Лучшие выставки этой зимы рекомендует Николь Лаффон
Арман выступает за «новый порядок вещей» в Музее Ванса
До 15 декабря
Всю жизнь Арман так или иначе боролся за предмет — неважно, прикладной или декоративный, лишь бы наполненный смыслом — и лелеял его, стремясь спасти от неизбежного старения. Новая выставка работ Армана «Nouvel état des choses» (Новый порядок вещей) в Музее Ванса буквально пронизана этой идеей, характерной для творчества одного из основателей нового реализма.
Осколки разбитых произведений искусства (в 1960-х годах Арман прославился своими легендарными «колер» (сolères), акциями по уничтожению собственных работ, посвященными борьбе с буржуазными салонами и показными признаками богатства; например, в галерее Джона Гибсона он рубил свои творения топором, а в музее MAMAC в Ницце давил бульдозером). Музыкальные инструменты. Предметы мебели. Прокаленная кухонная утварь. Все эти странные экспонаты погружают зрителей во вселенную скульптора, испытывавшего настоящую страсть к коллекционированию (Арман вырос в антикварной лавке, которой владел его отец).
Знакомство с выставкой начинается с разбитого пианино, установленного перед зданием музея. Скульптура, иронически названная «Идеальный аккорд», настраивает зрителей на правильное восприятие всего, что им предстоит увидеть. А серия «Атлантида» — бронзовые экспонаты, покрытые патиной, придающей им сходство с археологическими находками, поднятыми с морского дна, — отсылает нас к затонувшему легендарному острову. Необычный творческий путь Армана, получившего прозвище «черная куртка (так во Франции в 1950–60 годы называли хулиганствующую молодежь. — Ред.) современного искусства», знакомит гостей Музея Ванса с популярной философией 1960-х годов, осуждавшей излишества, потерю своего «я» и страсть к накопительству.
Museum of Vence / Emile Hugues Foundation
2 Place du Frêne, Vence
Tel : +33(0)4 9358 1578
Волшебница Жермен Ришье в Музее Пикассо в Антибе
До 26 января
Террасу Музея Пикассо в Антибе с видом на море украшают четыре бронзовые скульптуры авторства француженки Жермен Ришье. «Лист» (La Feuille), «Безумная Дева» (La Vierge folle), «Зерно» (Le Grain) и «Лес» (La Forêt) словно охраняют этот храм искусства и уже не одно десятилетие неразрывно связаны с ним.
По случаю 60-летия со дня смерти Жермен Ришье в Музее Пикассо, что в замке Гримальди, представлены работы этого замечательного скульптора послевоенного периода. Кстати, последняя выставка Жермен Ришье незадолго до ее кончины летом 1959 года прошла именно в Антибе.
Наряду с величественными бронзовыми скульптурами, которые, несмотря на значительную массу, кажутся легкими и невесомыми, на экспозиции представлены гравюры и рисунки Жермен Ришье. Все они тесно связаны со скульптурой, хотя и гораздо менее известны публике. Это дает посетителям выставки возможность больше узнать о творчестве художницы, которой сам Пикассо мог бы сказать: «Мы из одной семьи!»
Творчество Жермен Ришье вдохновлялось самой природой. Созданные ею удивительные существа представляют собой нечто среднее между животным и человеком. Именно Жермен Ришье принадлежит новое видение современной скульптуры.
Picasso Museum
Place Mariejol, Antibes Juan-les-Pins
Tel : +33(0)4 9290 5420
Диалог живописи и фотографии в Галерее Катрин Иссер в Сен-Поль-де-Ванс
21 декабря – 15 февраля
Нынешней зимой в Галерее Катрин Иссер в Сен-Поль-де-Ванс проходит выставка, организованная, что называется, в четыре руки. Анна-Патриция Кан ставит себе задачу знакомить публику с искусством фотографии во всех его проявлениях. А Катрин Иссер можно назвать специалистом в области скульптуры и живописи. Объединив свои знания и свою страсть к прекрасному, две творческие женщины сумели также объединить два вида искусства, которыми они так увлечены.
Этот необычный диалог ведут несколько участников выставки, чьи работы украшают стены галереи. От абстракций фотографа-пикториалиста Элвина Лэнгдона Коберна можно плавно переместиться в 2000-е годы, к пресловутой систематической геометрии Франсуа Морелле. Выдающийся фотограф Филипп Халсман и наш современник художник Жан-Шарль Бле, на первый взгляд, связаны лишь формальными аналогиями, однако их схожесть раскрывается по мере посещения выставки. «Эти сопоставления ставят под сомнение сам художественный словарь, уже ранее переосмысленный в фотографии и современном искусстве: игра света и тени, геометрическая композиция, контраст четкости и размытости, матовости и прозрачности, абстракции и фигуративного изображения. Однако же здесь речь скорее идет о сходстве, нежели о противопоставлении, поскольку в процессе своего развития эти два вида искусства перекликались друг с другом и оказывали взаимное влияние» — вот так организаторы описывают эту поистине новаторскую выставку.
Catherine Issert Gallery
2 Route des Serres, Saint-Paul de Vence
Tel : +33(0)4 9332 9692
«Испытание зеркалом» Раанана Леви в Фонде Маг в Сен-Поль-де-Ванс
7 декабря – 8 марта
Пустота и изобилие. Диалектика сдержанности и избыточности. Произведения Раанана Леви, представленные этой зимой в стенах Фонда Маг в Сен-Поль-де-Ванс, весьма неоднозначны. Около тридцати полотен и множество гравюр погружают нас в мир этого франко-израильского художника, в его представление о пространстве и быстротечности времени, в его вселенную, где нет людей, а есть только предметы.
В работах Раанана Леви налицо странный парадокс, противоречие между изобилием разнородных элементов и аскетизмом. С одной стороны, это мастерские, забитые как полезными, так и ненужными предметами; с другой — пустые квартиры и разбитые зеркала. «Вавилонская башня» или «Нагромождение историй» вызывают головокружение: мы словно оказываемся в круговороте языков, идей, изобретений. И напротив, следуя по «Пути тени» или вглядываясь в «Подвижную перспективу», мы теряем ориентацию и не знаем, что ждет нас в следующую минуту. В этом, безусловно, и заключается «Испытание зеркалом», давшее название выставке.
Вероятно, именно эта удивительная двойственность в работах Раанана Леви — художника требовательного, равнодушного к моде, верного своим целям, предпочитающего в творчестве яркие и чистые цвета — объясняет успех его ретроспективы в Музее Майоля в Париже, состоявшейся несколько лет назад. Теперь и у постоянных посетителей Фонда Маг есть возможность познакомиться с увлекательной вселенной художника, находящегося где-то на стыке между Бальтюсом, Люсьеном Фрейдом и Хоппером.
Maeght Foundation
633 Chemin des Gardettes, Saint-Paul de Vence
Tel : +33(0)4 9332 8163
Шагал и его греческий мир в Музее Шагала в Ницце
До 27 апреля
Марк Шагал с большим усердием изучал древнегреческую литературу. Создатель «Песни песней» вдохновлялся сочинениями Платона и посвятил много времени иллюстрациям «Одиссеи» Гомера. Музей Шагала в Ницце рассказывает об увлеченности художника древней Грецией, представляя публике некоторые из его редких работ. По приглашению своего издателя Эжена Териада, грека по национальности, Шагал дважды бывал в Греции — в 1952 и 1954 годах. Посещение этих легендарных древних мест вдохновило художника на создание полотен в духе средиземноморской классики. Шагал также рисовал эскизы костюмов к балету парижской Оперы «Дафнис и Хлоя» на музыку Равеля. Нежные, плавные линии и яркие, чистые цвета, характерные для великого русского художника Шагала, передают всю непорочность юных героев этой прекрасной истории любви.
Выставка в Музее Ниццы знакомит нас с некоторыми великолепными литографиями, рассказывающими о посещении художником «Страны богов» — легендарной земли, населенной волшебными существами, родины бессмертных мифов.
Marc Chagall Museum
36 Avenue Dr Ménard, Nice
Tel +33(0)4 9353 8720
Световые декорации от Эжена Фрея на Вилле Палома в Монако
7 февраля – 21 мая
В феврале в Новом Национальном Музее Монако (NMNM) открывается оригинальная выставка световых декораций бельгийского художника Эжена Фрея. Речь идет о сценической технике, которая использовалась на сцене Оперы Монте-Карло вплоть до 1930-х годов и в значительной степени способствовала росту популярности этого театра.
На выставке впервые будут представлены 300 бумажных работ и более 100 стеклянных пластин, созданных Эженом Фреем. Художник изобрел сложную систему световых проекций, сочетающую в себе фотографические, живописные и кинематографические методы. Она позволяла использовать в сценических декорациях множество цветовых вариаций, источников света, форм и даже движущихся изображений.
Выставка дает возможность оценить взаимодействие этой великолепной техники с творческими экспериментами художников, хореографов и режиссеров с начала ХХ века до наших дней. Наглядным примером тому творчество португальца Жоау Марии Гусмау, который в дополнение к своей литературной, художественной и кинематографической деятельности занялся также и восстановлением некоторых проекционных техник. Его работа под названием «Путешествие без движения», выставленная в NMNM, — это «микрокино в непрерывном свете», движущиеся изображения без пленки и оператора. Еще один аргумент в пользу посещения залитых солнцем залов Виллы Палома.
NMNM. Villa Paloma
56 Boulevard du Jardin Exotique
Tel : +377 9898 4860