Родиться в Монако: культовое место в знаменитой песне Джо Дассена
«Чтобы не платить налоги, надо родиться в Монако», пел легендарный Джо Дассен. Кстати, это чуть ли не единственная песня, написанная про княжество. В ноябре 2018 года французскому певцу, исполнителю хитов «L’Eté Indien» и «Et Si Tu N’existais Pas» исполнилось бы 80 лет, и это прекрасный повод вспомнить о замечательном исполнителе. В частности, о песне «Il Faut Naître à Monaco», появившейся в конце 1975 года и продержавшейся две недели во французском хит-параде. В то время Монако уже заявило о себе как о райском уголке и независимом государстве, которое ассоциировалось с богатством, блестящими светскими вечеринками и мягкой налоговой политикой.
Необычная песня для исключительного места
Джо Дассен хорошо известен не только во Франции, его хиты звучали по всей Европе и даже в СССР студия звукозаписи «Мелодия» выпустила пластинку под названием «Люксембургский сад». Многие песни Дассена держались на первых местах хит-парадов в течение нескольких недель.
Первая половина 70-х оказалась для Джо не особо плодотворной. Проблемы в семейной жизни и отсутствие новых песен, которые могли бы стать летними хитами, даже заставляли певца всерьез задуматься о закате карьеры… Однако все изменилось с выходом нового альбома.
1976-й год французы провели под музыку с пластинки «Le Costume Blanc», куда и вошла песня про Монако. Альбом мгновенно стал популярным, снова вселив в певца уверенность в себе. Среди лирических баллад, свойственных Дассену, выделялась именно юмористическая песня, в названии которой фигурировало Княжество Монако.
Русская аудитория практически не обратила внимания на эту задорную композицию, затерявшуюся среди хитов. В отличие от других песен, ее не стали переводить на русский. Да и смысл слов понятен только тем, кто хорошо знаком с французской культурой. Помимо крылатых выражений, песня собрала в себе не без юмора представленные клише и реалии французской жизни. Однако центральным объектом композиции стало княжество: «чтобы не платить налогов, нужно родиться в Монако», поется в песне.
Правда, за 13 лет до выхода этой веселой песенки княжеству пришлось нелегко в борьбе за сохранение своей знаменитой налоговой политики. Что же происходило в Монако в эти годы?
«Налоговая война» с Францией
Начало 60-х стало не самым легким временем для княжества и его правителя Ренье III. Сначала князю пришлось противостоять греческому миллионеру Аристотелю Онассису в борьбе за контроль компании SBM, а затем началась «налоговая война» с Францией, во главе которой в то время стоял Шарль де Голль. Судьба Монако повисла на волоске после того, как французский президент решил, что княжеству стоит пересмотреть свою налоговую политику и ввести подоходный налог. Когда генерал де Голль пригрозил «перекрыть княжеству кислород» и вместе с ним водоснабжение и подачу электричества, а на границе с княжеством поставил патруль, Ренье III пришлось пойти на уступки.
К тому времени Монако стало меккой бизнесменов, и де Голль не без причины начал выступать против фискальной политики княжества, ведь французские компании буквально сбегали из Франции в карликовое государство.
В этом противостоянии главная уступка Монако состояла в том, что проживающие в княжестве французы были обязаны платить налоги согласно французской системе. Кроме того, все компании, находящиеся в Монако и получающие более 25 % с объема продаж за пределами княжества, должны были подчиняться французскому налоговому кодексу. Можно сказать, что французский президент добился своего. Тем не менее, Ренье III смог достойно вывести свое государство из кризиса.
В том году в Конституции произошли и другие изменения. С 1962 года правитель Монако и Национальный совет разделили сферы ответственности. С этого момента государственный министр, назначаемый князем, стал решать все текущие вопросы и представлять интересы Монако на международной арене. Законодательная власть была поделена между князем и Национальным советом. За последним закрепилось право утверждения бюджета, обсуждение и голосование за законы, однако к исполнительной власти члены совета отношения не имели.
Через тернии к звездам
Несмотря на сложности во внешней политике, княжество активно занималось привлечением богатых и знаменитых. Так, в Кафе де Пари клиентам предлагают сыграть в модный на тот момент боулинг, а в 1966 году княжество празднует 100-летие со дня создания Монте-Карло. По этому случаю SBM организует пышный бал в зале Гарнье и на террасах Казино с участием княжеской четы.
В это же время монегаски становятся свидетелями масштабного строительства нового квартала Фонвьей, который возводится прямо в море. Этот проект, законченный в начале 70-х, позволил князю Монако увеличить площадь государства на 20 %.
Если в 60-е Монако привлекло внимание Аристотеля Онассиса и оперной дивы Марии Каллас, чье присутствие только улучшало имидж страны, то в 1974 году, на открытии Мonte-Carlo Sporting Club, здесь можно было увидеть Джозефину Бейкер. В этом же году состоялся первый Международный цирковой фестиваль Монте-Карло. Его посетил 36-летний Джо Дассен, к тому времени успешно преодолевший творческий кризис и находящийся на пике славы, ведь выпущенный в ноябре альбом с песнями «Vade Retro» и «Si Tu T’appelles Melancolie» снова стал абсолютным хитом.
Французский певец бывал здесь и раньше. И хотя об этом мало где упоминается, сам Дассен на вопрос о том, сколько времени ему нужно, чтобы прийти в себя после выступления, признался: «После выступления на воздухе перед двадцатитысячной толпой — около двух часов. После концерта в зале Спортинг в Монте-Карло хватает полутора минут. Это совершенно разные вещи».
Дассен не раз приезжал в Монако и, возможно, полюбив это место, решил сделать исключение и добавить такую задорную песню в свой репертуар, который обычно отличался чувственной и романтичной музыкой.
Джо Дассен ушел из жизни в возрасте 41 года. За свою карьеру он успел выпустить более 15 студийных альбомов, принять участие в съемках пяти фильмов. Его хиты до сих остаются популярными среди разных поколений по всему миру. Как Эдит Пиаф, Жорж Брассенс, Далида, Джо Дассен стал не просто певцом, а общественным феноменом, который навсегда останется на страницах музыкальной истории.