенна, в своём первом сезоне в «Формуле» выступавший за Toleman, стартовал с тринадцатой позиции. В сложных погодных условиях спортсмены выбывали из борьбы один за другим, а 24-летний новичок уверенно преследовал Проста и постепенно сокращал расстояние. Позже за умение демонстрировать запредельные скорости именно на мокрых трассах Сенну называли «человеком дождя».
На 29-м круге Прост жестом показал, что просит остановить гонку. На тот момент у его автомобиля уже были серьёзные проблемы с торможением. По этой же причине Ники Лауда закончил гонку на 23-м круге. Наконец на финише 32-го круга главный судья принял решение остановить гонку и выбросил красный флаг. Сенна обошёл тормозившего Проста и первым пересёк финишную черту, однако в соответствии с правилами учитывался результат по итогам последнего круга, завершённого каждым участником гонки. Победителем был объявлен Ален Прост. Так первый же совместный старт двух выдающихся пилотов положил начало их почти десятилетнему соперничеству, которое называют одним из самых ярких и ожесточённых в истории автоспорта.
«Профессор»: Ален Прост
На протяжении почти пятнадцати лет Ален Прост, родившийся близ Лиона в 1955 году, оставался рекордсменом по количеству побед в Гран-при (51). На счету четырёхкратного чемпиона мира четыре победы в Гран-при Монако — больше, чем у любого другого французского гонщика. Просту удалось установить множество рекордов по числу побед, лучших кругов, очков и подиумов, которые в 2000-е годы побил Михаэль Шумахер, а десятилетие спустя — Льюис Хэмилтон. Но даже завершив карьеру более четверти века назад, Ален Прост остаётся на верхних строчках многочисленных списков рекордов пилотов «Формулы».
За свой аккуратный стиль вождения, стратегический подход к гонке и продуманность действий Прост получил прозвище «Профессор». Он осторожно начинал гонку, сохраняя тормоза и шины для кульминационного момента, а ещё как никто другой разбирался в устройстве автомобиля, понимал и чувствовал технику.
В 1993 году, после того, как Прост объявил об уходе из спорта, соперничество двух знаменитостей завершилось трогательным примирением. А буквально за несколько дней до гибели Сенна, давая очередное интервью, неожиданно произнес: «Особый привет моему дорогому другу Алену. Мы все скучаем по тебе, Ален». Прост был очень тронут и даже предложил Айртону в ближайшее время встретиться, чтобы обсудить изменения в правилах безопасности — то, что в последнее время особенно волновало Сенну. Этой встрече не суждено было состояться… После трагедии в Сан-Марино Прост долгое время отказывался давать интервью, объясняя это тем, что со смертью Сенны потерял часть самого себя.
Михаэль Шумахер
На момент завершения карьеры в 2012 году немецкий гонщик Михаэль Шумахер являлся безусловным рекордсменом по количеству побед на этапах чемпионата мира (91). Гран-при Монако Михаэль Шумахер, как и Грэм Хилл, выиграл пять раз. В 2004 году у него были все шансы сравняться по числу побед с Айртоном Сенной, но этому помешала досадная авария. В туннеле в тот момент, когда Михаэль сбросил скорость, прогревая шины, в его болид въехал пилот «Уильямса» Хуан-Пабло Монтойя, отстававший на круг. Шумахер не пострадал, но завершить гонку уже не смог.
Льюис Хэмилтон и Шарль Леклер
Список звёзд Гран-при Монако был бы неполным без имени резидента княжества Льюиса Хэмилтона. На сегодняшний день это рекордсмен по количеству побед в «Формуле 1» (95) и по числу завоёванных титулов чемпиона мира (семь, как и у Шумахера). Хэмилтон трижды выигрывал Гран-при Монако, в том числе и в 2019 году (гонка 2020 года была отменена в связи с пандемией COVID-19). И конечно, впереди у британского спортсмена ещё много рекордов!
Многие действующие пилоты «Формулы 1» либо постоянно жили в княжестве, либо имели там собственное жилье. (Известная история: в 1988 году на Гран-при Монако Айртон Сенна допустил ошибку, которая стоила ему победы, выбрался из машины, перелез через ограждение трассы, в полном расстройстве пешком ушёл в свою квартиру и провёл там несколько часов, отказываясь с кем-либо общаться). Переехал в Монако и Льюис Хэмилтон, который приобрёл в 2010 году недвижимость в квартале Фонвьей.
Княжество Монако, несмотря на небольшую численность населения, неплохо представлено в истории автоспорта. Гонщиками «Формулы 1» в разное время становились Луи Широн, Андре Тестю, Оливье Беретта и Шарль Леклер. Луи Широн пока единственный уроженец княжества, выигравший Гран-при Монако ровно 90 лет назад, в 1931 году, за рулём Bugatti. Огромные надежды монегаски возлагают на восходящую звезду, пилота Scuderia Ferrari Шарля Леклера. Дóма и стены помогают, так что, возможно, в ближайшем будущем Шарль станет победителем Гран-при в родном городе.