Об истоках русского балета в Монако
1861 год. Княжество Монако потеряло важную часть своих владений, включая Ментон и Рокбрюн. Это побудило князя Карла III начать развитие территории в районе казино. Правитель княжества захотел возвести превосходный квартал, который смог бы принимать всю европейскую и российскую аристократию. В 1866 году плато Спелюг по государственному указу превращается в Монте-Карло.
В этот период конкуренция между прибрежными туристическими городами уже была достаточно ожесточенной. Строительство пути Басс Корниш, ранее начатое по инициативе императрицы Александры Федоровны, и открытие железной дороги Ницца-Монако сделали княжество более доступным для русских жителей Лазурного Берега, которые на тот момент облюбовали Ниццу. С тех пор каждый город соревновался за то, чтобы завлечь максимальное количество состоятельных иностранцев и стать главным местом назначения для отдыхающих. Уже в 1879 году Шарлем Гарнье была создана Опера Монте-Карло, где выступала знаменитая комедийная актриса Сара Бернар.
Сергей Дягилев в то время активно продвигал русское искусство в Европе. Смелый и дальновидный, он привнес дух современности в классический танец. В 1909 году Дягилев приехал в Монако для того, чтобы основать там труппу русского балета, позже названного Балетом Монте-Карло.
Очевидно, главной ролью Дягилева было развитие танца в княжестве, однако “ростки” русского танца пробивались в Монако еще в 1892 году, когда Рауль Гюнсбург, легендарный директор Оперы Монте-Карло, поддержал модное течение «экзотического» танца. Гюнсбург был основателем театра в Москве, позже его назначили на пост директора Театра Ниццы. Интересно, что он находился в дружеских отношениях с Николаем II, который и представил его князю Монако Альберу I.
Все великие Оперные дома Европы фокусировались тогда на одном — привлечении русской аристократии. В ту пору балеты Москвы и Санкт-Петербурга имели сумасшедшую популярность, поэтому труппы российских артистов часто гастролировали по Европе. Пресса, журналисты и театральные критики также играли фундаментальную роль в признании русского балета.
Из исторических архивов можно узнать о деятельности Филиппа Казимира, критика Nice Artistique и редактора издания Petit Nice. Он поддерживал регулярную переписку со своим другом, российским журналистом Александром Плещеевым. В одном из писем можно найти упоминание о важном событии культурного сезона 1895 года в Монако: «Сейчас мы едем в Монте-Карло, как ехали бы в Байройт, но главная разница здесь в том, что в Опере Монте-Карло репертуар демонстрирует эклектичный и интернациональный характер».
Триумф Ольги и Матильды
Плещеев анонсировал эксклюзивное представление в Опере Монако в статье для Petit Nice под названием «Русские танцовщицы Кшесинская и Преображенская в Монте-Карло». В оперном зале Гарнье должен был собраться весь регион, включая княжескую чету, которая также хотела насладиться исключительным выступлением русских балерин.
Все внимание было сфокусировано на главных героинях вечера — Матильде Кшесинской, получившей звание прима-балерины в 1893 году, и Ольге Преображенской. Во время представления балерины сменяли друг друга в па-де-де и мазурке в сопровождении танцора Императорского балета Санкт-Петербурга Альфреда Бекефи.
В своих воспоминаниях Кшесинская подчеркнула, что именно благодаря выступлению в Монте-Карло о ней узнала вся Европа, а в 1895 году она получила титул “прима-балерина ассолюта”. Хотя Матильда и была в отношениях с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим Николаем II, вышла замуж она за Великого князя Андрея Владимировича в 1921 году в Каннах. Через пять лет ей и её детям присвоили титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года — светлейших князей Романовских-Красинских.
В книге Александра Плещеева под названием «Наш балет от 1673 до 1896» (1896), посвященной истории русского балета, Кшесинская была представлена обществу как «национальное достояние».
Со времени «монакского успеха» Альфреда Бекефи и Ольги Преображенской Александр Плещеев не прекращал настойчиво просить критика Казимира, чтобы тот повлиял на управляющих театров от Ниццы до Марселя и помог вовлечь русских танцоров в постановки. В 1896 году Ольга и Альфред снова с большим успехом выступили на сцене Монако. Позже первая балерина и Бекефи появились на сцене Монте-Карло в 1897 и 1900 годах.
В результате между Монако и русским балетом появилась неразрывная связь. Рауль Гюнсбург сохранил эти близкие отношения, а Дягилев, в свою очередь, их укрепил созданием своей труппы в 1911 году.
А продолжение истории нам уже известно…