Парфюмерия Грасса: редкий жасмин и надушенные перчатки Екатерины Медичи
Что вам приходит на ум при упоминании города Грасс? Наверняка вы знаете, что это место можно назвать мировой столицей парфюмерии. В Грассе и его окрестностях работают 30 крупных парфюмерных фабрик, которые производят эссенции и формулы, а затем продают их таким компаниям, как Dior, Lancôme, Estee Lauder. Грасс окружен многочисленными цветочными полями и с весны до осени наполнен волшебными ароматами розы, лаванды и жасмина.
Город был основан в XI веке и стал резиденцией епископа Антиба. А с 1482 года Грасс вместе с Провансом был передан французской короне. В это время город был одним из крупнейших кожевенных центров Европы.
Екатерина Медичи и ее роль в парфюмерии
Екатерина Медичи появилась на свет во Флоренции в 1519 году в семье герцога Урбино Лоренцо Медичи, племянника Папы Льва X. Через несколько дней после рождения она осталась круглой сиротой. В 1523 году Джулио Медичи вступил на папский престол под именем Климента VII и через 10 лет предложил свою внучатую племянницу Екатерину в невесты сыну короля Франции Генриху Орлеанскому.
Девушка покинула родную Италию на папской галере и прибыла на Лазурный Берег. Свадьбу сыграли 28 октября 1533 года, на торжестве присутствовали сам Папа и Король Франции Франциск I.
Когда речь заходит о парфюмерии Грасса, то во всех источниках вы найдете историю «душистых перчаток» и имя Екатерины Медичи. Однако, несмотря на то, что свадьба Екатерины проходила недалеко от Грасса, историческая личность никогда не посещала этот город. Тем не менее именно она внесла свой вклад в развитие парфюмерии, открыв французскому королевскому двору моду на душистые перчатки.
О надушенных перчатках
Ароматизация перчаток является итальянским обычаем. В конце XV века потомок старинного римского рода Муцио Франжипани придумал пудру, состоящую из мускуса, цибета и молотого корня ириса. Говорят, именно этой пудрой Екатерина Медичи пользовалась для маскировки запахов во дворце Фонтенбло.
Привычка «надушивать» аксессуары, одежду, да и все вокруг быстро распространилась в придворных кругах Людовика XIII. Ароматизацией занялись специально обученные люди. Именно они создали гильдию перчаточников-парфюмеров в 1656 году.
Затем настала эпоха правления Людовика XIV, который выдал патент в области этой профессии (Les statuts des maîtres gantiers parfumeurs), и индустрия парфюмерии начала стремительно формироваться во Франции.
В Грассе и Гренобле были сосредоточены основные фабрики-ателье. Перчатки тогда отдушивали двумя способами: либо пропитывая их ароматическими растворами, либо натирая душистой пастой или воском с внутренней или внешней стороны. Ароматизировать перчатки в крупных масштабах первым стал парфюмерный дом Galimard.
О налогах и революции
Начиная с конца XVI века практически все жители Грасса начинают интересоваться парфюмерией. В каждом саду выращивают розу, жасмин, фиалки и другие цветы, чтобы в дальнейшем получить из них чудесные ароматы. Эта деятельность в то время не облагалась никакими налогами. Королевскую казну больше интересовало производство пшеницы, виноградников и оливковых деревьев. Однако все изменилось во время правления Людовика XIV: именно он обложил перчаточников-парфюмеров налогами. Говорят, все от того, что он не любил ни принимать ванну, ни душиться. Хотя эта история немного приукрашена: водные процедуры Король-Солнце и правда не жаловал, но и совсем грязным не ходил. Людовик обтирал тело ароматизированными салфетками.
Вместе с тем, этот правитель не только ввел налоги на парфюмеров, но и разрешил выращивание розы и жасмина в крупных масштабах.
Развитие перчаточно-парфюмерного дела проходило нелегко. В 1685 году вдобавок к налогу Людовик XIV отменил Нантский указ (закон, дававший право на вероисповедание протестантам-гугенотам), после чего по всей стране начались гонения, затронувшие и Грасс. Из-за преследований многие ремесленники были вынуждены покинуть свои города.
Второй волной, разрушившей парфюмерно-перчаточное производство в Грассе, стала Французская революция. Ведь главным потребителем надушенных аксессуаров была знать, а революционеры старались уничтожить дворянский класс.
Несмотря на все эти потрясения, Грасс выжил. А в 1834 году перчаточный мастер Ксавье Жувен изобрел резак и пресс для кройки, с помощью которых выпускать аксессуары стало гораздо проще, и у производителей появилась возможность выйти на более широкий круг потребителей.
Аксессуары, положившие начало парфюмерной индустрии, кажется, давно обрели независимость. Духи отдельно, перчатки отдельно. Но в последнее время тема надушенных перчаток и аксессуаров переживает второе рождение. В прошлом году Guerlain совместно с ателье Agnelle выпустил две пары надушенных перчаток, которые можно было приобрести в бутике на Елисейских полях. То же самое сделали L’Artisan Parfumeur, создав лимитированную коллекцию парфюмированных аксессуаров.
Старейшие парфюмерные дома Грасса: Galimard и Fragonard
Galimard считается самым возрастным производителем парфюма, он был основан в 1747 году. Перчатки здесь, правда, давно уже не отшивают. В местном музее-лаборатории можно посмотреть на то, как из цветов извлекают эссенции. Здесь работает Жан Морель, которого называют «носом» Galimard. Морель не учился ни в одной из престижных парфюмерных школ, эту хитрую науку ему помог освоить его дед. Он говорит, что для того, чтобы постичь искусство распознавания запахов, необходимо не меньше десяти лет. Обычный человек помнит двести-триста запахов, а парфюмер – тысячу.
Второй парфюмерный дом, которым славится не одно десятилетие Грасс — Fragonard. В 1926 году Эжен Фюкс открыл в здании кожевенной мастерской парфюмерную фабрику и назвал ее Fragonard в честь художника Жан-Оноре Фрагонара. К слову, отец последнего был одним из ремесленников, производивших те самые душистые перчатки. Сегодня посещение фабрики — это погружение в историю ремесла, которое во многом осталось прежним, и одновременно знакомство с современной парфюмерией. Двери обители ароматов открываются в анфиладу залов, где на полу стоят мешки с лепестками роз, жасмина и корой сандалового дерева. Затем идут залы, где можно ознакомиться как с самыми старыми, так и самыми современными способами извлечения запахов.
Самый древний способ получения пахучих веществ – это горячий анфлераж или мацерация. Заключался он в следующем: парфюмеры погружали высушенные цветы в стеклянный сосуд с теплым растительным маслом или нагретым до 50-70 градусов животным жиром. Благодаря воздействию тепла ароматические молекулы переходили в масло. После насыщения ароматическими молекулами растительное масло фильтровалось через несколько слоев ткани и переливалось в сосуд из темного стекла. В итоге получалась так называемая помадка. Для обогащения запаха добавляли разные пряности и душистые эссенции. С появлением дистилляции густые жирные составы стали промывать в спирте, который также имел свойство поглощать запах. Смесь жира и спирта тщательно взбивали и долго отстаивали, пока вещества не разделялись на слои. Затем спирт фильтровали для окончательного удаления следов жира.
Редкий жасмин
Как мы уже сказали, Грасс окружен цветочными полями розы, лаванды, туберозы, флердоранжа, мимозы и очень редкого жасмина. На сегодняшний день в парфюмерии используется лишь один вид этого цветка — jasmin grandiflorum, который впервые был выведен в Персии. Известно, что в 1560 году испанские моряки впервые привезли в Грасс деревце жасмина, после чего этот компонент стал активно использоваться во французской парфюмерии. К сожалению, от прежних жасминовых плантаций в Грассе осталось чуть меньше 10 гектаров. По этой причине цветы сложно получить даже таким брендам, как Шанель и Жан Пату. Именно из-за малочисленности грасский жасмин считается одним из самых дорогих компонентов в парфюмерии.
Лучшие парфюмеры утверждают, что качественные духи можно получать только при использовании жасминового эфирного масла.
Сегодня этот городок Лазурного побережья притягивает любителей «вкусно» подушиться и создать свой аромат. В последнее время в Грасс потянулись и поклонники Патрика Зюскинда и его «Парфюмера», ведь именно в стенах этого города главный герой убивает девушек в попытке создать совершенный аромат. Если вы вдохновились этой книгой, то лучше всего приезжать в Грасс поздней осенью и зимой. Если же вам по душе творчество Бунина, который долгое время жил в городе, то советуем подождать до весны, когда поля зацветут и аромат майской розы разнесется по средневековым улочкам, пробуждая любовь в самых темных душах. Летом это место будет наполнено запахом лаванды, а с конца августа и до октября в Грассе правит жасмин.