Фрэнсис Бэкон в Монако: поворотный момент в карьере художника
Во второй половине ХХ века Монако привлекало немало знаменитостей и просто жаждущих снова почувствовать вкус жизни после потерь и горестей Второй мировой войны. Праздная жизнь и приятный климат превратили княжество в райский уголок для элитного общества.
В 1946 году в Монако обосновался и Фрэнсис Бэкон, один из ведущих британских художников ХХ века, мастер фигуративной живописи. Княжество для Фрэнсиса оказалось просто идеальным местом проживания. Во-первых, средиземноморский климат шел ему на пользу, позволяя забыть о хронической астме. Во-вторых, здесь он мог с упоением играть в рулетку в одном из местных казино. В итоге Бэкон задержался в Монако на четыре года и позже время от времени сюда возвращался.
Бэкон— художник-самоучка
В юности Бэкон, родившийся в Дублине в английской семье, не получил художественного образования. Его отец занимался разведением лошадей, а мать была из семьи стальных магнатов из Шеффилда. Частые переезды Бэконов привели к тому, что мальчик проучился в школе лишь два года.
Отец Бэкона, бывший военный, воспитывал сына сурово. Он выгнал 15-летнего Фрэнсиса из дома, застав того за примеркой материнских платьев. Фрэнсис отправился в Лондон, где был вынужден перебиваться мелкими подработками.
Его знакомство с миром искусства началось годом позднее, когда вместе с другом семьи Бэкон отправился в Берлин, а затем во Францию. Увидев работы Пикассо, выставленные в одной из галерей Парижа, юноша решил, что хочет заниматься именно живописью. «По-настоящему писать он начал только к сорока годам, а величайшие свои работы создал, когда ему было под шестьдесят», — пишет Джонатан Литтелл в книге «Триптих. Три этюда о Фрэнсисе Бэконе».
Вдохновляемый шедеврами Джакометти, Пикассо, Родена, Сутина и Веласкеса, начинающий художник познавал мир искусства, пробовал различные техники и направления. Интересно, что на протяжении всей своей карьеры Фрэнсис предпочитал писать портреты не с натуры, а с фотографий. Художник использовал снимки разных фотографов, в том числе Джона Дикина, работавшего для британского издания Vogue.
Его полотна с деформированными телами, кричащими головами, заключенными в геометрические формы, поначалу казались публике ужасными, хотя, по словам художника, он никогда не стремился к тому, чтобы быть ужасным. Например, Джон Рассел писал, что картины Бэкона вызывали полнейшее оцепенение, их считали уродливыми и несовременными. Сегодня же работы Бэкона находятся в частных коллекциях и в крупнейших музеях (мадридском Прадо, нью-йоркском Музее современного искусства, лондонской галерее Тейт и т.д.), а также входят в число самых дорогих произведений искусства в мире. Так, «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда», написанные в 1969 году, в 2013-м на аукционе Christie’s ушли с молотка за 142,4 млн долларов.
Бэкон в Монако
Впервые Бэкон посетил Монако в 1940 году, о чем свидетельствует отправленное в княжество письмо его двоюродной сестры, в котором она извещает Фрэнсиса о смерти его отца. Шесть лет спустя, продав за 200 фунтов стерлингов картину «Живопись», художник снова отправляется в Монако, которое станет его домом вплоть до начала 50-х.
Фрэнсис остановился в отеле Ré вместе со своим спутником Эриком Холлом. В первые годы жизни в княжестве Бэкона часто можно было увидеть в компании английского художника Грэхема Сазерленда и его супруги Кэтлин.
В Монако Бэкона чрезвычайно привлекали местные казино. В одном из интервью он рассказывал: «Впервые оказавшись в Монте-Карло, я стал одержим казино, я проводил там целые дни». Недаром понятие «случая» красной нитью проходило через жизнь и творчество художника. В азартных играх, как и в творчестве, Бэкон часто полагался на случай и был готов пойти на риск.
Однажды ему посчастливилось выиграть сумму в 1600 фунтов. «Для меня это были огромные деньги», — признавался позже художник. Свой выигрыш Фрэнсис тут же спустил на виллу, еду и выпивку и уже спустя десять дней с трудом смог наскрести денег на обратный билет в Лондон.
Игра в рулетку не мешала Бэкону заниматься творчеством. Именно в Монако он начинает уделять особо пристальное внимание работе с человеческими формами и пробует новые техники. Можно сказать, что этот момент стал решающим в карьере Бэкона, которого позже стали называть одним из ведущих британских художников своего времени. Наконец, уже окончательно переехав из княжества, Бэкон, вдохновленный творчеством Диего Веласкеса, приступает к работе над «Этюдом к портрету папы Иннокентия Х». Позже он напишет несколько десятков полотен с подобным сюжетом, объединенных в знаменитую серию под названием «Кричащие Папы».
Еще при жизни художника галерея Тейт дважды провела выставки его работ. Однако наиболее знаменательным событием стала для Бэкона экспозиция в парижском Гран-Пале, организованная в 1971 году. Чести при жизни увидеть свои творения в величественном Большом дворце ранее удостаивался лишь Пабло Пикассо.
Позже Бэкон регулярно посещал Монако в компании друзей. Его можно было увидеть в Café de Paris, в баре Chatham на улице Останд, в итальянских ресторанах Pulcinella и LePinocchio. Бэкон всегда с большим удовольствием вспоминал о годах, проведенных в княжестве. В последний раз художник побывал в Монако в 1990-м, за два года до смерти.
Память о Бэконе
Фрэнсис Бэкон умер в Мадриде в 1992 году от сердечного приступа. В память о нем в Монако был основан фонд Francis Bacon MB Art Foundation, призванный популяризировать творчество художника и помогать публике лучше его понимать. Фонд поддерживает молодых исследователей, посвятивших свои работы Бэкону, а также выделяет гранты для начинающих художников и участвует в организации выставок и конференций. В 2016 году в Гримальди Форуме прошла масштабная выставка, на которой было представлено более 60 произведений знаменитого английского художника.
В 2018 году фонд отпраздновал свое четырехлетие и по этому случаю представил публике объекты, пополнившие его коллекцию. Около сотни экспонатов, включая картины, фотографии, вещи из разных студий Бэкона, письма и документы, доступны при посещении фонда. Кроме того, целая комната посвящена парижской студии, в которой художник проработал порядка десяти лет.