Как воспитать наследника в Монако?
Родители, живущие в Монако, как правило, люди успешные, многого добившиеся в жизни. И все они стремятся воспитать успешных и даже идеальных детей. Но идеал недостижим, с этим придётся смириться, а дальше думать, как вырастить человека, способного жить в современном, быстро меняющемся мире.
Существуют общие принципы, правила, методы воспитания. Есть много книг на эту тему — казалось бы, бери и действуй. Но надо понимать, что, помимо воспитания, в формировании ребенка участвуют ещё два фактора: наследственность и среда. Поэтому мы должны учитывать как темперамент, здоровье, задатки ребенка, так и ту атмосферу, в которой он находится и которой пропитывается.
Если мы посмотрим «взглядом наивного марсианина» на атмосферу в Монако, то увидим, что в ней преобладает необыкновенная лёгкость бытия, ощущение жизни-праздника. Завтраки, обеды и ужины, походы по магазинам и на различные мероприятия, прогулки… Дети не видят работающих людей, кроме официантов, водителей, строителей и консьержей, но это люди другого круга. И детям, конечно, трудно представить, какие усилия прикладывались и прикладываются сейчас родителями для того, чтобы поддерживать тот уровень жизни, к которому они привыкли. Поэтому, воспитывая детей в Монако, важно в первую очередь обращать внимание на три ключевых момента: границы, ответственность и ценности.
Формировать границы
Детям необходимы границы, рамки, чтобы знать, что можно, а чего нельзя, и понимать, как себя вести. Если мы их не обозначим, ребёнок будет нащупывать их сам, путём проб и ошибок, а это может дорого обойтись и ему, и нам.
Как правило, мы спохватываемся и начинаем воспитывать ребенка, когда его уже «занесло» или он ведёт себя так, что дальше невозможно терпеть. На самом деле наша задача не реагировать, когда «гром грянул», а вовремя вводить правила и запреты, последовательно их придерживаться, постепенно расширяя границы дозволенного.
Нужно давать представление о «естественных последствиях», ребёнок должен расплачиваться за свои действия и сам исправлять свои ошибки: насорил или разбросал вещи — убери, нахамил — извинись, истратил за неделю деньги, выданные на две, — сиди без денег. Если нарушение правил не создаёт ребёнку проблем, это значит, что для него их просто не существует, он будет нарушать их и дальше. Детям не надо создавать искусственный рай и чрезмерно ограждать их от жизни. Только так они смогут повзрослеть и выработать социальный иммунитет.
Важно научить уважать границы других людей, в том числе близких. Пока ребёнок маленький, он уверен, что мир крутится вокруг него: все о нём заботятся, все его обслуживают. По мере взросления ему придётся расстаться с иллюзией, что он центр Вселенной. Надо дать ему понять, что люди, которые его окружают дома и за его пределами, — это люди со своей жизнью, своими интересами, представлениями о мире. И не важно, чем они занимаются, знакомы они с ребёнком или нет. Он должен соблюдать правила вежливости: говорить «спасибо», «пожалуйста», «извините», «разрешите»; здороваться и прощаться; не брать без спросу чужие вещи; не говорить грубых слов; благодарить за подарки.
Воспитывать в ребёнке самоконтроль — ещё одна задача родителей. Мы должны регулировать его потребности, устанавливать границы потребления, не потакая всем его прихотям. Это касается не только вещей, но и информации, развлечений. Когда ребенок продолжает что-то у нас клянчить, мы говорим твёрдое «нет». Ребёнок будет больше нас уважать, когда поймёт, что наше «нет» на самом деле означает «нет» и не зависит от нашего настроения или погоды за окном.
Когда я беседую с родителями, я подчёркиваю, что нам надо прежде всего научиться контролировать себя, то есть посмотреть на своё поведение, на то, как мы выстраиваем и соблюдаем границы в повседневной жизни, в отношениях с ребёнком и другими людьми. Самое первое представление о мире ребёнок получает дома. Задавая определенные правила и соблюдая их, мы, по сути, задаем норму жизни. Тогда и ребёнок будет придерживаться этих правил автоматически. И вероятность того, что он вырастет самостоятельным человеком и выстоит в наше сложное время, значительно возрастает.
Воспитывать ответственность
Когда мы произносим слово «ответственность», возникает сразу несколько ассоциаций: долг, обязанность, надёжность, способность доводить начатое дело до конца. По-настоящему ответственный человек — хозяин своих чувств, желаний, поступков, решений. Это позиция взрослого, который готов отвечать за себя, за своих близких и в то же время понимает, что ему никто ничего не должен, это тот фундамент, на котором базируется в том числе и социальная ответственность людей, наделённых властью или богатством.
В дореволюционной России в богатых семьях с детства прививали ответственность за обездоленных и страждущих. Вспомним царских дочерей: с началом Первой мировой войны великие княжны вместе с государыней Александрой Федоровной работали в госпиталях сестрами милосердия, ухаживали за ранеными, помогали на операциях.
Существовала культура благотворительности, когда состоятельные люди вместе с детьми шли к бедным, проникались их проблемами и занимались серьёзной системной помощью — на собственные средства организовывали столовые, раздавали одежду. Благотворительность считалась делом почётным, существовала даже очередь на пожертвования.
В современной Европе воспитание коронованных особ — это и служба в армии, и помощь детям с ограниченными возможностями, и работа в медицинских учреждениях, хосписах. Ребёнку чётко дают понять: чем больше у тебя привилегий, тем больше ответственности — это своего рода «заземление», которое не даёт «воспарить за облака».
Показательный пример из новейшей истории — воспитание принцессы Софии, нынешней королевы Испании. Девочку отправили в пансион со спартанскими условиями: только холодная вода, скудное питание, суровые наказания за провинности. Так прошло четыре года. Затем родители вместе с ней ездили по бедным странам, она видела, как там живут дети, и помогала им. Позже София получила специальность медсестры и ухаживала за больными. Родители старались вырастить из неё прежде всего ответственного человека, способного сознательно пользоваться поистине гигантскими возможностями, которые даёт королевский титул.
Принц Уильям тоже учился в школе-пансионе, где делил комнату с четырьмя другими мальчиками. По окончании Итонского колледжа он много ездил по миру, участвовал в благотворительных акциях в Чили и странах Африки. В 2015 году Уильям поступил на должность пилота вертолёта скорой помощи. Он много времени уделяет благотворительности и возглавляет несколько фондов.
Чтобы разорвать круг избранности, элитарности, необходимо воспитывать в детях ответственность и желание помогать. Они должны понимать, что все мы живём в одном мире, что все люди разные и жизнь у них складывается по-разному, но все заслуживают уважения — независимо от образования, материальных возможностей, способностей и здоровья. Ребёнок должен чётко усвоить следующие принципы: не добивать слабого, не унижать бедного, помогать тем, кто действительно нуждается в помощи. Понимание других, сочувствие и помощь — это его обязанность по отношению к тем, кто живет иначе.
Передать ценности
Дети наследуют от родителей не только деньги, недвижимость и другие материальные ценности, но и их систему представлений, взглядов на многие важные вещи. Ценности влияют на принятие решений и поступки, стимулируют и направляют нашу деятельность. Они транслируются детям, даже если мы об этом не задумываемся: через наши слова, обсуждения, комментарии, через наши действия.
Я уверена, что, несмотря на дефицит времени, мы способны сделать так, чтобы дети смогли перенять, впитать наши ценности. Я тоже много работала и мало времени проводила дома. У меня трое детей, сейчас уже взрослых, и, как мне кажется, я сумела передать им свою систему ценностей. Они всегда вспоминают слова, которые слышали от меня в детстве: «Представьте, что в доме случился пожар, все сгорело, и вы выскочили на улицу без ничего. Что у вас осталось? Отношения с близкими, здоровье, знания, опыт, любимое дело. Это и есть самое главное. Вот в это и надо вкладываться, это и надо по-настоящему беречь».
Безусловно, воспитывать ребёнка в условиях лёгкости бытия и праздности очень трудно. Поэтому особое значение приобретает семья, в которой выстроены границы, есть место ответственности и сформированы определённые ценности. Ребёнок напитывается этим, и у него не возникает вопросов, почему, например, кому-то дают столько денег на карманные расходы, а ему столько. Ответ: «Потому что в нашей семье так». И это не обсуждается.