Женщины за рулем болида: пять вдохновляющих историй
Могут ли женщины соревноваться с мужчинами в спорте на равных? Легендарная Билли Джин Кинг однажды доказала это на теннисном корте, выиграв у Бобби Риггса, бывшей третьей ракетки мира в одиночном разряде. Однако на трассе Формулы-1 дела обстоят иначе.
Как ни крути, а женщин, выходивших на старт в «королевских гонках», можно посчитать на пальцах одной руки. Выходит, представительницы слабого пола не созданы для этого вида спорта..? Сэр Стирлинг Мосс, знаменитый британский автогонщик, более чем категоричен на этот счет. По его словам, женщинам «просто не хватает способностей и сообразительности», а умственное напряжение дается им тяжелее, чем мужчинам.
Кто-то может возразить, что просто у женщин выше инстинкт самосохранения. Почему они должны рисковать жизнью ради гонок? А учитывая, сколько жизней унесли гонки Формулы-1 с самого начала своего существования, такая точка зрения кажется вполне разумной.
Тем не менее, история Формулы-1 помнит нескольких отважных представительниц прекрасного пола, которые вышли на старт наравне с мужчинами. Их имена навсегда останутся в памяти всех поклонников автоспорта.
Мария-Тереза де Филиппис
Если впервые женщина «обуздала» гоночный автомобиль еще в самом начале XX века, то на трассу Формулы-1 первая пилотесса вышла только в 1958 году. Это была Мария-Тереза де Филиппис. Выросшая в итальянской аристократической семье, Мария-Тереза получила возможность рано сесть за руль и горела желанием доказать своим братьям, что женщины могут управлять автомобилем не хуже, чем мужчины. В Формулу-1 она попала в 32 года, приняв участие в незачетной гонке.
Первой трассой чемпионата для Марии-Терезы стал Гран-при Монако, не самая легкая гонка. Квалификацию она не прошла, однако ее участие не осталось незамеченным. Уже в следующей гонке в Бельгии Мария-Тереза де Филиппис прошла квалификацию и финишировала десятой. В общей сложности итальянка приняла участие в пяти Гран-при.
Лелла Ломбарди
Лелла… Первая леди Формулы-1. Первая и единственная женщина-пилот, заработавшая очки в чемпионате. С чего же началась ее спортивная карьера?
Первой машиной, за руль которой села Лелла, был грузовичок, на котором она доставляла заказы для клиентов отца, работавшего мясником. Вождение быстро пришлось Лелле по вкусу, и вскоре она купила себе первую машину. Предварительно попробовав свои силы в картинге, 27-летняя гонщица начала соревноваться в итальянской Формуле-3. Затем была Формула 850, где Лелла выиграла четыре гонки из десяти.
Карьеру в Формуле-1 итальянка начала, когда ей было 33. Она остается единственной на сегодняшний день женщиной, которая смогла получить очки в зачет чемпионата. Теоретически Лелла должна была получить одно очко во время испанского Гран-при, однако эта гонка оказалась полной катастрофой. Условия на трассе совершенно не соответствовали нормам безопасности, что закономерно привело к трагедии. Одна из машин вылетела с трассы, в результате чего погибли несколько болельщиков. К этому моменту Лелла занимала шестую позицию, но поскольку гонка была остановлена до того, как спортсмены преодолели более двух третей дистанции, по правилам всем участникам была начислена только половина очков.
Своей спортивной карьерой Лелла Ломбарди доказала, что женщинам все-таки есть место в этом экстремальном виде автоспорта.
Дивина Галика
На смену Лелле, закончившей выступление в Формуле-1 в 1976 году, пришла британская спортсменка Дивина Галика. Интересно, что страсть к автоспорту возникла у нее не сразу. Дивина серьезно увлекалась горными лыжами и приняла участие в трех Олимпиадах (1964, 1968, 1972), дважды была капитаном британской олимпийской горнолыжной сборной. Неудивительно, что любовь к скорости и адреналину подтолкнула Дивину попробовать себя и в автоспорте. И в конце концов привела в Формулу-1.
В 1976 году в возрасте 32 лет Дивина дебютировала в «королевских гонках» за рулем Форда Surtees TS16 во время британского Гран-при. К сожалению, ей не удалось пройти квалификацию ни в этой, ни в последующих гонках вплоть до 1978 года, ставшего завершающим в ее карьере пилотессы Формулы-1. Тем не менее, в истории чемпионата она останется женщиной-пилотом, которой довелось принять участие в трех Олимпийских играх.
Дезире Уилсон
1980 год запомнился болельщикам Формулы-1 выступлением еще одной девушки. На этот раз за победу (или хотя бы за участие) в чемпионате решила побороться представительница ЮАР Дезире Уилсон.
К этому моменту за плечами 26-летней спортсменки уже было несколько побед в различных гонках: от Формулы-Форд на родине до Гран-при серии Aurora F1, которая проводилась с 1978-го по 1980-й и в 1982-м. Серия не была официально включена в чемпионат Формулы-1, однако участники соревновались за рулем болидов F1. Кроме того, участие в этих гонках открывало перед Дезире двери в «настоящую» Формулу.
В 1980 году Дезире попыталась пройти квалификацию на старте Гран-при Великобритании. Попытка успехом не увенчалась. Несмотря на многообещающие результаты предыдущих гонок, южноафриканка, сев за руль наспех собранного Williams FW07, совершила несколько ошибок, стоивших ей участия в гонках.
После неудачного выступления Дезире Уилсон не оставила автоспорт. В 1983 году она показала отличный результат на гонке в Ле-Мане, заняв седьмое место.
Джованна Амати
Еще одна итальянка, которой посчастливилось принять участие в Формуле-1. Джованна стала пятой в списке женщин-пилотов, участвовавших в гонках чемпионата.Она родилась в богатой итальянской семье. Ее мать была актрисой, но жизнь девушки и без этого походила на сюжет блокбастера. В 1978 году 19-летнюю Амати ради выкупа похитила банда, возглавляемая Жаном Даниэлем Нието. Девушка пробыла в заложниках больше 70 дней. Поползли слухи о том, что Джованна влюбилась в главаря банды и у них завязались романтические отношения. Позднее похитителей удалось схватить, однако Нието среди них не было. Избежавший заключения похититель начал отправлять Джованне любовные письма. Девушка пошла на сотрудничество с полицией и назначила Нието встречу, после которой его все-таки арестовали.
Но вернемся к Формуле-1. С детства Джованна любила приключения, и неудивительно, что еще в юности в ней проснулась тяга к скорости и спорту. К чемпионату Формулы-1 Джованна пришла обычным путем, как любая другая из ее «сестер по трассе». Начав с Формулы-Abarth, она постепенно переходила в разные классы и в 1992 году добралась до «королевских гонок». 33-летняя гонщица подписала контракт с командой Bradham. На своем первом Гран-при в ЮАР Джованна не смогла пройти квалификацию. К этому моменту ее опыт вождения болида F1 был незначительным. История повторилась и на следующих гонках, а результаты оказались совсем удручающими. К тому же спонсоры отказались финансировать Амати, и в конце концов ее заменили другим пилотом.
Девушки в современной Формуле-1
Несмотря на то, что в историю чемпионата прочно вошли лишь пять женских имен, сегодня число женщин в Формуле-1 значительно возросло. Не все они садятся за руль болидов, однако некоторые даже руководят целыми командами!
Например, Мониша Кальтенборн занимала пост руководителя команды Sauber, в которой начал карьеру в Формуле-1 юный монегаск Шарль Леклер. Сегодня 47-летняя уроженка Индии является одной из основательниц команды KDC Racing.
Достойна восхищения и карьера Сьюзи Вольфф — первой спортсменки, принимавшей участие в Гран-при после 22 лет отсутствия женщин на гоночной трассе (последней была Джованна Амати в 1992 году). Шотландка начала спортивную карьеру c картинга, а затем пустилась в более серьезную авантюру, дебютировав в Formula Renault. Так Сьюзи пришла в большой автоспорт. 2003 год ознаменовался для девушки подъемом на подиум. А два года спустя Сьюзи перешла в Формулу-3, где выступала за команду Alan Docking Racing.
Выйдя замуж за Тото Вольффа, совладельца команды Williams, 30-летняя гонщица принимает участие в молодежной программе команды, а затем становится тест-пилотом. В 2014 году во время свободных заездов Гран-при Великобритании Сьюзи впервые за долгое время разбавила мужской коллектив Формулы-1. К сожалению, спустя год она объявила о завершении карьеры. Однако и сегодня Сьюзи остается в мире автоспорта: она возглавляет монакскую команду Venturi, принимающую участие в Формуле E.
Сьюзи не единственная женщина-пилот в современной истории Формулы-1. Заслуги и достижения многих отважных спортсменок заслуживают уважения, ведь для участия в гонках необходима как минимум стальная выдержка. Риск для жизни высок даже сегодня. Примером тому может служить печальная история Марии де Вильоты, ставшей в 2012 году тест-пилотом «Маруси».
Во время тестовых заездов в Даксфорде 3 июля того же года Мария попала в аварию и была доставлена в больницу с тяжелыми травмами. Реабилитация была трудной, ведь в результате аварии испанка потеряла правый глаз и пережила серьезную операцию. Примерно год спустя ее нашли мертвой в отеле в Севилье. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг, фатальное последствие открытой черепно-мозговой травмы.
W Series, или В гонке только девушки
Молодые поколения гонщиц пока не участвуют в состязаниях наравне с мужчинами, но выступают за создание своей собственной Формулы. И, кажется, их мечте суждено сбыться. В этом году стартует W Series, первый исключительно женский чемпионат.
Проведение таких соревнований поддержали многие гонщики, например Дэвид Култхард. К тому же организаторы намерены провести гонки на лучших трассах Европы, а затем Америки и Азии. Призовой фонд составит порядка 1,5 млрд долларов. Планируется проведение шести гонок длительностью по 30 минут. Первый этап женской серии пройдет в Германии. Итак, кто же может оказаться на стартовой сетке?
Инициатива уже нашла поддержку у некоторых гонщиц. Так, испанка Кармен Хорда, бывший пилот по развитию в команде Формулы-1 Renault, уверена, что создание женского чемпионата позволит многим пилотессам исполнить их мечту — принять участие в гонках F1.
Сама Кармен — довольно опытный игрок в индустрии автоспорта. Начав карьеру с картинга, гонщица принимала участие в испанской Формуле-3, гонках в Ле-Мане, а также в серии GP3. В Формуле-1 Кармен оказалась в 2015 году, став пилотом по развитию Lotus, а затем перейдя в Renault.
У 30-летней испанки есть все шансы не только успешно выступить в будущем чемпионате, но и выиграть его. Однако в первом сезоне Кармен участвовать не будет. Свое отсутствие на трассе она объясняет несогласием со спонсорами.
В будущем конкуренцию Кармен может составить ее соотечественница, 18-летняя Марта Гарсиа. Девушка начала карьеру в картинге и с тех пор не покидала автоспорт. Она уже вошла в список 28 пилотесс, которые будут бороться за участие в первом в истории женском чемпионате Формулы-1.
Татьяна Кальдерон — еще одна подающая надежды гонщица из Боготы (Колумбия). Сейчас она является тестовым пилотом команды Alfa Romeo и соревнуется в чемпионате Формулы-3. Татьяна одобряет инициативу проведения «женской Формулы», однако сама, похоже, выступать в этом чемпионате не планирует. 25-летняя Татьяна заявила, что привыкла сравнивать себя с лучшими и не боится соревноваться с мужчинами.
Стоит упомянуть и россиянку Наталью Фрейдину. Наталья соревнуется в кольцевых гонках класса GT, но уже принимала участие в Формуле-BMW. На сегодня это едва ли не единственная российская гонщица действительно высокого уровня. И возможно, опыт и желание побеждать приведут Наталью на старт женской серии Формулы.
Со временем ряды гонщиц обязательно пополнятся. И пусть в нынешнем году свой 90-летний юбилей Гран-при Монако отмечает без женщин-пилотов на треке, не пора ли положить конец этой традиции? Очень надеемся, что на 100-летней Формуле в Монте-Карло дерзкие красавицы будут блистать и побеждать!
Гонка на трассе в Монако с ее гламуром, живописными видами и крутыми поворотами всегда будет одним из важнейших этапов любой серии Формулы-1, независимо от того, кто будет сидеть за рулем болида. А может, Монте-Карло примет первую женскую Формулу-1? Почему бы и нет?
Фото: HelloMonaco Magazine