Дидье Маруани: космический успех монегасского музыканта
Представьте себе 24-летнего композитора и исполнителя, чей первый альбом в одночасье становится самым популярным в семнадцати разных странах, включая Россию и США, а последующие два только закрепляют этот ошеломляющий успех. Речь идёт о Дидье Маруани, талантливом пианисте, выпускнике Парижской консерватории, создателе всемирно известной группы Space. Альбомы группы «Magic Fly» (1977), «Deliverance» (1977) и «Just Blue» (1978) стали настоящей музыкальной сенсацией. Популярность Space в Советском Союзе была сумасшедшей. Достаточно сказать, что Дидье Маруани даже довелось выступать на легендарной Красной площади.
Дидье Маруани родился в Монако в 1953 году. Популярность пришла к нему рано: уже в 17 лет Дидье писал музыку для известных французских исполнителей. Молодого человека поддерживал и вдохновлял сценарист и поэт-песенник Этьен Рода-Жиль, автор слов самого известного хита Ванессы Паради «Joe Le Taxi». Рода-Жиль убедил Дидье начать петь самому и даже подарил своему подопечному несколько текстов для песен. Уже первый сингл «Je Suis Ton Chevalier» (1975) сделал Дидье знаменитым и дал возможность гастролировать в компании главных звёзд французской эстрады того времени — Джонни Холлидея, Клода Франсуа и Джо Дассена.
В 1977 году Дидье Маруани создал собственную группу Space. И вновь прямо со старта вырвался в лидеры: первая композиция группы — грандиозный «Magic Fly» — стала мировым мега-хитом. В 1978 году эта мелодия стала заглавной композицией в фильме «Змея в тени орла» с Джеки Чаном. Стремясь сохранить анонимность, для работы в составе Space Дидье взял себе псевдоним Экама́. Кроме того, музыканты выступали в шлемах футуристического дизайна, скрывавших их лица.
Покинув Space в 1980 году, Маруани основал собственный проект под названием «Париж-Франция-Транзит». Летом 1983 года музыкант дал 21 концерт в Советском Союзе. Четыре года спустя Маруани выпустил «Космическую оперу» — первый альбом, в котором композитор соединил электронную музыку и хоровое пение. В записи альбома принимали участие хор Ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова и хор Гарвардского университета (США). Диск с записью «Космической оперы» Дидье Маруани был отправлен на борт советской космической станции «Мир».
В эксклюзивном интервью журналу HelloMonaco Дидье Маруани рассказал об истоках невероятного успеха группы Space, о незабываемых выступлениях в России и планах на будущее.
HelloMonaco: Господин Маруани, с самого начала вашей карьеры стало понятно, что вы талантливый музыкант. Заниматься музыкой вы начали в детстве в Монако. Когда и почему вы решили окончательно посвятить ей свою жизнь?
Дидье Маруани: Я действительно рано нашёл своё призвание. В 1973 году я отправил одну свою композицию на популярный Токийский международный фестиваль музыки. Вскоре меня пригласили выступить на этом престижном конкурсе в качестве певца. Я был удивлён, поскольку считал себя скорее композитором, однако решил всё-таки принять приглашение. В итоге мы с моим преподавателем провели в японской столице целую неделю. Более того, я победил в категории «Лучший исполнитель»! Получить такой приз в присутствии Оливии Ньютон-Джон и других звёзд для меня, 19-летнего парня, было просто невероятным. Затем японские продюсеры попросили меня, как победителя конкурса, записать полноценный альбом, который включал три песни на японском языке, а остальные на французском. Альбом завоевал большую популярность, и через некоторое время по совету дочери Шарля Азнавура со мной связался известный музыкальный продюсер Эдди Барклай. Сотрудничество с человеком, работавшим с Жаком Брелем, Далидой и Азнавуром, стало для меня большой честью. Барклай предложил мне выпустить новый сингл на французском языке, и я посоветовал ему обратиться к моему духовному отцу, Этьену Рода-Жилю. К счастью, тот как раз закончил работу над великолепным альбомом Жюльена Клерка «Terre de France», с которым был связан эксклюзивным контрактом. Мы договорились о написании нового альбома, который вышел в 1974 году и сделал меня популярным.
HM: Через несколько лет вы организовали группу Space и начали исполнять «космическую» электронную музыку и диско. Что сподвигло вас и ваших музыкантов попробовать такой абсолютно новый для себя музыкальный стиль?
ДМ: В 1977 году мы выпустили первую композицию «Magic Fly», которая мгновенно стала популярной на радио, во всех мыслимых хит-парадах и дискотеках по всему миру… В первом видеоклипе, который снимал режиссёр, ранее работавший с группой Paul McCartney’s & Wings, я придумал нарядить своих музыкантов космонавтами, и мы все надели на себя футуристические шлемы. Для тех времен это было по-настоящему революционным маркетинговым ходом! Вот тогда-то я и придумал название для новой группы — Space. Тем более многие из тех, кто впервые услышал наши композиции, говорили мне, что такая синтезаторная музыка будто бы действительно исходит из космоса.
HM: В 1983 году Space стал одной из первых групп мирового масштаба, побывавших в Советском Союзе. Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях от первых гастролей.
ДМ: В 1982 году в Париже посол СССР во Франции познакомил меня с господином Барабашем, работавшим в Министерстве культуры Советского Союза. Тот пригласил меня посетить СССР, где я, по его словам, был невероятно популярен. Я с благодарностью принял это приглашение, но поставил условие: мы будем выступать не перед ограниченным кругом партийной элиты, а перед огромной аудиторией. В итоге только на арене знаменитого комплекса «Олимпийский» в Москве мы дали восемь концертов. Наши выступления посетили более 600 000 зрителей. Тогда я попросил организовать бесплатный концерт на Красной площади, к огромному удивлению министра культуры, который всячески меня отговаривал. Моя мечта сбылась через 10 лет. В 1992 году после долгих переговоров с мэром Москвы господином Лужковым я получил разрешение на проведение такого концерта, и мы стали первыми зарубежными исполнителями, выступившими на Красной площади. Играть на сцене, подвешенной на высоте тридцати метров, у стен Кремля, этого святого для всех русских места, перед аудиторией в 360 тысяч человек — это было для нас практически сродни выходу в открытый космос!
НМ: Доводилось ли вам выступать на родине, в Монако?
ДМ: Да, буквально недавно. В июле 2019 года я имел честь выступать в Яхт-клубе Монако по случаю свадьбы дочери моего близкого друга.
HM: В конце ноября 2016 года в международных СМИ прошла информация по поводу неприятного эпизода, произошедшего с вами в Москве в результате жалобы Филиппа Киркорова. Можете ли вы рассказать нам об этом?
ДМ: Это была ловушка. Очевидно, что этот российский певец просто украл одну из моих мелодий. Факт плагиата был подтверждён французскими музыкальными экспертами, назначенными апелляционным судом. Я не мог оставаться в стороне, поскольку все мои музыкальные композиции для меня как собственные дети. Киркоров пригласил меня уладить все дела, привести в порядок счета и контракты в присутствии наших юристов на территории московского банка. Все закончилось тем, что меня окружили около сорока полицейских. Мне было приказано оставаться на месте и не пользоваться мобильным телефоном. Затем меня доставили в полицейский участок, где я до самого утра давал показания через личного переводчика.
HM: Что для вас сегодня значит музыка?
ДМ: Моя жизнь посвящена любимому делу, а любимое дело для меня — это музыка. Я начал заниматься музыкой в возрасте пяти лет. Я захотел играть на фортепиано и сообщил о своём желании отцу. Тот настоял на том, чтобы я брал уроки классической музыки. Мне очень повезло с первым преподавателем, и вскоре я окончательно решил, что стану композитором, а не футболистом команды «AS Monaco», как планировал поначалу.
HM: Расскажите, пожалуйста, о своих планах.
ДМ: У меня много проектов: новый альбом, концертный тур, посвященный 40-летию Marouani & Space, а также творческое сотрудничество с несколькими артистами, в первую очередь российскими. Работа по-прежнему приносит мне огромное удовольствие. 23 мая 2019 года я выступал с концертом в Киеве в сопровождении симфонического оркестра перед сотней тысяч зрителей. Это был потрясающе! Я счастлив тем, что зарабатываю на жизнь любимым делом.