Стратегический талант князя Карла III: к 155-летию появления в Монако железной дороги
В весеннем номере Hello Monaco мы рассказывали о князе Карле III, правление которого стало судьбоносным для страны. Князь Карл сумел превратить крошечное государство, охваченное народными волнениями, потерявшее большую часть территории и лишенное каких-либо источников дохода, в райский уголок на земле. При князе Карле III в Монако открылись первые казино, начала работать знаменитая на весь мир компания SBM и возник новый район Монте-Карло. Карл III провел важные экономические реформы, установил дипломатические отношения со многими странами, начал чеканить собственные золотые монеты и даже полностью освободил подданных от уплаты налогов.
Именно князь Карл III решил одну из острейших проблем Княжества — транспортную. Благодаря его усилиям через Монако была проложена железная дорога, которая сделала поездки в страну быстрыми и комфортными. Появление железнодорожного сообщения стало большим шагом вперед в плане признания и роста привлекательности Княжества, которое все больше открывалось для внешнего мира.
Ставка на казино
Придя к власти в стране в 1856 году, Карл столкнулся с чудовищной бедностью и полным отсутствием перспектив развития. Однако 38-летний монарх не стал опускать руки и с энтузиазмом взялся за спасение экономики. В те годы Францией правит Наполеон III, который снимает запрет с азартных заведений. Игорные дома открываются по всей Европе, и монакский князь тоже пытается привлечь в страну деньги любителей азартных игр. Он открывает игорный дом в районе Кондамин, однако отсутствие нормального транспортного сообщения ставит крест на новом бизнес-проекте. В те годы добираться до Монако из Ниццы приходилось либо по морю, либо по непростой горной дороге, так что поток желающих поиграть в рулетку именно в Монако оставался крайне скудным…
Тем временем в Европу возвращается запрет на игорные дома, что дает Монако шанс стать монополистом в этом бизнесе. Карл и его мать Каролина Жибер де Ламец приглашают в Княжество знаменитого Франсуа Блана, владельца успешных игорных домов в Париже и в немецком Хомбурге. Им нужно, чтобы этот опытный управленец сумел сделать прибыльным дело, на которое они очень рассчитывают. И их ожидания оправдываются в полной мере.
В апреле 1863 года князь издает указ о создании компании Société des Bains de Mer, получившей право на проведение игр на ближайшие 50 лет. Возглавляет новую компанию Франсуа Блан. В течение ближайших лет в районе Спелюг, где заработало первое казино компании SBM, строятся Отель де Пари и Кафе де Пари, затем новое здание Казино и Опера. В 1866 году район переименовывают в Монте-Карло, «гора Карла» — в честь правящего князя. Так начинается «золотой век» Монако.
Решение транспортной проблемы
Ввиду того, что отныне запрет на азартные игры действовал по всей Европе, большой поток знати и туристов хлынул в Княжество, где игорные заведения были разрешены. Карл III срочно занялся развитием инфраструктуры, поскольку отсутствие развитой дорожной сети по-прежнему осложняло доступ в страну.
В то время все основные транспортные потоки, проходившие между Ниццей, Ментоном и Генуей, двигались по Гранд-Корниш, минуя Монако. Князь Карл подписывает новое соглашение с Францией о прокладке через Княжество железной дороги Ницца — Генуя. Теперь он может себе это позволить, поскольку получает от директора SBM Франсуа Блана 10 % от доходов Казино. Согласно соглашению, главная железнодорожная линия вдоль побережья должна была пройти через Княжество, причем Карл III также добился того, чтобы все поезда делали остановку на двух станциях Монако. Напомним, что в те времена железная дорога проектировалась как наземная.
Работы начались в 1864 году. Траншеи, насыпи, туннели строились одновременно на нескольких участках. Часть конструкций возводилась на линии протяженностью 15,5 километров между Ниццей и Монако с 1864 по 1867 год. Другая часть работ велась на территории Княжества с конца 1866-го по 1869 год, здесь протяженность линии составляла 3,5 км. Одной из главных проблем, с которыми столкнулись строители, был, конечно, крайне сложный рельеф местности.
Прибытие поезда
Наконец 155 лет назад, 19 октября 1868 года, первый поезд линии Париж — Лион — Средиземноморье прибыл в Княжество. По данным газеты Journal de Monaco, в этот день в Монако приехали 346 человек. Сам князь Карл III прибыл на вокзал Монако 18 ноября специальным торжественным поездом.
Первые составы курсировали между Ниццей и Монако пять раз в день и преодолевали это расстояние за сорок пять минут. Стоимость проезда из Ниццы составляла 4,80 франка в первом классе, 4,35 франка во втором классе и один франк в третьем классе.
Тем временем работы по прокладке железной дороги в Княжестве не прекращались. Строилась другая железнодорожная линия в сторону Ментона. Правда, несмотря на то что первый поезд прибыл в Монако в 1868-м, работы по завершению всего проекта из-за франко-прусской войны затянулись до 1881 года.
Два вокзала
В июне 1867 года было начато строительство станции Монако (в районе Кондамин) и станции Монте-Карло (в районе Спелюг или Ла Коста). Строительные материалы были доставлены в сентябре 1867 года, но поскольку железнодорожная ветка между двумя будущими станциями не была завершена и все еще требовала серьезных работ, приоритет был отдан строительству станции в Монако.
Первая железнодорожная станция, на которую как раз и прибыл первый пассажирский поезд, была расположена на въезде в Княжество, за Скалой, в районе нынешних авеню князя Пьера и набережной Оноре II. Она была завершена в том же 1867 году. На станции были построены кирпичный павильон, деревянный навес и помещение для пассажиров, каменное здание для князя и деревянный гараж для его транспорта.
Вторая станция для удобства любителей азартных игр должна была находиться в непосредственной близости от Казино. На месте будущего вокзала Монте-Карло, строительство которого началось в сентябре 1867 года, была построена временная деревянная станция. Отсюда пассажиров доставляли к Казино на конном омнибусе.
Вокзал Монте-Карло был открыт в 1869 году на месте нынешнего отеля Fairmont. На лифтах пассажиры, прибывающие поездом, поднимались прямо к игровым залам.
Обе станции просуществовали в Монако несколько десятилетий.
Князь Ренье III продолжает дело прапрадеда
Позже, в 1950-х годах, железная дорога, идущая через Княжество, была перенаправлена дальше на север, также был построен туннель. В 1958 году при князе Ренье III начались шестилетние масштабные работы, цель которых состояла в том, чтобы построить тоннель под восточной частью Княжества и постепенно избавиться от наземных железнодорожных линий. В итоге первоначальный проект Карла III, железная дорога на побережье и у Казино Монако, просуществовал без изменений почти сто лет — до 1964 года.
Если в 1868 году в Монако прибывало лишь пять ежедневных поездов, а общее число приехавших за год составило 99 тысяч, то сегодня вокзал Княжества принимает 110 ежедневных поездов и более 6 миллионов пассажиров в год! А все началось с князя Карла III, который внес неоценимый вклад в развитие Монако и блестяще справился с трудностями в разных сферах экономики, включая транспортную.