Высокотехнологичный воздушный шар — новое экопослание Княжества Монако
Ален Крутянски посвятил небу большую часть жизни. Сегодняшние проекты основателя и президента Клуба воздухоплавателей Монако можно даже назвать революционными. С давних пор Алена Крутянски вдохновляют общечеловеческие ценности, а еще он мечтает о том, чтобы благодаря его полетам на экологических воздушных шарах международный авторитет Монако как страны, где к вопросам защиты природы относятся очень серьезно, вырос еще больше.
В эксклюзивной беседе с HelloMonaco Ален Крутянски вспомнил историю создания Клуба воздухоплавателей Монако, рассказал о новых материалах и технологиях, которые используются в производстве современных монгольфьеров, и поделился планами на будущее.
С момента своего создания братьями Монгольфьерами в 1783 году воздушный шар остается символом единства человеческого гения и неукротимых сил природы. Даже в век высоких технологий полеты на воздушных шарах не теряют своей привлекательности для большого количества энтузиастов. Одним из таких людей и является Ален Крутянски, который не только освоил все тонкости управления монгольфьером, но и поставил себе цель сделать Княжество лидером в области экологически чистых технологий воздухоплавания. Идеи и стремления президента Клуба воздухоплавателей Монако находят одобрение в самых высоких кругах: даже суверенный князь проявляет большой интерес к полетам своих отважных соотечественников. Давайте же поближе познакомимся с человеком, для которого жажда приключений и знание законов физики стали пропуском в бесконечное небо.
HelloMonaco: Ален, расскажите, пожалуйста, нашим читателям об истории создания Клуба.
Ален Крутянски: Все началось с нашего с женой переезда в Монако в конце 1990-х. Я задался вопросом, чем я могу быть полезен на новом месте. Я тогда занимался парашютным спортом, поэтому первым делом познакомился с ребятами из парашютной команды Монако и тут же задумался о создании нового спортивного клуба, деятельность которого была бы полностью посвящена полетам на воздушном шаре. Так, в 2000 году появилась команда воздухоплавателей Монако. С самого первого дня нашей мечтой был запуск красно-белого (в цветах национального флага Монако) воздушного шара, и в 2008 году группа Société des Bains de Mer спонсировала наш первый полет. Так Монако вошло в число стран, где любят и практикуют воздухоплавание.
Позже благодаря поддержке компании Jeeper Champagne нам удалось на практике применить новейшую технологию, позволяющую экономить от 50 % до 60 % потребляемой энергии. Это изобретение принадлежит Пьеррику Дювуазену, талантливому швейцарскому инженеру, который сам увлекается воздушными шарами. Со временем к нашему проекту проявил интерес сам князь Альбер II. Мы стали получать новые предложения о партнерстве. Ну а сегодня мы работаем над новым воздушным шаром, который точно произведет фурор!
НМ: Объясните, пожалуйста, благодаря чему это изобретение станет уникальным.
АК: Мы конструируем и испытываем воздушный шар нового поколения, в котором учтены все технические усовершенствования последних десяти лет. Его запуск запланирован на июнь-июль следующего года. Экотехнология позволяет снизить расход топлива за счет нескольких одновременно действующих факторов. Во-первых, двухслойный корпус аппарата улучшает общие энергетические характеристики за счет создания дополнительной воздушной камеры между внешним и внутренним слоями, что способствует снижению тепловых потерь. Проще говоря, здесь работает тот же принцип, что и в обычном стеклопакете для окон. Мы также сосредоточились и на общем весе, облегчив все компоненты конструкции. Кроме того, опытный итальянский инженер Паоло Бонанно недавно разработал горелку, которая работает преимущественно на биопропане, производимом из органических отходов, и использует топливо буквально до последней капли. Топливом нас обеспечивает ведущий монегасский поставщик SAM Romano-Energy, а еще один наш партнер, Ford Monaco, предоставил нам высокоэкономичный гибридный внедорожник Explorer 4×4. Наш проект также служит лабораторией для автомобилей Ford, оснащенных двигателем XTL (синтетический дизель), который на 90 % снижает выбросы CO2. Немаловажно и то, что воздушный шар представляет собой специальное транспортное средство как для летного, так и наземного экипажа, оснащенное всем необходимым оборудованием. По нашим оценкам, благодаря его использованию общее негативное воздействие на окружающую среду снижается на 50–70 %. В ближайшие несколько лет мы надеемся вывести этот показатель на 90 %. Мы также планируем рассчитать углеродный след для всего проекта уже в ближайшей перспективе.
HelloMonaco: Какие знания необходимы для управления воздушным шаром?
AК: Пилот обязан пройти серьезную подготовку, чтобы научиться маневрировать в воздушных потоках и правильно оценивать погодные условия. Дело в том, что, за исключением взлета и посадки, воздушный шар полностью зависит от сил природы. Монгольфьер летит туда, куда его несет ветер. Представьте себе торт «наполеон», состоящий из множества слоев воздуха, имеющих разную интенсивность и скорость, — примерно так выглядит та воздушная среда, в которой оказывается наш шар. Сегодня летному экипажу помогает передовое спутниковое оборудование, тогда как в прошлом весь арсенал воздухоплавателей состоял из компаса, бумаги и карандаша. В наши дни метеорологические прогнозы играют важную роль, особенно в длительных и трудных путешествиях. В этом плане мы можем рассчитывать на двух лучших экспертов в мире — Люка Трульмана и Вима Де Тройера. Кроме того, каждого члена экипажа нужно обязательно вовлекать в оперативное решение задач. Так участники полета на собственном опыте будут убеждаться в надежности аэростата и приобретать новые знания и навыки. Лучший способ освоить воздухоплавание — на практике получить ответы на все возникающие вопросы.
HelloMonaco: Изготовление своего оборудования вы доверяете каталонской компании Ultramagic, у которой большой опыт в области дизайна воздушных шаров. Как зародилось это сотрудничество?
АК: Эта компания считается единственным в мире разработчиком экологического воздушного шара. Именно там сейчас работает инженер Паоло Бонанно. У Ultramagic непростая производственная цепочка, где каждый компонент изготавливается конструктором вручную. За последние десять лет в этой области произошли значительные улучшения, начиная, например, с типа ткани. Оболочка воздушного шара, по сути, является самой важной его частью и традиционно изготавливается из нескольких разных тканей: Ultralast (верхний конверт), Ripstop Nylon (центральная часть) и Nomex (нижняя часть рядом с горелкой). От срока их службы зависит эффективность и долговечность воздушного шара. Экологический подход компании Ultramagic в свете недавнего энергетического кризиса привлекает все больше внимания. Ноу-хау каталонских инженеров и техников способно найти применение и во многих других областях. Мы всегда открыты к обмену знаниями!
HelloMonaco: В апреле 2018 года экологический воздушный шар Клуба воздухоплавателей Монако поднялся в небо с площади перед княжеским Дворцом. За вашим стартом наблюдал суверенный князь. Что вы при этом чувствовали?
АК: Это было потрясающе! Наш первый полет можно назвать историческим! Присутствие князя Альбера II было для нас огромной честью. Его Светлость всегда был большим поклонником воздухоплавания, и мы с ним не раз обсуждали перспективы развития в Монако нашего вида спорта. Для старта мы выбрали подходящий момент, когда южные ветры дули в сторону Италии. За три часа мы поднялись на высоту шесть тысяч метров. Благоприятные погодные условия позволили нам довольно быстро пересечь Приморские Альпы и вскоре высадиться южнее Турина. В полете мы использовали кислородные маски.
HelloMonaco: А что вы можете сказать насчет нового проекта экологического красно-белого воздушного шара?
АК: Проект под названием Monaco Next Generation Project, спонсируемый группой Marzocco, больше, чем просто проект. Это скорее новая реальность. Мы работаем над запуском еще более «зеленого» воздушного шара, оформленного в национальных цветах Княжества. Он будет предназначен не для перевозки людей, а для передачи послания о том, что даже невозможное можно сделать возможным. Вообще-то в крошечном Монако недостаточно места для полета на воздушном шаре (для взлета и посадки требуется пространство, равное двум футбольным полям. — НМ). Но нам удалось выйти из положения. Сегодня мы планируем порядка пяти взлетов в год с двумя пассажирами на борту. В основном в зимний сезон, поскольку летом это невозможно из-за погодных условий. Мы также планируем заключить соглашения с Советом по туризму и образованию Монако для организации семинаров и учебных курсов, чтобы обучать новые поколения любителей монгольфьера. Надеюсь через несколько лет увидеть патентованных воздухоплавателей в самом Монако.
HelloMonaco: Будете ли вы принимать участие в международных фестивалях воздушных шаров?
АК: Да, безусловно. В январе 2023 года пройдут два крупных мероприятия, куда мы собираемся отправиться. Это Международный Крещенский фестиваль воздушных шаров в Мондови (итальянский Пьемонт), который проводится ежегодно 6 января, и Международный фестиваль воздушных шаров в Шато-д’Э (Швейцария), по традиции собирающий сотни воздухоплавателей в конце месяца. Кроме того, мы хотели бы организовать в марте-апреле 2023 года собственный фестиваль «Трофей князя Монако Альбера II». Гонка, в которой примут участие исключительно экологические воздушные шары, будет стартовать с территории Княжества. Надеемся, наш фестиваль тоже станет ежегодным. И наконец, в следующем году я хотел бы совершить тур по Франции и Италии. Почему бы нет? Уверен, что нас ждет теплый прием в обеих странах.
HelloMonaco: Каким вы видите будущее воздухоплавания в Монако?
АК: Я хотел бы, чтобы все, кому небезразлично Княжество, будь то частные лица или государственные учреждения, поняли, что экологический воздушный шар прекрасно отражает вектор развития нашей страны. Наша главная миссия — продемонстрировать поддержку руководством Княжества позитивных инициатив, в том числе и развлекательных. Внимание, которое оказывает нашему клубу суверенный князь, в очередной раз показывает, насколько серьезно Его Светлость относится к защите окружающей среды.
Более подробную информацию ищите на сайте: http://www.ballonmonaco.com/