Оливье Беретта, многократный победитель чемпионатов по автогонкам на выносливость
С 1950 года Княжество Монако неразрывно связано с Формулой-1. Здесь проводится одна из самых престижных гонок чемпионата. Говоря об истории автоспорта в Монако, нельзя не отметить достижения трех пилотов. Первым монегасским гонщиком Формулы-1 стал великий Луи Широн по прозвищу «Старый Лис». Самый молодой монегаск в истории чемпионата — 21-летний Шарль Леклер. И наконец, еще один выходец из Монако, решивший попробовать свои силы в F1, — это Оливье Беретта, который в конце концов нашел свое призвание в других видах автоспорта.
Оливье Беретта пришел в автоспорт в 1983 году, занявшись картингом. Для 14-летнего монегаска такой выбор был очевидным: с картингом и автогонками были связаны его отец и дядя. За шесть лет Оливье добился звания вице-чемпиона Франции, а в 1989 году принял участие в чемпионате Формулы-3. В этом состязании монегасский гонщик получил серебро, а позже стал третьим на Гран-при в Монако.
Встреча с Нельсоном Пике
В 1991 году Оливье знакомится с Нельсоном Пике, резидентом Монако и трехкратным чемпионом Формулы-1. В это время Пике завершил спортивную карьеру и решил взять молодого монегаска под свое крыло. Эта встреча позволила Оливье попробовать себя в новом классе, а Нельсону — продолжить свою карьеру, но уже в качестве владельца Piquet Racing. Создав собственную гоночную команду, Пике вошел в чемпионат Формулы-3000, а единственным пилотом команды стал Оливье Беретта. Однако по стечению обстоятельств команде не удалось достичь больших результатов. Нельсон Пике серьезно пострадал в аварии на ралли в Индиане в 1992 году и был не в состоянии управлять командой, а болид, выбранный для гонок, оказался недостаточно мощным.
После закрытия Piquet Racing Оливье продолжил участие в Формуле-3000 в составе итальянской команды Forti Corse. Результаты сезона оказались более обнадеживающими: Беретта занял шестое место в чемпионате.
Формула-1
В середине 90-х Оливье удалось получить финансирование для участия в чемпионате Формулы-1 в составе французской команды Larrousse. Сезон 1994 года Формулы-1 стал единственным в карьере монегасского пилота, и Оливье до сих пор вспоминает о нем с удовольствием. Разумеется, ему было особенно приятно и почетно принять участие в домашней гонке. Итак, 15 мая 1994 года Оливье Беретта вступает в борьбу на Гран-при Монако. Гонщик стартует восемнадцатым и, преодолев 78 кругов, финиширует на восьмой позиции. Этот результат оказался одним из лучших для Оливье за весь сезон, который он провел в Формуле-1 (лучшим стало седьмое место в Германии два месяца спустя). Тем не менее после венгерского Гран-при его место в Larrousse занял Филипп Альо, и монегаск завершил свою карьеру в «королевских гонках».
С 1995 года Беретта начал выступления в гонках на выносливость, которые стали новым этапом развития его профессиональной карьеры.
«24 часа Ле-Мана»
Свою первую гонку «24 часа Ле-Мана» Оливье Беретта называет «странной», так как команда была дисквалифицирована сразу после тестовых заездов. Через год он выступает в составе французской команды Oreca. «Моя первая настоящая гонка прошла в 1996 году на Chrysler Viper GTS-R c Филиппом Гашем и Эриком Элари, — вспоминает пилот. — Каждый час этой гонки приносил мне новый опыт. Мне посчастливилось завершить гонку с первого раза, и я понял, что такое на самом деле Ле-Ман».
Именно в гонках на выносливость Оливье Беретта нашел свое призвание и собрал самое большое количество побед, которые сделали его одним из выдающихся пилотов в своей категории.
Однажды в интервью Беретта признался: «Я всегда наблюдал за «24 часами Ле-Мана»… но издалека. В молодости мы мечтаем только о Формуле-1, по глупости полагая, что кроме нее, ничего не существует. Оказалось, что Ле-Ман для меня такое же испытание, как и Формула-1, только одно длится полтора часа, а другое — двадцать четыре».
В 2004 году монегаск подписал контракт с General Motors, войдя в состав команды Chevrolet Racing. Это сотрудничество стало для него еще одной возможностью пополнить список своих побед. На сегодняшний день среди его достижений победа в гонке «24 часа Дейтоны» (2000), шесть побед в «24 часа Ле-Мана» в своем классе, чемпионские титулы FIA GT2, FIA GT, ALMS GTS, ALMS GT1 и ELMS GTC.
В последнее время Беретта не так активно, как прежде, участвует в соревнованиях. Например, в 2016 году он принял участие лишь в трех гонках, и фанаты автоспорта стали подозревать, что Оливье готов завершить спортивную карьеру. Однако через год 47-летний гонщик снова дал о себе знать, объявив о новом сотрудничестве с Ferrari. «Похоже, я еще не слишком стар, если в Ferrari мне предложили интересные возможности», — прокомментировал гонщик свое участие в Азиатской серии Ле-Ман.
Сегодня за рулем Ferrari монегаск выступает за японскую команду MR Racing и надеется успешно пройти свою 24-ю гонку в Ле-Мане.
Фото: HelloMonaco Magazine