Ралли Монте-Карло: испытание для лучших из лучших
Удивительно, но факт: шотландец Колин Макрей, признанный вторым после Себастьяна Лёба величайшим гонщиком в истории автоспорта, ни разу не выиграл Ралли Монте-Карло… Он безуспешно пытался заполучить это сокровище в копилку своих побед, но вынужден был сдаться.
«Не думаю, что от нас стоит ожидать максимальных скоростей на трассе в Монте-Карло, — заявил в итоге Макрей. — Мчаться со скоростью 100 миль в час по ледяному и заснеженному горному склону на скользких шинах, пожалуй, могут только сумасшедшие»…
Проверка на дорогах
Действительно, в первые годы Ралли Монте-Карло отличалось тяжелыми погодными и дорожными условиями. Зимой на юго-востоке Франции и в районе Монако, в частности в горах, дороги покрывались снегом и льдом, что делало гонку очень сложной. От спортсменов требовались мастерство и умение пойти на риск, и предсказать, кто станет победителем, практически до последнего этапа было невозможно.
В наши дни даже с учетом климатических изменений Ралли Монте-Карло остается столь же непредсказуемым, как и пятьдесят или сто лет назад, благодаря чему его особенно ценят как сами пилоты, так и публика.
Немного истории
Слово «ралли» происходит от французского rallier — «собираться вместе». Впервые этот термин, прочно вошедший в обиход современного спорта, появился в 1911 году именно на соревнованиях в Монако, проведенных местным Автомобильным клубом по распоряжению князя Альбера I. Cоздателями Ралли Монте-Карло считаются Габриэль Виалон и Энтони Ногес (последний также принимал активное участие в проведении первого Гран-при Монако в 1929 году).
Изначальный формат легендарного соревнования сильно отличался от нынешнего. Так называемое, «Концентрированное ралли» было призвано собрать в Монте-Карло талантливых автолюбителей со всей Европы и из-за ее пределов. В итоге в январе 1911 года из одиннадцати разных точек стартовали 23 экипажа, пятнадцать из которых добрались до финиша. Правда, правила определения победителей едва не загубили новое соревнование на корню. Первым на финиш с лучшим средним показателем 22,6 км/ч прибыл немецкий гонщик фон Эсмах, однако из-за системы подсчета баллов, способной сбить с толку самого Эйнштейна, победителем был признан француз Ружье.
Разразившийся скандал не смог повлиять на пересмотр результата, и Анри Ружье, гонщик, велосипедист, пилот и представитель французского автопроизводителя Turcat-Méry, вошел в историю как первый победитель Ралли Монте-Карло.
Вот как начислялись баллы согласно системе подсчета, принятой в 1911 году:
• 1 балл за км/ч при максимальной скорости 25 км/ч,
• 1 балл за каждые пройденные 100 км,
• 2 балла за каждого перевезенного пассажира, включая механика и исключая водителя,
• От 0 до 10 баллов за степень комфорта перевозимых пассажиров, с багажом в качестве дополнительного преимущества!
• От 0 до 10 баллов за элегантность автомобиля,
• От 0 до 10 баллов за состояние автомобиля по прибытии,
• От 0 до 10 баллов на основе эстетической оценки машины.
Уже на следующий год количество участников Ралли Монте-Карло увеличилось практически в четыре раза по сравнению с первоначальными двадцатью тремя. Что же касается «Концентрированного ралли», концепция которого состояла в старте из нескольких европейских городов, то оно просуществовало вплоть до 1980-х годов, в конечном счете проиграв в зрелищности гонкам по горам в окрестностях Монако.
Ралли Монте-Карло переместилось в Верхние Альпы и сегодня охватывает 14 горных перевалов,17 специальных этапов в пяти французских департаментах и традиционные этапы в Гапе и Валансе.
Битва сильнейших
Изначально Ралли Монте-Карло не привлекало крупных автопроизводителей, и победы в нем одерживали автомобили малоизвестных марок, таких как уже упомянутая французская фирма Turcat-Méry. Позже престиж гонки вырос настолько, что автопроизводители были готовы пойти на любые ухищрения, только бы доказать превосходство своих брендов. В начале 1960-х в соревнованиях начали принимать участие такие крупные игроки автомобильного рынка, как Saab, Mini, Porsche, Lancia и т.д.
Два года подряд, в 1962-м и 1963-м, победителем становился Эрик Карлссон на Saab, которого так и прозвали — «Мистер Сааб». Затем наступила эра побед автомобилей Mini Cooper. В 1966 году разразился очередной скандал, на этот раз технический: четыре первых экипажа, три из них на Mini Cooper, были дисквалифицированы за использование в фарах кварцевых йодных ламп накаливания, не допустимых регламентом. Первое место неожиданно досталось финишировавшему пятым Паули Тойвонену на Citroёn. Князь Монако Ренье III, раздраженный решением судей, грозился навсегда отменить проведение ралли, но позже, к счастью, передумал.
В 1973 году Ралли Монте-Карло стало первым этапом нового соревнования, организованного Международной автомобильной федерацией (FIA), — чемпионата мира по ралли (WRC). С 1975 по 1977 годы три победы подряд одержал итальянец Сандро Мунари за рулем Lancia Stratos HF. В 1980 году началась эра Вальтера Рёрля, причем, свои четыре победы немецкий гонщик одержал на автомобилях четырех разных марок — Fiat, Opel, Lancia, Audi.
Конец 1990-х и начало 2000-х стали успешными для японских производителей: с 1997 года по 2002-й победителями Ралли Монте-Карло становились гонщики на машинах Mitsubishi, Subaru и Toyota, а имя Томми Мякинена стало визитной карточкой для Mitsubishi благодаря трем победам подряд.
Звезда Себастьяна Лёба засияла в 2003 году, когда он одержал первую из семи побед за рулем Citroёn. В 2014 году в борьбу включился Себастьян Ожье, которому удалось повторить успех Вальтера Рёрля и выиграть Ралли Монте-Карло на автомобилях четырех производителей — Volkswagen, Ford, Citroёn и Toyota. О противостоянии этих двоих французов стоит рассказать отдельно.
Два Себастьяна
Себастьяна Лёба называют величайшим раллийным гонщиком всех времен. Однако обладатель рекордных девяти титулов чемпионата WRC, завоеванных подряд с 2004 по 2012 год, остается лишь вторым по числу побед в Ралли Монте-Карло. Опережает Лёба его главный соперник Ожье.
Ралли Монте-Карло давно стало местом противостояния двух выдающихся пилотов. Драматично сложилась, к примеру, гонка 2022 года. На первых двух этапах Ожье лидировал с преимуществом в 24,6 секунды. Можно сказать, что для него в ведерке со льдом уже охлаждали шампанское… Ожье действительно был великолепен, однако в последний день гонки на третьем спецучастке он пробил переднюю левую шину. Лёб вышел вперед, имея в запасе 9,5 секунд преимущества. На финальном спецучастке Ожье сумел отыграть у Лёба 9 секунд, тем самым уступив Себастьяну-старшему лишь полсекунды, однако к этому времени судьи добавили ему 10 секунд штрафа за фальстарт.
В итоге в 2022 году Себастьян Лёб не только одержал свою 80-ю победу на этапах WRC, но и стал самым возрастным в истории победителем этапа чемпионата мира по ралли (47 лет и 332 дня). Штурман Лёба француженка Изабель Гальмиш стала первой за 25 лет женщиной-штурманом, выигравшей этап чемпионата мира по ралли. Так ветеран автоспорта и учительница математики преподали урок своим соперникам, большинство из которых годятся им в сыновья.
Звезды Ралли Монте-Карло, пилоты и не только
Весной 2024 года рекордсменом по числу побед в Монте-Карло (девять) остаетсяСебастьян Ожье, который в декабре отпраздновал 40-летний юбилей. Восьмикратныйчемпион мира опережает Себастьяна Лёба, выигравшего гонку восемь раз.
По четыре победы на счету француза Жана Треву (1930–40-е годы), итальянца Сандро Мунари, немца Вальтера Рёрля и финна Томми Мякинена. Трижды Ралли Монте-Карло выигрывали француз Дидье Ориоль (1990-е) и испанец Карлос Сайнс (те же 1990-е), отец пилота «Формулы-1» Карлоса Сайнса-младшего, который в нынешнем сезоне вместе с Шарлем Леклером выступает за Ferrari.
Ралли Монте-Карло, старейшая гонка в мире, прочно вошла в массовую культуру иисторию кинематографа благодаря таким фильмам, как «Мужчина и женщина» (1966), «Бросок в Монте-Карло» (1969), «Ограбление в Монте-Карло» (1977). В разные годы в гонке принимали участие актер Жан-Луи Трентиньян, певец Джонни Холлидей, двукратный олимпийский чемпион по горным лыжам Анри Орейе, самый известный французский каскадер Реми Жюльен, выполнявший трюки в фильмах про Фантомаса и Джеймса Бонда, а также Даниэль Дюкрюэ, отец Луи и Полин Дюкрюэ.
Ралли Монте-Карло 2024: Себастьян Ожье упустил юбилейную победу
Главной интригой 92-го Ралли Монте-Карло был вопрос, удастся ли Ожье, выступающему за команду Toyota, в десятый раз подняться на высшую ступень пьедестала. К большому разочарованию публики и самого спортсмена, гонку выиграл пятикратный вице-чемпион мира Тьерри Нёвилль. Несмотря на проблемы с двигателем, бельгийский пилот команды Hyundai продемонстрировал стойкость, превзойдя Ожье на решающем 14-м этапе. Блестящее выступление Нёвилля принесло ему максимальные 30 очков, включая бонусные очки Power Stage, что вывело его в лидеры чемпионата. Ожье, проигравший 16,1 секунды, остался на втором месте, третьим финишировал Элфин Эванс из Toyota.
Победа в Ралли Монте-Карло позволила бы Себастьяну Ожье улучшить свою статистику в борьбе за звание лучшего раллийного гонщика с Себастьяном Лёбом. Ожье младше Лёбаровно на десять лет. Хватит ли ему запаса времени, чтобы догнать того, кто за свою выдающуюся карьеру в гонках заработал прозвище Le Patron, то есть «Босс»..?
Монегаски, участвовавшие в Ралли Монте-Карло
Уроженец Монако Луи Широн до сих пор остается единственным монегаском, выигравшим домашний Гран-при (это случилось в 1931 году). А знаете ли вы, что знаменитый «Старый Лис» не только участвовал в Ралли Монте-Карло, но и выигрывал его? Победа в Ралли Монте-Карло 1954 года сделала Широна обладателем уникальных рекордов: он стал самым первым победителем из Монако, самым возрастным (54 года) гонщиком, занявшим первое место в Ралли Монте-Карло, а также единственным пилотом, выигравшим как Гран-при Монако «Формулы-1», так и Ралли Монте-Карло. Три в одном!
В эпоху чемпионата мира WRC свою страну достойно представлял монегаск Даниэль Элена. Даже если Даниэль известен меньше, чем Широн или Шарль Леклер, именно он сумел достичь вершины гоночного Олимпа. С 2003 по 2013 год уроженец Монако по прозвищу Данос был штурманом Себастьяна Лёба. На счету Даноса и Лёба 79 побед в заездах, девять золотых медалей чемпионата мира по ралли (WRC) за Citroën и Hyundai и семь побед в Ралли Монте-Карло. Эти выдающие спортивные достижения делают Даниэля Элена самым титулованным штурманом в истории WRC.