Формула Е: история уникальных соревнований
В Монако отгремел очередной гоночный сезон. За три недели до легендарного Гран-при «Формулы-1» по извилистым улочкам Княжества пронеслись электрические болиды участников еще одной ожидаемой гонки — Monaco E-Prix. Всего за несколько лет Формула Е благодаря инновациям в сфере создания новых гоночных автомобилей и энтузиазму организаторов прошла путь от идеи до ее воплощения в жизнь. Расскажем об этом подробнее.
Новая концепция и первые старты
Гонки на экологически чистых автомобилях начали входить в нашу жизнь не так давно. И хотя такие машины еще остаются своего рода экзотикой, с каждым годом их технические характеристики совершенствуются настолько, что вскоре электрокары смогут составить серьезную конкуренцию машинам на традиционном топливе.
История Формулы Е началась всего восемь лет назад, однако и за этот короткий срок гонки на электрокарах успели стать популярными. Создатели Формулы Е никогда не ставили себе цель заменить «Формулу-1», а напротив стремились привлечь публику за счет принципиально иной концепции и привлекательного внешнего вида болидов при одновременном снижении выбросов CO2. Автомобили Формулы Е являются полностью электрическими, что позволяет проводить гонки по улицам городов, а не только на традиционных гоночных трассах. Международная автомобильная федерация (FIA), под эгидой которой проводится Формула Е, высоко ценит вклад организаторов гонок в борьбу за сокращение вредных выбросов.
Первый 100 % электрический одноместный автомобиль Formulec принял участие в гонках в Маньи-Кур и Ле-Мане еще в 2010 году. Управляли прототипом сегодняшних электроболидов Жюль Бьянки и Александр Према. Четыре года спустя этот проект, возглавляемый французами Эриком Барбару и Пьером Госленом, лег в основу будущего чемпионата Формулы Е. Предприниматель и политик Алехандро Агаг, генеральный директор Формулы Е, пришел к выводу, что настало время проводить состязания электрических гоночных автомобилей нового поколения, сочетающих в себе технологии, устойчивое развитие, инновации и зрелищность.
Первая гонка Формулы Е состоялась в 2014 году в Олимпийском парке Пекина и длилась всего один час. В те годы электромобили не обладали достаточной автономностью, и гонщикам на полпути приходилось их менять. Городами, в которых состоялись заезды первой Формулы Е, помимо Пекина, стали Путраджая, Пунта-дель-Эсте, Буэнос-Айрес, Майами, Лонг-Бич, Монако, Москва, Берлин и Лондон.
Первая авария и первый победитель
Первая авария произошла уже в Пекине в 2014 году. Во время торможения в последнем повороте последнего круга француз Николя Прост, будучи в двух шагах от победы, столкнулся с машиной Ника Хайдфельда. Немец потерял управление, его электромобиль Venturi на огромной скорости врезался в ограждение трассы и перевернулся. Заминкой воспользовался бразильский гонщик Лукас Ди Грасси, который и стал победителем первой гонки Формулы Е.
Эта победа была не единственной, позволившей Лукасу Ди Грасси вписать свое имя в историю Формулы Е. В 2016 году он выиграл гонку, о победе в которой мечтает каждый, — седьмой этап чемпионата, E-Prix в Париже, первую гонку, проводимую на улицах столицы. Напомним, что такую победу можно одержать только за рулем электромобиля.
Первый спонсор
С самой первой гонки официальным автомобильным партнером Формулы Е является компания BMW i. Концепт-кар BMW i8 стал автомобилем безопасности, i3 — автомобилем директора гонки, а 530e iPerformance — санитарным автомобилем.
Первый чемпион
Первым чемпионом Формулы Е в 2015 году стал бывший пилот Renault Нельсон Пике-младший, выступавший за китайскую команду NEXTEV TCR. Победителя поздравили Алехандро Агаг, организатор соревнований, и Жан Тодт, на тот момент президент FIA. Командные соревнования 2015 года выиграла французская команда Renault e.dams.
В одиннадцати заездах первого сезона победы одержали семь спортсменов, представлявших шесть команд. Себастьен Буэми стал лидером по числу побед (три), на счету Сэма Бёрда и Нельсона Пике-младшего было по две победы.
Многие гонщики «Формулы-1», уходя из престижного чемпионата, продолжали свою блестящую карьеру в гонках «электрической Формулы». Среди них Фелипе Масса и Лукас Ди Грасси, которые позже выступали за команду Монако, а также Хейкки Ковалайнен, Эстебан Гутьеррес, Жак Вильнёв, Себастьен Буэми, Жером д’Амброзио, Витантонио Льюцци, Бруно Сенна и другие.
Новый регламент и новые рекорды
Календарь 2015–2016 гг. включал в себя десять гонок в девяти разных городах. Также Формула E приняла в свои ряды семь новых производителей. Были смягчены правила, что позволило командам разрабатывать собственные двигатели, конвертеры, коробки передач и задние подвески, а мощность была увеличена до 230 л.с.
Третий сезон Формулы Е был отмечен серьезной перестановкой в календаре: гонки впервые состоялись в Гонконге и в Марракеше и целых два раза за сезон в Нью-Йорке, где автомобильные состязания не проводились с 1896 года. Кроме того, в третьем сезоне впервые за 12 лет в качестве производителя гоночных автомобилей вернулся Jaguar.
Как уже отмечалось, пилотам Формулы Е приходилось прямо посреди гонки менять болиды, мощности которых на весь заезд не хватало. Такая смена болида в течение первых четырех сезонов оставалась одним из самых зрелищных моментов соревнований, и гонщики даже специально тренировались перепрыгивать из одного автомобиля в другой как можно быстрее.
Пятый сезон ознаменовал начало новой эры: электромобили начали соревноваться на городских трассах. Важным изменением стало появление Spark SRT05e или просто Gen2. Электрокар, напоминающий Бэтмобиль, был оснащен более легкой батареей, мощность которой доходила до 225 л.с., что позволяло машине разгоняться до 280 км/ч. Увеличение емкости аккумуляторов также положило конец пит-стопам, поскольку теперь технологии позволяли автомобилю уложиться в новый формат гонок продолжительностью 45 минут плюс один круг на скорости. Также в пятом сезоне Формула Е впервые отправилась в Саудовскую Аравию: первый этап чемпионата был проведен в историческом городе Диръия.
В декабре 2019 года после шести сезонов гонок на улицах самых знаменитых городов Формула E получила от FIA статус чемпионата мира.
Рекорды команды из Монако
Монегасская команда, в недавнем прошлом ROKiT Venturi Racing, сегодня называется Maserati MSG Racing. Она участвует в Формуле Е в качестве производителя с декабря 2013 года, то есть с самого первого сезона.
В июне 2018 года монегасская компания сделала важный шаг, назначив на должность директора команды Сьюзи Вольфф. Сьюзи взяла на себя задачу вывести Venturi на новый уровень, укрепив и оптимизировав работу команды. В преддверии шестого сезона Формулы Е Venturi сотрудничала с Mercedes-Benz, а накануне открытия сезона в Диръии объявила о трехлетнем титульном сотрудничестве с новаторами в области телекоммуникаций ROKiT, которые доверили команде расширение своего автомобильно-спортивного портфолио.
За восемь сезонов гонщики команды Монако одержали восемь побед и поднимались на подиум в общей сложности 22 раза. В новом сезоны пилоты Maserati MSG Racing приложат все усилия, чтобы стать достойными конкурентами сильнейшим соперникам.
В конце 2022 года Maserati MSG Racing представила болид Maserati Tipo Folgore Gen3 — первый полностью электрический гоночный автомобиль в истории Maserati, который сегодня принимает участие в девятом сезоне Formula E. Первым гоночным автомобилем с логотипом трезубца был Tipo 26, за рулем которого Альфьери Мазерати занял первое место в гонке Тарга Флорио 1926 года. Почти столетие спустя компания создает полностью электрический Tipo Folgore современного дизайна. Трезубец Maserati украшает диффузор, а логотип компании расположен на носовом обтекателе и по бокам корпуса.
Монегасская компания Venturi, руководит которой Жильдо Пастор, председатель Venturi Group, известна своими разработками и «зелеными» инновациями, а также многочисленными мировыми рекордами. Так, аппарат Antarctica, разработанный и построенный компанией Venturi, стал первым в мире электрическим исследовательским оборудованием, приспособленным к суровому климату Антарктиды. А в ноябре 2021 года Venturi Group совместно с брендом электрических мотоциклов Voxan установила 21 мировой рекорд скорости для электрических мотоциклов.
Monaco E-Prix 2023: результаты гонки
В 2023 году Формула Е проводит девятый сезон. Гонка, которая прошла 6 мая в Монако, ожидаемо собрала на трибунах сотни фанатов автоспорта. По зрелищности «электрическая Формула» ничуть не уступает «Формуле-1»: чего только стоят захватывающая скорость и более сотни лихих обгонов на 29 кругах.
Триумфатором заезда в Монако стал новозеландский гонщик Ник Кэссиди, выступающий за команду Envision Racing. Старт с девятого места не был для Ника многообещающим, однако 28-летний пилот совершил блестящий рывок и повторил свой успех в апрельской гонке в Берлине. Вторым к финишу пришел Митч Эванс (Jaguar), Джейк Деннис (Andretti) стал третьим.
Эдоардо Мортара из команды Maserati MSG Racing пересек финишную черту двенадцатым. Его напарник Максимилиан Гюнтер был вынужден сойти после столкновения с Дэном Тиктумом (NIO).
Несколько интересных фактов по итогам гонки в Монако:
- Ник Кэссиди впервые оказался на первой строчке турнирной таблицы, став 18-м гонщиком, возглавившим чемпионат Формулы Е.
- Впервые гонщики из одной страны выиграли четыре гонки подряд: пилоты из Новой Зеландии оказывались первыми на финише в Сан-Паулу в марте, двух гонок в Берлине в апреле и наконец в мае в Монако.
- После победы в свободных заездах в Монако Митч Эванс стал первым гонщиком, возглавившим три тренировочных заезда в девятом сезоне. Всего же в этом сезоне Митч завершил в первой пятерке десять из 16 тренировочных сессий.
- В Монако Джейк Деннис (Andretti Autosport) проехал свой третий быстрейший круг (TAG Heuer Fastest Lap) в сезоне, став седьмым гонщиком, которому удалось проехать три круга в одном сезоне. Теперь у Денниса пять таких кругов в последних 13 гонках.
- В Монако состоялась 40-я гонка Формулы Е, в которой за свои команды выступили Деннис, Кэссиди и Верляйн. Теперь 18 гонщиков приняли участие как минимум в 40 гонках за одну команду. Буэми 43 раза участвовал в гонках за Renault e.dams и 55 раз за Nissan e.dams, что делает чемпиона второго сезона единственным гонщиком, который провел более 40 гонок за две команды.
- Победа в Монако стала для команды Envision Racing 14-й по счету в Формуле Е. Только Renault e.dams и TECHEETAH превосходят британскую команду в общем зачете (по 15 побед).
- Семь разных команд заняли в Монако семь первых мест. Это произошло впервые после первой гонки восьмого сезона в Сеуле, когда в восьмерку лучших попали восемь различных команд.
Формула E борется за лучший мир
С первых сезонов проведения соревнований организаторы и участники Формулы Е последовательно выступают за снижение вредных выбросов в атмосферу и за сохранение окружающей среды.
В 2016 году Лукас Ди Грасси промчался на электроболиде по арктическому льду в Гренландии, чтобы привлечь внимание к самому теплому году в истории (тогда количество льда, откалывающегося от Арктики, достигло нового исторического уровня).
В 2017 году в преддверии нового сезона француз Жан-Эрик Вернь за рулем болида Формулы Е состязался в скорости с гепардом. Количество просмотров этого видеоролика на YouTube превысило 57 миллионов. Гепард был выбран не только как самое быстрое сухопутное животное, способное за три секунды разогнаться до скорости 100 км/ч, но и как вид, рискующий исчезнуть с лица земли из-за изменения климата.
В 2018 году Фелипе Масса за рулем нового болида Gen2 в гонке по прямой со старта сразился с соколом-сапсаном, самой быстрой птицей и самым быстрым представителем мира животных в целом. Победу в необычной гонке одержал бразильский спортсмен.
В 2019 году на Каннском кинофестивале состоялась премьера долгожданного документального фильма о гонщиках Формулы Е «Курс на экологичность» (оригинальное название: And We Go Green). Зрители смогли попасть за кулисы чемпионата мира и узнать о водителях, скрывающихся за рулем болидов, а также о вкладе Формулы Е в борьбу с изменением климата. Продюсером фильма выступил Леонардо ди Каприо.
Новинкой восьмого сезона Формулы Е, проходившего в 2021–2022 гг., стал болид GEN3, представленный в Монако. Это самый быстрый, легкий, мощный и эффективный электрический гоночный автомобиль из когда-либо созданных. GEN3 приводится в движение электродвигателями, которые значительно эффективнее двигателей внутреннего сгорания (ДВС): они преобразуют более 95 % электрической энергии по сравнению с примерно 40 % в высокоэффективных ДВС. Кроме того, GEN3 называют «электростанцией на колесах», вырабатывающей более 40 % энергии, потребляемой во время гонки, за счет рекуперативного торможения.
GEN3 — это первый формульный болид, в конструкции кузова которого используется льняное и переработанное углеродное волокно, а все отходы углеродного волокна используются повторно. Натуральный каучук и переработанные волокна составляют 26 % новых шин GEN3, которые полностью перерабатываются после гонок.
Благодаря многочисленным инновациям и заботе об экологии Формула Е также получила независимый рейтинг и была признана самым экологичным видом спорта в мире, по версии Global Sustainability Benchmark in Sports (GSBS).
Формула Е стала первым видом спорта, который был углеродно-нейтральным с момента своего создания. Подчеркивая важность гонок ради благого дела, Формула Е инвестирует в сертифицированные на международном уровне проекты во всех странах, где проводятся гонки, чтобы компенсировать выбросы в атмосферу в течение всех своих гоночных сезонов.